Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Сивковой А.И.,
с участием защитника Государственного автономного учреждения специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по биатлону Республики Башкортостан Сивковой Е.А,
рассмотрев жалобу защитника Государственного автономного учреждения специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по биатлону Республики Башкортостан Сивковой Е.А. на постановление начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Уфе и Уфимскому району) г. Уфа Управления Федеральной Службы Войск Национальной гвардии России по Республике Башкортостан от 09 октября 2017 года и решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06 декабря 2017 года, которым:
постановление начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Уфе и Уфимскому району) г. Уфа Управления Федеральной Службы Войск Национальной гвардии России по Республике Башкортостан от 09 октября 2017 г. в отношении юридического лица - Государственного бюджетного учреждения Спортивная школа олимпийского резерва по биатлону Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено, наказание в виде административного штрафа снижено до 300 000 (трехсот тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Уфе и Уфимскому району) г. Уфа Управления Федеральной Службы Войск Национальной гвардии России по Республике Башкортостан (далее - ОЛРР (по г. Уфе и Уфимскому району) г. Уфа Управления ФСВНГ РФ по РБ) от 09 октября 2017 г. юридическое лицо - Государственного бюджетного учреждения Спортивная школа олимпийского резерва по биатлону Республики Башкортостан (далее - ГБУ СШОР по биатлону РБ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.8 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Судьей Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан 06 декабря 2017 года по жалобе защитника Сивковой Е.А. вынесено вышеприведенное решение.
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан защитник ГБУ СШОР по биатлону РБ Сивкова Е.А. просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить ввиду их незаконности и необоснованности, указывая на то, что были нарушены порядок и процедура проведения проверки.
Заслушав защитника ГБУ СШОР по биатлону РБ Сивкову Е.А, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежащими отмене, а производство по делу - прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании письма ГБУ СШОР по биатлону РБ (исходящий номер N 451/08-13 от 28 сентября 2017 г.) об устранении выявленных недостатков по ранее выданному предписанию об изменении порядка обеспечения пропускного режима, сотрудниками ОЛРР (по г. Уфе и Уфимскому району) г. Уфа УФСВНГ РФ по РБ 2 октября 2017 года осуществлена проверка устранения выявленных недостатков по ранее проведенной 6 июля 2017 года проверке, а именно наличие, организация хранения, учета и технического состояния оружия и патронов ГБУ СШОР по биатлону РБ.
В ходе проверки были выявлены нарушения п. 143, п. 66.1 Приказа МВД РФ N288 от 12 апреля 1999 года "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814", которые были зафиксированы в акте проверки.
По результатам проверки в связи с выявленными нарушениями в отношении ГБУ СШОР по биатлону РБ инспектором ОЛРР (по городу Уфе и Уфимскому району) по городу Уфе Управления ФСВНГ РФ по РБ ФИО7 Б.Н. 09 октября 2017 года составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.
На основании протокола об административном правонарушении юридическое лицо - ГБУ СШОР по биатлону РБ привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, должностным лицом вынесено соответствующее постановление, которое судьей районного суда изменено в части размера штрафа.
Состоявшиеся постановление должностного лица и решение судьи не могут быть признаны законными по следующим основаниям.
Судья районного суда, оставляя без изменения постановление должностного лица, пришел к выводу о том, что факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 09 октября 2017 г, актом проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов от 02 октября 2017 г, объяснением ФИО9 P.P, копией книги N14 выдачи и приема оружия, патронов ГБУ СШОР по биатлону РБ, копией постановления мирового судьи судебного участка N3 по Орджоникидзевскому району г. Уфы от 09 августа 2017 г, копией решения Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 04 сентября 2017 г.
Проверяя доводы жалобы защитника ГБУ СШОР по биатлону РБ Сивковой Е.А, судья районного суда не нашел оснований для ее удовлетворения, признал выводы должностного лица о доказанности ГБУ СШОР по биатлону РБ в совершении административного правонарушении обоснованными.
Однако должностным лицом и судьей оставлены без внимания следующие обстоятельства.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ч.ч. 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с ч. 4 ст. 1 настоящего Федерального закона.
В силу положений ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 67 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного Приказом МВД России от 29 июня 2012 года N 646 (далее - Административный регламент), основаниями для начала процедуры внеплановой проверки является, в том числе истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований.
Должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением (п. 3 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).
Частью 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора).
По результатам проверки 09 октября 2017 года административным органом составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.
Между тем из материалов дела следует, что целью назначенной на 02 октября 2017 года проверки является устранение выявленных недостатков по ранее проведенной 06 июля 2017 года проверке.
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет административную ответственность по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Оформляя протокол об административном правонарушении от 9 октября 2017 по ст.20.8 ч.1 КоАП РФ, надзорный орган вышло за рамки цели и предмета проверки, фактически административным органом проверялись обстоятельства, не относящиеся к предмету проверки. Зафиксировано новое правонарушение, связанное с наличием, организацией хранения, учета и технического состояния оружия и патронов ГБУ СШОР по биатлону РБ.
Из смысла п.п. "а, б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от
26 декабря 2008 года N 294-ФЗ следует, что в случае, если при проведении проверки обнаружены нарушения, связанные с угрозой причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среды, а также угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимо наличие приказа о проведении данной проверки.
В предмет проверки по настоящему делу не входило обнаружение нарушений, связанных с наличием, организацией хранения, учета и технического состояния оружия и патронов ГБУ СШОР по биатлону РБ, предмет проверки был ограничен вопросом исполнения предписания в части изменения порядка обеспечения пропускного режима.
Более того, в деле отсутствует разрешение руководителя административного органа на проведение внеплановой проверки 02 октября 2017 года, обязательных в силу пп. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.
Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) в силу п.4 ч.2 ст.20 Федерального закона N294-ФЗ является грубым нарушением процедуры проведения проверки и не позволяет использовать результаты такой проверки в качестве доказательства нарушения лицом обязательных требований.
Частью 1 ст.20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ установлено, что доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований не могут являться результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.
Более того, согласно акта проверки от 30 октября 2017 года, инспектором Валиуллиным В.М. установлено, что нарушения указанные в актах проверки от 2 октября 2017 года и 6 июля 2017 года устранены, замечаний не имеется (л.д.87).
При таких обстоятельствах имеются основания полагать, что процедура проведения вышеуказанной проверки была нарушена.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
В силу положений ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, результаты проведенной в отношении ГБУ СШОР по биатлону РБ проверки получены с нарушением требований закона, следовательно, акт проверки от 02 октября 2017 года и составленный на его основе протокол об административном правонарушении от 09 октября 2017 года неправомерно использованы в качестве доказательств виновности ГБУ СШОР по биатлону РБ в совершении вмененного административного правонарушения. Обстоятельства, на основании которых вынесены состоявшиеся по делу акты, не являются установленными и доказанными в законной процедуре.
Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах постановление начальника ОЛРР (по г. Уфе и Уфимскому району) г. Уфа Управления ФСВНГ РФ по РБ от 09 октября 2017 года и решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ГБУ СШОР по биатлону РБ подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу защитника Государственного автономного учреждения специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по биатлону Республики Башкортостан Сивковой ФИО8 - удовлетворить.
Постановление начальника ОЛРР (по г. Уфе и Уфимскому району) г. Уфа Управления ФСВНГ РФ по РБ от 09 октября 2017 года и решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Государственного автономного учреждения специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по биатлону Республики Башкортостан - отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина
Справка:
судья Губайдуллин Ш.М.
дело N 33А-21-19/2018
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.