Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Соболевой С.Л,
при секретаре Сигаревой Е.Е,
с участием прокурора Текутьевой Я.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление "данные изъяты" о признании недействующим в части отдельных положений Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, и Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***,
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты" обратился в Алтайский краевой суд с административным иском к Барнаульской городской Думе, с учетом уточнения требований просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края" и решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края" в части установления санитарно-защитной зоны производственных и коммунально-складских объектов в границах фактически занимаемого "данные изъяты". земельного участка ориентировочной площадью "данные изъяты". в кадастровом квартале ***, расположенного по адресу: "адрес".
Требования мотивированы тем, что в фактическом пользовании административного истца находится земельный участок по адресу: "адрес" с расположенным на нем жилым домом, который является неплановым строением, возведенным в ДД.ММ.ГГ. Согласно техническому заключению комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** объект (литер А, а) относится к условно-разрешенному виду использования территориальной зоны "данные изъяты"), что соответствует градостроительному регламенту данной зоны, расположен в санитарно-защитной зоне промышленных и коммунальных объектов. В соответствии с техническим заключением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ по состоянию основных строительных конструкций жилой дом с сенями по "адрес" соответствует действующим нормам и правилам для жилых зданий, не ущемляет законных прав третьих лиц, не угрожает жизни и здоровью людей, поэтому пригоден для дальнейшей безопасной эксплуатации. Распоряжением комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** земельному участку и расположенному на нем жилому дому (Лит.А) подтвержден существующий адрес: РФ, "адрес". Для предоставления земельного участка в собственность он обратился в комитет по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако письмом от ДД.ММ.ГГ в утверждении схемы было отказано по причине того, что пакет документов не содержит документы, подтверждающие нахождение данного участка в фактическом пользовании. Решением "данные изъяты" районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, признано незаконным решение комитета по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" ДД.ММ.ГГ N *** После этого распоряжением председателя комитет по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: "адрес" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление земельного участка ориентировочной площадью "данные изъяты" (цель использования - для эксплуатации жилого дома). Также в п. 4 данного распоряжения указано, что предоставление земельного участка возможно после проведения работ по образованию земельного участка и получения разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальные жилые дома. В соответствии с требованиями вышеуказанного распоряжения он обратился с заявлением в комиссию по землепользованию и застройки "адрес" об организации и проведении публичных слушаний о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальные жилые дома. По результатам проведения публичных слушаний было принято решение рекомендовать предоставление разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка по адресу: "адрес" "индивидуальные жилые дома", однако ДД.ММ.ГГ комиссия по землепользованию и застройки "адрес" приняла обратное решение в связи расположением земельного участка в санитарно-защитной зоне производственных и коммунально-складских объектов. По указанной причине постановлением заместителя главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка по адресу: "адрес" "индивидуальные жилые дома". Решением "данные изъяты" районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, в удовлетворении требований о признании постановления заместителя главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ незаконным отказано. Оспариваемая санитарно-защитная зона производственных и коммунально-складских объектов в границах находящегося в его пользовании земельного участка была установлена решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края" и решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края". Вместе с тем жилой дом был построен в ДД.ММ.ГГ, то есть до принятия Барнаульской городской Думой оспариваемых решений, и на момент его постройки функциональное и территориальное зонирование законодательно установлено не было, он не мог предполагать, что жилой дом может оказаться в территориальной (санитарно-защитной) зоне, исключающей возможность его эксплуатации. Кроме того, соседние земельные участки, расположенные по адресам: "адрес" переданы в собственность граждан. Полагает, что органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующих органов государственной власти в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, и установление либо изменение существующих границ санитарно-защитных зон к полномочиям органов местного самоуправления не относится. В данном случае в Правилах землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края и Генеральном плане городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных оспариваемыми решениями, на земельном участке по адресу: "адрес" нанесена санитарно-защитная зона, которая согласно обозначению читается как санитарно-защитная зона. Однако, текстовое и графическое описание местоположения границ данной санитарно-защитной зоны, перечень ее координат характерных точек границ в государственный кадастр недвижимости не внесены, то есть не определены. Между тем в настоящее время из ответа заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ стало известно, что санитарно-эпидемиологических заключений об установлении санитарно-защитных зон для производственных и коммунально-складских объектов в границах улиц "данные изъяты" Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю не выдавало. Таким образом, принимая оспариваемые решения, Барнаульская городская Дума вышла за пределы компетенции в части установления санитарно-защитной зоны на данном земельном участке, то есть оспариваемые решения в части установления санитарно-защитной зоны производственных и коммунально-складских объектов на земельном участке по адресу: "адрес" принято с нарушением правовых норм. Поскольку установление санитарно-защитной зоны производственных и коммунально-складских объектов лишает его возможности на получение разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальные жилые дома, то оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушаются его права на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца "данные изъяты" поддержал административные исковые требования в полном объеме, представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы и заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" "данные изъяты" возражала против заявленных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь требованиями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Изучив материалы административного дела, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 7-9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.
В силу ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 и п. 3 ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
С учетом разъяснений, содержащихся в п. 9 и п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений. При этом существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
При рассмотрении дела по существу подлежит выяснению порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта должно быть установлено, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида (п. 17 и п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
В судебном заседании установлено, что решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края" и решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края" являются нормативными правовыми актами, поскольку отвечают вышеуказанным признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории "адрес".
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Статьей 24 ГрК РФ определено, что генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа (ч. 1).
Частью 1 статьи 32 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В силу пункта 9 части 2 статьи 42 Устава городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к полномочиям городской Думы относится утверждение Генерального плана и Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Барнаульской городской Думы с соблюдением компетенции данного органа местного самоуправления.
Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки, а также внесения в них изменений определен ст. 31 - ст. 33 ГрК РФ.
Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (ч. 5 и ч. 6 ст. 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (ч. 7 ст. 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (ч. 9 ст. 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (ч. 10 и ч. 11 ст. 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (ч. 12, ч. 13 и ч. 14 ст. 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (ч. 15 ст. 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (ч. 16 ст. 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (ч. 15 ст. 31 и ч. 1 ст. 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа в сети Интернет (ч. 1 - ч. 3 ст. 32 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23 - 25 и 28 ГрК РФ.
Статьей 25 (части 1, 2) ГрК РФ предусмотрены случаи, при наличии которых проект генерального плана поселения подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение.
Генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения.
Из представленных в суд материалов следует, что порядок принятия Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края и Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края соблюден. Требования Устава муниципального образования - "адрес" Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены. Решения официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (л.д. 106-162, 247-252, том 1, 1-45, том 2).
Данные обстоятельства также подтверждаются решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Барнаульской городской Думе об оспаривании решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Генерального плана городского округа - "адрес"" и решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа "адрес" Алтайского края", вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ (л.д. 98-113, том 2).
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п. 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6); территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п.7).
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ). Документом территориального зонирования выступают Правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края" утвержден Генеральный план городского округа - "адрес" Алтайского края.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края" утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края.
В соответствии с указанными нормативными актами земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", отнесен к санитарно-защитной зоне производственных и коммунально-складских объектов.
Из материалов административного дела следует, что в фактическом пользовании "данные изъяты" находится земельный участок по адресу: "адрес" с расположенным на нем жилым домом, который является неплановым строением, возведенным административным истцом в ДД.ММ.ГГ.
Согласно техническому заключению комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** объект по адресу: "адрес" (литер А, а) относится к условно-разрешенному виду использования территориальной зоны ( "данные изъяты"), что соответствует градостроительному регламенту данной зоны, расположен в санитарно-защитной зоне промышленных и коммунальных объектов (л.д. 210-212, том 1).
На основании технического заключения "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ по состоянию основных строительных конструкций жилой дом с сенями по "адрес" соответствует действующим нормам и правилам для жилых зданий, не ущемляет законных прав третьих лиц, не угрожает жизни и здоровью людей, поэтому пригоден для дальнейшей безопасной эксплуатации (л.д. 213-220, том 1).
Распоряжением комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** земельному участку и расположенному на нем жилому дому ( "данные изъяты") подтвержден существующий адрес: "адрес" (л.д. 221, том 1).
С целью предоставления земельного участка в собственность "данные изъяты". обратился в комитет по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако письмом от ДД.ММ.ГГ в утверждении схемы было отказано по причине того, что пакет документов не содержит документы, подтверждающие нахождение данного участка в фактическом пользовании (л.д. 222, том 1).
Решением "данные изъяты" районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, признано незаконным решение комитета по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" ДД.ММ.ГГ N ***, на комитет по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" возложена обязанность повторно рассмотреть соответствующее заявление "данные изъяты"л.д. 223-224, том 1).
Распоряжением председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: "адрес" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление земельного участка ориентировочной площадью "данные изъяты" (цель использования - для эксплуатации жилого дома). Также в п. 4 данного распоряжения указано, что предоставление земельного участка возможно после проведения работ по образованию земельного участка и получения разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальные жилые дома.
В соответствии с требованиями данного распоряжения "данные изъяты" обратился в комиссию по землепользованию и застройки "адрес" с заявлением об организации и проведении публичных слушаний о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальные жилые дома.
По результатам проведения публичных слушаний было принято решение рекомендовать предоставление разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка по адресу: "адрес" "индивидуальные жилые дома" (225-226, 227, том 1), однако ДД.ММ.ГГ комиссия по землепользованию и застройки "адрес" приняла решение не рекомендовать предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в связи с его расположением в санитарно-защитной зоне производственных и коммунально-складских объектов (л.д. 228-229, том 1).
Постановлением заместителя главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** "данные изъяты" отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка по адресу: "адрес" "индивидуальные жилые дома".
Решением "данные изъяты" районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, в удовлетворении требований о признании постановления заместителя главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ незаконным отказано (л.д. 230-236, том 1).
Оспаривая правомерность установления в границах занимаемого административным истцом земельного участка санитарно-защитной зоны производственных и коммунально-складских объектов, "данные изъяты" указывает на несоответствие оспариваемого нормативно-правового акта в данной части требованиям закона и нарушение его прав.
В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
На основании ч. 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об охране атмосферного воздуха" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 88 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в ч. 1 ст. 88 Земельного кодекса Российской Федерации земель.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", согласно которым установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.). Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (п. 4.2 - п. 4.4).
Наличие проекта обоснования санитарно-защитных зон является необходимым условием для установления размера такой зоны (п. 4.1)
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами установлен определенный порядок установления санитарно-защитных зон, предусматривающий разработку проекта санитарно-защитной зоны, а также выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии нормативов и проектов санитарным правилам.
Согласно ответу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю) от ДД.ММ.ГГ *** на запрос административного истца относительно установления санитарно-защитной зоны в районе дома, расположенного по "адрес", санитарно-эпидемиологических заключений об установлении санитарно-защитных зон для производственных и коммунально-складских объектов в границах улиц "адрес" Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю не выдавало (л.д. 13, том 1).
То обстоятельство, что Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю не выдавались санитарно-эпидемиологические заключения об установлении санитарно-защитных зон для производственных и коммунально-складских объектов в границах "адрес" подтверждено и в письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д. 122-127, том 2).
Учитывая бремя доказывания, административный ответчик доказательств того, что земельный участок, расположенный по "адрес", находится в санитарно-защитной зоне какого-либо конкретного предприятия, которому в установленном законом порядке выдавалось заключение об установлении санитарно-защитных зоны для производственных и коммунально-складских объектов, не представил.
Тот факт, что в сводной пояснительной записке Генерального плана городского округа приведен список санитарно-защитных зон промышленных и коммунально-складских предприятий промгруппы "данные изъяты", не свидетельствует о законности их установления в Правилах землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края и Генеральном плане городского округа - "адрес", поскольку действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления санитарно-защитных зон, из которого следует, что ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки они устанавливаться не могут (л.д. 46-50, том 2).
По аналогичным основаниям подлежит отклонению как несостоятельный довод административного ответчика о том, что санитарно-защитная зона в данном случае установлена нормативно и является совокупной.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** и решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** в части установления санитарно-защитной зоны в границах фактически занимаемых административным истцом земельного участка противоречит ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также п.п. 4.1, 4.2 - п. 4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При рассмотрении административного дела судом установлено несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Пунктом 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений п. 4 ст. 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку установление санитарно-защитной зоны лишает административного истца возможности провести работы по получению разрешения на условно разрешенный вид его разрешенного использования - индивидуальные жилые дома, то оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права "данные изъяты" на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, соответственно, последний вправе обращаться в суд с требованиями о признании недействующими названных решения в части, затрагивающей его права и законные интересы.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Признать решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края" и решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края" в части установления санитарно-защитной зоны производственных и коммунально-складских объектов в границах фактически занимаемого "данные изъяты" земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья С.Л. Соболева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ
Дело ***а-15/2018
РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Соболевой С.Л,
при секретаре Сигаревой Е.Е,
с участием прокурора Текутьевой Я.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление "данные изъяты" о признании недействующим в части отдельных положений Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, и Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***,
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Признать решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края" и решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края" в части установления санитарно-защитной зоны производственных и коммунально-складских объектов в границах фактически занимаемого "данные изъяты" земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья С.Л. Соболева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.