Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т,
судей: Габитовой А.М, Милютина В.Н,
при секретаре Арутюнянц К.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Нефтекамск Республики Башкортостан обратился в суд в интересах Мустафиной А.Э. с иском к Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, в котором просил обязать ответчика предоставить Мустафиной А.Э. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного помещения по месту жительства в границах г. Нефтекамск Республики Башкортостан, отвечающее санитарным и техническим, противопожарным требования, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв. метров и заключить с Мустафиной А.Э. договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Нефтекамск поведена проверка по обращению Мустафиной А.Э. о нарушении его жилищных прав. В ходе проверки выявлены нарушения жилищных прав Мустафиной А.Э. Последняя относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что решением Нефтекамского городского суда от 07 июня 2005 года одинокая мать Мустафина Г.Ф. лишена родительских прав в отношении дочери Мустафиной А.Э. Постановлением главы Администрации ГО г. Нефтекамска от 22 марта 2013 года N502 Мустафина А.Э. передана в приемную семью Мустафиной М.А. Постановлением главы Администрации ГО г. Нефтекамска 24 апреля 2017 года N1252 Мустафина А.Э. признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и постановлена на учет. В настоящее время Мустафиной А.Э. исполнилось 21 год. В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", у Мустафиной А.Э. возникло право на получение жилья. Между тем, в нарушение требований статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Мустафиной А.Э. по достижении 18 лет и окончании обучения в школе, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения администрацией городского округа г. Нефтекамск не предоставлено.
Судом вынесено приведенное выше решение, которым исковые требования прокурора г. Нефтекамск Республики Башкортостан в интересах Мустафиной АЭ удовлетворены, постановлено обязать администрацию городского округа г. Нефтекамск предоставить Мустафиной АЭ, 28.03.1996 года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.метров, и заключить с Мустафиной АЭ договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе Администрация городского округа г. Нефтекамск РБ ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, указывая на то, что выделенных органами исполнительной власти Республики Башкортостан средств недостаточно для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в 2017 году право на получение жилого помещения возникло у 123 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте заседания судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора Крупнову А.И, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя (статья 2).
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно решению Нефтекамском городского суда Республики Башкортостан от 07 июня 2005 года Мустафина Г.Ф. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Мустафиной А.Э.
Постановлением Администрации г. Нефтекамска N 392 от 21 февраля 2005 года, опекуном над малолетней Мустафиной АЭ,... г.р. назначена Мустафина МА.
22 февраля 2013 года постановлением Администрации ГО г. Нефтекамска N502 Мустафина Айгуль Эльвировна передана в приемную семью Мустафиной М.А.
Постановлением Администрации городского округа г. Нефтекамск N 1252 от 24 апреля 2017 года Мустафина А.Э. признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и поставлена на учет, в котором указана в соответствующем списке под номером 2.
Из справки N 310 от 06 апреля 2017 года, выданной ГУП Бюро технической инвентаризации РБ Нефтекамский филиал РБ, следует, что согласно архивным материалам Мустафина Айгуль Эльвировна правообладателем жилого помещения в г. Нефтекамска не зарегистрирована, право бесплатной приватизации не использовала.
Мустафина А.Э. собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о правах.
Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объекты недвижимого имущество, установлено, что квартира N... г. Нефтекамска зарегистрирована на праве собственности за Мустафиной МА.
На основании чего суд пришел к выводу о том, что закрепленного за Мустафиной А.Э. жилья не имеется.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
... года, Мустафиной А.Э. исполнилось 18 лет. После достижения 18 - летнего возраста жилье истцу предоставлено не было.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Мустафина А.Э. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договорам найма специализированного жилого помещения, жилое помещение ей не предоставлено, и пришел к выводу о том, она имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма, а обязанность по предоставлению жилого помещения Мустафиной А.Э. должна быть возложена на Администрацию городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Материалами дела подтверждается, что Мустафина А.Э. нуждается в жилом помещении, является студенткой третьего куса факультета сервиса и туризма очной формы обучения ФГБОУ ВО "Приволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма", обстоятельств, освобождающих ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Мустафиной А.Э. не установлено.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность обеспечения Мустафиной А.Э. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому обязанность обеспечения Мустафиной А.Э. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, при условии наделения его в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы осуществление функции по обеспечению жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств. Апелляционная жалоба является несостоятельной, так как не содержит доводов, имеющих правовое значение, что в силу ст. 330 ГПК РФ не может расцениваться в качестве достаточных оснований для изменения или отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: А.М. Габитова
В.Н. Милютин
Справка: Мутагаров И.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.