Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Портянова А.Г,
судей Булгаковой З.И, Гильмановой О.В,
при секретаре Рахматуллине И.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Джусупахунов А. к ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан о включении в страховой стаж периодов работы и перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе и дополнению к апелляционной жалобе Джусупахунов А. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Булгаковой З.И, судебная коллегия
установила:
Джусупахунов А. обратился с исковыми требованиями к ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан о включении в страховой стаж периодов работы и перерасчете пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что с дата он получает пенсию по старости. По состоянию на дата размер пенсии составляет 10 486 рублей 68 копеек. При расчете пенсии ответчик не засчитал в трудовой стаж период его работы с 01 января 2002 года по 01 сентября 2014 года на территории Республики Кыргызстан в ОАО "Кыргызтелеком". Его заявления в адрес ответчика от дата, от дата о включении указанного периода в стаж работы и перерасчете пенсии оставлены без удовлетворения. Просил обязать ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан включить в стаж период с 01 января 2002 года по 01 сентября 2014 года и произвести перерасчет пенсии с дата.
Решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований Джусупахунова А. к ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан о включении в страховой стаж периодов работы и перерасчете пенсии отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Джусупахунов А. просит решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года не имеет ограничения во времени и имеет юридическую силу, и оно предусматривает, что стаж работы с 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов в пенсионный орган соответствующей страны, что материалами дела подтверждается.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Джусупахунов А. является получателем страховой пенсии по старости с дата.
дата Джусупахунов А. обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периодов работы в ОАО "Кыргызтелеком" с 01 января 2002 года по 01 сентября 2014 год и уплаченных в эти периоды страховых взносов.
Ответчик письмами от дата и от дата, на обращение истца отказал в перерасчете пенсии и разъяснил в числе прочего, что увеличение страхового стажа заявителя не повлечет увеличения страховой пенсии по старости, так как с дата при расчете пенсии учитываются страховые взносы, уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями ст.ст. 7, 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст.ст. 4, 8, 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, подписанным, в том числе Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные периоды не подлежат включению в расчет страховой пенсии, поскольку страховая пенсия по старости Джусупахунову А. назначена дата, то есть его право на пенсионное обеспечение уже определено, и включение периода работы истца в ОАО "Кыргызтелеком" с 01 января 2002 года по 01 сентября 2014 года не повлечет для сторон возникновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей в сфере пенсионного обеспечения, в том числе не повлечет увеличение размера пенсии истца, в силу ст. 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они полностью соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим правоотношения сторон.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, подписанным, в том числе Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан.
Согласно ст. ст. 1 и 6 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
В соответствии со ст. 3 Соглашения от 13 марта 1992 года все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Как верно указано судом, со ссылкой на п. 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р, периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года засчитываются в страховой стаж для определения права на пенсию, а не для начисления пенсии с учетом страховых взносов, уплаченных в соответствующий пенсионный орган этого государства, так как взаиморасчеты между государствами по взносам на обязательное пенсионное страхование Соглашением не предусмотрены
Суд пришел к обоснованному выводу, что страховая пенсия по старости Джусупахунову А. назначена с 20 апреля 2016 г, и право на пенсионное обеспечение истца определено, включение же периода работы истца в ОАО "Кыргызтелеком" с 01 января 2002 г. по 01 сентября 2014 г. не повлечет для сторон возникновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей в сфере пенсионного обеспечения, в том числе не повлечет увеличение размера пенсии истца, поскольку в силу ст. 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действующей в настоящее время) при расчете размера пенсии с 01.01.2002 года учитываются лишь страховые взносы и иные поступления в Пенсионный фонд Российской Федерации на застрахованное лицо.
Данных о поступлении страховых взносов на индивидуальный лицевой счет Джусупахунова А. в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе при условии их уплаты за спорный период на территории государства-участника Соглашения, в деле не имеется, истцом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичные обстоятельства, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих исковых требований, явились предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба не содержат доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда на основании ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к апелляционной жалобе Джусупахунов А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Г. Портянов
Судьи З.И. Булгакова
О.В. Гильманова
Справка: судья Маликова А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.