Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Меньшова С.В.
судей Кононовой Л.И, Безгиновой Л.А,
при секретаре Вяхиревой И.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов Чередниченко В.В, Чередниченко О.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Чередниченко В.В, Чередниченко В.В, Чередниченко Е.В. и Чередниченко Е.В,
на решение Минераловодского городского суда Распоряжением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Чередниченко В.В, Чередниченко О.А, действующей также в интересах несовершеннолетней Чередниченко В.В, Чередниченко Е.В. и Чередниченко Е.В. к администрации Минераловодского городского округа и к Министерству труда и социальной защиты населения Распоряжением Губернатора Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в нежилом помещении, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года, возложения обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости,
заслушав доклад судьи Кононовой Л.И,
установила:
Чередниченко В.В, Чередниченко О.А, действующая также в интересах несовершеннолетних Чередниченко В.В, 2011 года рождения, и Чередниченко Е.В, 2000 года рождения, Чередниченко Е.В. обратились в суд с иском к администрации Минераловодского городского округа и к Министерству труда и социальной защиты населения Распоряжением Губернатора Ставропольского края, в последствии уточнив его, просили установить юридический факт их постоянного проживания в нежилом помещении - летней кухне, расположенной по адресу: "адрес", пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года, в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, а также возложить обязанность включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
В обоснование исковых требований указано, что истцы обратились с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении их в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором они проживали, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, при этом истцы утратили имущество первой необходимости в результате наводнения в "адрес". Согласно Акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в мае 2017 года, они были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной и материальной финансовой помощи. Указанным актом установлено, что было полностью утрачено имущество первой необходимости. Однако, после обращения в администрацию Минераловодского городского округа им был дан письменный отказ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому они не были включены в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в "адрес" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку они не зарегистрированы по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: "адрес". Им было предложено обратиться в суд для установления факт постоянного проживания по этому адресу. Установление судом данного факта позволит признать их пострадавшими, включить в установленном порядке в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, и обеспечит выплату им соответствующей помощи в размерах, определенных законодательством.
Решением Минераловодского городского суда Распоряжением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Чередниченко О.А, также действующей в интересах несовершеннолетней Чередниченко В.В, Чередниченко В.В, Чередниченко Е.В. и Чередниченко Е.В. к администрации Минераловодского городского округа и к Министерству труда и социальной защиты населения Распоряжением Губернатора Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в нежилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истцы Чередниченко О.А, Чередниченко В.В. просят решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 14 сентября 2017 года отменить полностью, принять новое, которым их исковые требования удовлетворить в полном объеме. Считают, что суд не учел обстоятельств того, что предусмотренные законом временные выплаты являются мерами социальной поддержки пострадавшим от чрезвычайной ситуации гражданам и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, а не выплат, связанных с утратой жилого помещения. Суд, определив в качестве обстоятельств, имеющих значение для дела, факт проживания их семьи в нежилом помещении, не придал значения обстоятельствам отсутствия у истцов иного имущества первой необходимости, кроме того, которое ими было утрачено в результате чрезвычайной ситуации. Суду первой инстанции представлено достаточно доказательств проживания истцов и их несовершеннолетних детей по указанному адресу, однако суд не дал им оценки, что повлекло вынесение незаконного и необоснованного решения.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседание судебной коллегии явился представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Фурманова В.В.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции, не явились, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания заказными письмами с уведомлением о вручении, отправленными по имеющимся в материалах дела адресам. В соответствии с ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Фурманову В.В, просившую отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в их пределах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Чередниченко В.В, 1976 года рождения, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежат на праве собственности объекты недвижимости - летняя кухня, назначение - нежилое, общей площадью 85 кв.м, и земельный участок, площадью 700,00 кв.м, расположенные по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 26-АИ N и "адрес". (л.д. 19,20)
В мае 2017 года на территории Распоряжением Губернатора Ставропольского края сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О введении на территории Распоряжением Губернатора Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации" в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Распоряжением Губернатора Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Распоряжением Губернатора Ставропольского краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Распоряжением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N с 10 часов ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации.
Спорное нежилое строение - летняя кухня, расположенная по адресу: "адрес", находилось в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2017 года.
В результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в мае 2017 г, истцы по настоящему делу были признаны пострадавшими и нуждающимися в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, о чем был составлен акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с ДД.ММ.ГГГГ в Минераловодском городском округе. (л.д. 18)
ДД.ММ.ГГГГ Чередниченко О.А, Чередниченко В.В, Чередниченко Е.В. и Чередниченко Е.В. администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, поскольку у них отсутствует регистрация по месту жительства и правоустанавливающие документы на жилое помещение, а также разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений. (л.д.10-17)
Истцы, ссылаясь на то, что на момент паводка в мае 2017 года фактически проживали в нежилом помещении - летней кухне по адресу: "адрес", и в связи с паводком ими утрачено имущество первой необходимости, обратились в Минераловодский городской суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку летняя кухня, в котором проживают истцы, является нежилым строением, то право постоянного проживания в нём по смыслу жилищного законодательства исключается. Поэтому установление факта проживания истцов в нежилом строении не порождает для них тех правовых последствий, которые установлены законодателем для возмещения ущерба в результате чрезвычайных ситуаций путем предоставления мер социальной поддержки в случаях частичной или полной утраты имущества первой необходимости в жилых помещениях. Само же по себе наличие у истцов нежилого строения на территории подвергшегося затоплению населенного пункта не может служить установленным законом основанием для их признания пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и, соответственно, для предоставления им в связи с этим мер социальной поддержки.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, основанными на правильной оценке юридически значимых обстоятельств дела и верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно разъяснений в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами (ч.ч. 3, 4 ст. 15 ЖК РФ).
В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47.
Жилым помещением признается жилой дом, квартира или комната. В частности под жилым домом понимается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Согласно п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Пунктом 42 Положения предусмотрено, что межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. По результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания (пункт 47 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления. Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийными подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом ВС РФ 29.04.2014, законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.
В рассматриваемом случае установлено, что истцы в межведомственную комиссию по вопросу признания спорного нежилого строения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, не обращались. Акт межведомственной комиссии, составленный по результатам оценки соответствия этого строения установленным требованиям, истцами в материалы дела не представлен.
Таким образом, истцами не соблюден установленный действующим законодательством порядок признания спорного строения жилым.
На основании п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), установлено два разных вида помощи: пп. "г" оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; пп. "д" оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчёта за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10.04.2006 N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", целью которого, согласно его статьи 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона N 19-кз мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, являются единовременные денежные выплаты в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом Министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края 13.02.2012 N 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае.
Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края, для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и Министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
В соответствии с главой 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7), к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Как правильно указал суд первой инстанции, установление факта проживания истцов в нежилом строении не повлечет обязательство государства по выплате компенсации взамен любого утраченного имущества. Само по себе наличие у истцов нежилого строения на территории подвергшегося подтоплению населенного пункта не может служить основанием для их признания пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.
Таким образом, истцами не представлено достаточных доказательств, что они оказались в трудной жизненной ситуации и в полном объеме утратили предметы первой необходимости.
При установленных обстоятельствах, когда условия оказания единовременной материальной и финансовой помощи предусматривают обязательное подтверждение гражданами факта постоянного или преимущественного проживания на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС, не подтвержденного стороной истца, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела фактически выражают лишь несогласие с данной судом оценкой доказательств, с выводами суда и постановленным решением, при этом выводов суда не опровергают и не содержат предусмотренных статьей 330 ГПК РФ правовых оснований для отмены решения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного решения, влияли ли бы либо опровергали изложенные выводы. С учетом этого, эти доводы жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального закона и норм процессуального закона, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установилвсе необходимые для разрешения дела обстоятельства с надлежащей их оценкой. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных материалах дела. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 14 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Чередниченко В.В, Чередниченко О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.