Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Минаева Е.В.
судей Шурловой Л.А, Быстрова О.В,
с участием секретаря Фатневой Т.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Безчетвертной С.Р. в лице представителя Прокопенко Е.И. на решение Пятигорского городского суда от 28 августа 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Безчетвертной С.Р. к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности, назначении пенсии, взыскании судебных расходов, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А,
установила:
Безчетвертная С.Р. обратилась в суд с настоящим иском в обоснование указав, что в связи с достижением возраста назначения досрочной страховой пенсии по старости, 26.01.2017 подала заявление в ГУ-УПФР по городу-курорту Пятигорску, так как работала медицинской сестрой, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Так, в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не включены следующие периоды ее работы:
с 22.08.1986 по 21.06.1988 в должности заведующей медпрофилактория Совхоза Бурановский; с 01.07.1988 по 02.10.1989 в должности медицинской сестры в детском саду колхоза Победы; с 23.11.1989 по 23.01.1990, с 30.01.1990 по 30.03.1990, с 16.07.1990 по 01.12.1990 в должности старшей медицинской сестры в ясли-саду N9; с 05.12.1990 по 19.06.1994 (в том числе отпуск по уходу за ребенком с 05.12.1991 по 03.01.1993), с 01.07.1994 по 01.03.1995, с 07.03.1995 по 31.12.2002, с 08.01.2003 по 31.08.2006, с 01.09.2006 по 09.07.2015 в должности медицинской сестры в Ессентукском центральном военном санатории; с 22.05.1986 г. по 21.08.1986 г. период работы в должности медицинской сестры в Бурановской участковой больнице не включен в страховой и льготный стаж. С принятым решением об отказе в досрочном назначении страховой пенсии старости не согласна, считает его незаконным и необоснованным.
Просит суд признать решение пенсионного органа от 21.04.2017 г. N 24 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным; обязать ответчика включить в стаж, дающий права назначение досрочной страховой пенсии по старости указанные периоды работы; назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи ею заявления, т.е. с 26.01.2017 г.; взыскать с ответчика 30 000 рублей в возмещение расходов на оплату услуг представителя за предоставление интересов в городском суде и госпошлину в сумме 300 рублей.
Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований Безчетвертной С.Р. -отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Безчетвертная С.Р. в лице представителя Прокопенко Е.И. просит отменить решение как незаконное и необоснованное, с удовлетворением иска. Указывает, что период работы с 01.05.1986г. по 21.08.1986г. в должности медицинской сестры в Бурановской участковой больнице подлежит включению, принята в совхоз в порядке перевода на должность заведующей медицинским профилакторием, и сведений о том, что ее трудовая деятельность протекала по совместительству или в качестве члена колхоза не имеется. Период работы в должности медицинской сестры в детском саду колхоза Победы, в ясли-сад N9 г. Ессентуки, также подлежат зачету в стаж, т.к. в спорный период работы истицы действовали Список и Положение N1397. Истица выполняла обязанности медсестры медицинского кабинета муниципального образовательного учреждения. Подлежат зачету в страховую пенсию по старости и периоды трудовой деятельности в должности медицинской сестры в Ессентукском центральном военном санатории. Судом не принята во внимание информация в справке N1611 от 02.08.2017 года, в которой сказано, что санаторий "Ессентукский" осуществляет санаторно-курортную помощь при сопутствующих заболеваниях опорно-двигательного аппарата, т.е санаторий осуществляет лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кроме того, судом не учтено, что периоды работ с 01.07.1988 по 02.10.1989 ( сад колхоза Победа), с 01.1.1999 по 31.12.2002, с 08.01.2003 по 31.08.2006, с 01.09.2006 по 09.07.2015 включены календарно в бесспорном порядке.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик УПФР по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края в лице начальника Управления Медведевой О.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражении на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает о наличии оснований к удовлетворению в части доводов жалобы и отмене решения в части ввиду неправильного применения норм материального права по следующему.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работ утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 (далее - Постановление N 665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения ли осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по oxpaне здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периоде работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (далее - Список N 781 и Правила N 781).
Дата регистрации Безчетвертной С.Р. системе обязательного пенсионного страхования - 24.07.1998.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.01.2017 года Безчетвертная (Фролова) Светлана Ростиславовна 02.01.1964 года рождения обратилась 26.01.2017 года в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
21.04.2017 пенсионным органом принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии (протокол решения об отказе N 24 от 21.04.2017) из-за отсутствия требуемого 30-ти летнего стажа лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Так, пенсионным органом не включены периоды работы истицы с 22.05.1986 (по приказу) по 21.08.1986 в должности медицинской сестры в Бурановской участковой больнице, т.к. дата зачисления на работу 01.05.1986 не соответствует дате по приказу ? 22.05.1986, период работы не заверен печатью и справка, уточняющая условия труда на запросы не поступила.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N781 от 29 октября 2002 года, предусмотрена должность "медицинская сестра" в медико-санитарной части, больницах всех наименований, поликлиниках всех наименований.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27, Списком N 1066 от 22.09.1999г.
Из материалов дела следует, что в спорный период времени истица работала в должности среднего медицинского персонала в государственных, муниципальных учреждениях здравоохранения по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в Бурановской участковой больнице (с.Новобураново Усть-Калманского района Алтайского края) по данным справки N129 от 08.06.2017г. расположено в сельской местности ( л.д.34)
КГБУЗ "Усть-Калманская ЦРБ" является правопреемником Усть-Калманской центральной больницы по данным справки N 26 о заработке истицы по август 1986 год ( л.д.35) Усть-Калманская центральная больница, по данным справки N130 о перерегистрации учреждения с 21.09.1991 года, прошло перерегистрацию 26.10.1995 г. в Муниципальное медицинское учреждение Усть-Калманская центральная больница, с 02.07.2001 г. Муниципальное учреждение здравоохранения Усть-Калманская центральная районная больница, с 26.12.2011г. КГБУЗ "Усть-Калманская ЦРБ".
Как установлено судом первой инстанции, с выводами которого соглашается коллегия, оспариваемый период работы указан в трудовой книжке истца, однако не заверен печатью. Из представленных истцом доказательств: справки N129 от 08.06.2017, справки о заработной плате N26, справки о перерегистрации учреждения N130 от 08.06.2017 не содержат сведения об условиях труда Безчетвертной С.Р, отсутствуют достоверные сведения о дате окончания работы (приказе об увольнении), периодах, неподлежащих зачету в страховой стаж (отпуск без сохранения заработной платы), не представлены первичные документы учета трудовой деятельности Безчетвертной С.Р..
Проверяя доводы апелляционной жалобы истицы в отношении указанного периода работы судебная коллегия не находит оснований к ее удовлетворению.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием, а также по другим причинам, не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом, характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" (пункт 4).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что характер работы подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке, что подтверждено судебной практикой, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 06.02.2017 N 1-КГ16-36.
Справка, уточняющая условия труда истца в означенный период времени работы ее медицинской сестрой, в материалах дела не представлена, то есть отсутствуют сведения о том, что истица осуществляла лечебную или иную деятельностью по охране здоровья населения, что давало бы право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости. По доводам жалобы оснований к отмене решения в указанной части судебная коллегия не усматривает.
Судом также установлено, что с 22.08.1986 по 21.06.1988 ( 1 год 9 месяцев 30 дней) истица работала в должности заведующей медпрофилактория совхоза Бурановский. По данным архивной справки N Б-253А от 07.06.2017 г. Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) "Бурановский" Усть-Калманского района Алтайского края, (с.Новобураново Усть-Калманского района Алтайского края по данным справок N129, NБ-353Б, расположено в сельской местности, наделено статусом сельского поселения по закону Алтайского края от 05.10.2007г. N 95-ЗС) имел следующие наименования: до 1967 года совхоз "Бурановский" Усть-Калманского района Алтайского края;до 1976 года молочный совхоз "Бурановский" с.Новобураново;до 1993 г. совхоз "Бурановский" с.Новобураново; далее АОЗТ,ЗАО, СПК "Бурановский " с.Новобураново.
Отказывая в заявлении по данному периоду пенсионный орган и суд сослались на то, что указанное наименование учреждения и должность постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 и Списком N 464, Списком N 781 не предусмотрены.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, а доводы жалобы полагает убедительными в данной части, решение подлежащем отмене в части с новым решением об удовлетворении указанного требования.
В силу пп. 20 п. 1 ст. 27, п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, профилакторий, а также совхоз или колхоз в указанный Список действительно не включены. Вместе с тем, в заявленный истицей период, действовали различные Списки профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых дает право на назначение трудовой пенсии на льготных условиях.
Трудовая деятельность истицы, осуществляемая ранее 1991 года, подлежала зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном Перечнем, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, действовавшим до 01.10.1993. Данным Перечнем предусмотрена работа в лечебно-профилактических учреждениях, санитарно-профилактических учреждениях в различных должностях: врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - вне зависимости от наименования должности.
В соответствии с Положением о медицинском профилактории, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения СССР от 01.06.1984 N621, действовавшим до 1999 г. в период работы истицы в должности заведующей медицинским профилакторием с 22.08.1986 по 21.06.1988г, медицинский профилакторий организовывался в составе центральных районных больниц, районных больниц, участковых больниц, амбулаторий или фельдшерско-акушерских пунктов, в зависимости от местных условий, с заключением договора правлением совхоза с центральными районными больницами об открытии медицинского профилактория; учреждения здравоохранения, в составе которых организовывались медицинские профилактории.
Цели, предмет деятельности, функции медицинского профилактория соответствуют целям, предмету деятельности, функциям учреждения здравоохранения, а именно: выполнение медико-профилактической, лечебно-диагностической помощи населению, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно инструктивно-методическим рекомендациям организации и содержания работы медицинского колхозно-совхозного профилактория от 1985 года указанные профилактории организованы в составе районных (участковых) больниц, ФАПов в колхозах, совхозах для приближения физиотерапевтической помощи работникам колхозов и совхозов. Их деятельность осуществляется путем массовой первичной физиопрофилактики населения и проведении комплексного противорецидивного лечения больных. На должность заведующей назначался фельдшер, имеющий стаж работы не менее 3 лет и прошедший специальную подготовку по физиотерапии. Задачами деятельности являлись участие в диспансерном наблюдении работников, оказание лечебно-профилактической помощи. В должностные обязанности заведующего профилакторием входило контроль за сроками проведения медосмотров, совместно с врачами кураторами определять контингент лиц для наблюдения и устанавливать сроки и частоту курсов профилактического лечения, проводить доврачебное обследование работников, проводить противорецидивное лечение с использованием физиотерапевтических методов, осуществлять осмотр работников на выявление профессиональных и других заболеваний, проводить профилактические прививки населению, проводить предрейсовые осмотры водителей, оказывать первую медицинскую помощь по экстренным показаниям, проводить физиотерапевтическое и медикаментозное лечение больным.
Исходя из вышеизложенного следует, что заведующий профилакторием осуществляет медицинскую деятельность, а профилакторий фактически выполнял роль фельдшерского пункта в сельской местности. Обязанности, выполняемые заведующей лечебным профилакторием, соответствуют обязанностям фельдшера.
К числу медицинских учреждений профилакторий отнесен специальным нормативным актом - Положением о медицинском профилактории, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения от 01.06.1984 N 621. Согласно "Положению о медицинском профилактории" на должность заведующей назначался фельдшер, указанная должность поименована в Списках 1959 года. Учреждения здравоохранения, в составе которых организуются медицинские профилактории, в установленном порядке: раздел 6 п. 6.1-назначают на должность медицинских сестер медицинского профилактория лиц, имеющих среднее медицинское образование (фельдшера, акушерки, медицинской сестры) и прошедших специальную подготовку по физиотерапии. Судом установлено, что истица в 1982 году окончила Рубцовское медицинское училище по специальности медицинская сестра. Таким образом, работа истицы в названном учреждении и должности дает право на пенсию за выслугу лет, а выводы суда об обратном несостоятельны.
Из разъяснений п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (п. 5 названных выше Правил).
Согласно пп. "а" п. 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066.
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 01.11.1999, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 01.11.1999.
В силу п. 3 Постановления N 1066, учитывая, что согласно п. 2 данного Постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01.11.1999 может быть исчислен в указанном льготном порядке.
При таких обстоятельствах, зачет названного выше спорного периода мог осуществляться в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца).
Также судом установлено, что с 01.07.1988 по 02.10.1989 истица работала в должности медицинской сестры в Детском саду колхоза Победы. Отказывая в иске по данному периоду пенсионный орган и суд первой инстанции сослался на то, что указанное учреждение постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, Списком N 781 не предусмотрены.
Судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению доводов жалобы.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком N 464, периоды работы после 01 ноября 1999 года - в соответствии со Списком и Правилами N 1066, а в рассматриваемом случае периоды работы до 1 января 1992 г. - в соответствии Перечнем учреждений, организаций и должностей (приложение к постановлению СМ СССР от 17 декабря 1959 N 1397 ( с 1 октября 1993 года указанный пункт постановления N 464 признан утратившим силу, как и постановление N 1397 ).
В соответствии с пунктом 4.5 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" работа по специальности, протекавшая по совместительству, а также в качестве члена колхоза, не включается в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
Как следует из записей трудовой книжки истицы, она 01.07.1988 года принята членом колхоза Победы Тюкульбасского района Чимкентской области и направлена в детский сад ст. медсестрой (так указано в документе), а потому указанный период работы истицы с 01.07.1988 по 02.10.1989 г. обоснованно не включен в специальный стаж для назначения пенсии.
Спорные периоды работы истицы с 23.11.1989 по 23.01.1990 ( 2 месяца работы), с 30.01.1990 по 30.03.1990 (2 месяца), с 16.07.1990 по 01.12.1990 ( 4 месяца 15 дней) в должности старшей медицинской сестры в ясли- сад N9 г.Ессентуки не включены в соответствующий стаж, так как указанное учреждение Списком N 781 не предусмотрено. Данные периоды работы истицы включены в стаж в календарном исчислении по решению пенсионного органа N24.
Судебная коллегия, по доводам апеллянта о несогласии с позицией суда, полагает их убедительными по следующему.
По данным трудовой книжки истицы видно, в означенные периоды принята на работу в детский сад-ясли N 9 г.Ессентуки на должность старшей медсестры, периодов, не засчитываемых в стаж для досрочного назначения страховой пенсии, не имела. Ясли-сад N9 переименован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Светлячок" г.Ессентуки (постановлением главы г.Ессентуки от 06.03.1998 г. N 82-98/с-226).
До 06.09.1991 действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, при трудовой деятельности истицы, осуществляемой ранее 1991 года и до 01.10.1993. Данным Перечнем предусмотрена работа в лечебно-профилактических учреждениях, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения -Детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады, медицинские сестры - все независимо от наименования должности.
В соответствии с пунктом 5.2.11 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321, и в целях дальнейшего совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 56 от 23 января 2007 года утвержден Примерный порядок организации деятельности детской поликлиники, согласно п. 3 которого, детская поликлиника обеспечивает организацию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, в примерную структуру детской поликлиники входят процедурный кабинет и медицинские кабинеты образовательных учреждений.
Работая старшей медицинской сестрой ясли-сада N9 истица выполняла обязанности аналогичные обязанностям медсестры поликлиники, медсестры кабинета образовательного учреждения, процедурного кабинета и этот период работы подлежит зачету в специальный медицинский стаж. По указанному Списку работа истицы медицинской сестрой ясли-сада до 6 сентября 1991 года подлежала включению в специальный стаж без каких-либо дополнительных условий, относится к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам. Поскольку только после 01 октября 1993 года работа медицинской сестрой в дошкольном учреждении не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Указанная позиция нашла отражение и в Определении Верховного Суда РФ от 21.09.2007 N 31-В07-11.
В спорный период времени действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, по которому льготное исчисление стажа работникам здравоохранения применялось только в случае, если работа протекала в сельской местности или поселке городского типа. В силу изложенного, по мнению коллегии, имеются основания к удовлетворению доводов жалобы и отмене решения в указанной части.
Периоды работы истицы с 05.12.1990 г. по 19.06.1994 (в том числе отпуск по уходу за ребенком с 05.12.1991 по 03.01.1993), с 01.07.1994 по 01.03.1995, с 07.03.1995 по 31.10.1999 в должности медицинской сестры в Ессентукском центральном военном санатории (ФГУ Ессентукский центральный военный санаторий, филиал Санаторий Ессентукский ФГКУ СКК Северокавказский) включены пенсионным органом - календарно (протокол решения N24 от 21.04.2017).
Периоды работы истицы в названном учреждении и должности начиная с 01.11.1999 года не включены, поскольку по сведениям индивидуального персонифицированного учета, представленными Ессентукским центральным военным санаторием (регистрационный номер 036-026-000077), деятельность Безчетвертной С.Р. не квалифицирована, как лечебная; по представленным документам (трудовая книжка, справка N2505 от 09.11.2016, выданная филиалом Санатория Ессентукский ФГКУ СКК Северокавказский, архивная справка от 22.03.2017 N4-/1182) не усматривается, что санаторий является профильным, и деятельность Безчетвертной С.Р. в санатории связана со специализациями, указанными в Списке N 1066 и в Списке N781.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет") в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 1 ноября 1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры.
Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка N 781, действовавшего на время возникновения спорных отношений.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а именно после 1 ноября 1999 г, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что указанный санаторий не является специализированным санаторием, является многопрофильным и осуществляет лечение по различным направлениям, в связи с чем обоснован вывод суда о том, что указанные периоды работы включению в специальный стаж не подлежат, доводы жалобы об обратном не состоятельны.
Апеллянт также указывает, что не включен в ее специальный стаж период с 05.12.1991 г. по 03.01.1993 г. нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Данные доводы жалобы необоснованны и не влекут отмену решения в указанной части, поскольку до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Поскольку истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до введения в действие Закона РФ N 3543-1 от 25 сентября 1992 года, период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет включен в стаж в
календарном исчислении.
Иные доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения в силу изложенного и основаны на ошибочном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела, выводы суда первой инстанции они не опровергают и не содержат новых обстоятельств, которые не являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции, а потому признаны несостоятельными и не подлежат удовлетворению.
Как видно по материалам дела, истица обратилась в пенсионный орган с соответствующим заявлением 26.01.2017 года, в бесспорном порядке установлен соответствующий стаж 14 лет 1 месяц 13 дней, и даже с учетом включенных коллегией периодов ее работы, необходимый стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Безчетвертная С.Р. не выработала, назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента подачи такого заявления осуществлено быть не может. Постановленное решение подлежит оставлению без изменения в остальной части.
На основании ст. 94 ГПК, ст. 100 ГПК РФ. в случае, если суд апелляционной инстанции изменил состоявшееся судебное постановление суда первой инстанции или отменил его и принял новое решение по делу, он вправе изменить распределение судебных расходов. Если суд апелляционной инстанции не изменил распределение судебных расходов, то в соответствии с частью 3 статьи 98 ГПК РФ этот вопрос по заявлению заинтересованного лица должен быть разрешен судом первой инстанции (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"). Судебная коллегия считает необходимым изменить распределение судебных расходов.
По правилам статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 рублей. Расходы по оплате помощи представителя адвоката Прокопенко Е.И. по соглашению об оказании юридической помощи N 46, на основании квитанции к приходному кассовому ордеру N 86 уплачено 30000 рублей, исходя из объема работы, проделанного представителем при рассмотрении дела по существу, характера спора, подаче иска данным представителем и участие адвоката в предварительном судебном заседании первой инстанции (согласно протокола судебного заседания с 10.00 до 10.45 ч), судебном заседании 28.08.2017г. (согласно протокола судебного заседания с 14.15 до 15.40 ч), по итогам которого постановлено решение, с учетом требований разумности и справедливости, частичного удовлетворения иска, судебная коллегия определяет в 5 000 рублей, решение подлежащим отмене в указанной части с частичным удовлетворением данных требований истицы. Оснований для отмены либо изменения решения суда в остальной части не имеется, апелляционную жалобу Безчетвертной С.Р. удовлетворить в части.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пятигорского городского суда от 28 августа 2017 года, которым отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований Безчетвертной С.Р. к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным решения пенсионного органа, взыскании судебных расходов, -отменить в части.
Принять в отмененной части новое решение, которым признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края от 21.04.2017 г. N24 незаконным в части отказа во включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы Безчетвертной С.Р.: с 22.08.1986 по 21.06.1988 года в должности заведующей медпрофилактория совхоза Бурановский; с 23.11.1989 по 23.01.1990, с 30.01.1990 по 30.03.1990, с 16.07.1990 по 01.12.1990 года в должности старшей медицинской сестры ясли- сад N9 г.Ессентуки.
Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края включить указанные периоды работы истицы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Взыскать с ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) в пользу Безчетвертной С.Р. расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей, расходы на представителя 5000 рублей.
В остальной части это же решение- оставить без изменения, апелляционную жалобу Безчетвертной С.Р. -удовлетворить в части.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.