Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Головкиной Л.А, Стаховой Т.М.
при секретаре
Гольхиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 ноября 2017 года административное дело N 2а-3385/17 по апелляционной жалобе Ивановой Н. Г. на решение Кировского районного суда Санкт- Петербурга от 1 августа 2017 года по административному исковому заявлению Ивановой Н. Г. к отделу социальной защиты населения администрации Кировского района Санкт-Петербурга об оспаривании отказа в присвоении звания "Ветеран труда",
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
Выслушав объяснения административного истца Ивановой Н.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванова Н.Г. обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила возложить на отдел социальной защиты населения администрации Кировского района Санкт-Петербурга обязанность по присвоению истцу звания "Ветеран труда" с даты обращения в Санкт-Петербургское Государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр" (далее - МФЦ).
Решением Октябрьского районного суда Санкт - Петербурга от 1 августа 2017 года отказано в удовлетворении требований заявленных Ивановой Н.Г.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик - отдел социальной защиты населения администрации Кировского района Санкт-Петербурга своего представителя на направил, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия, в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного ответчика.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Иванова Н.И. приказом N... /к-н от "дата" награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд.
"дата" Иванова Н.Г. через МФЦ представила документы с целью получения государственной услуги "Оформление и выдача удостоверения ветеран труда".
Уведомлением администрации Кировского района Санкт-Петербурга от "дата" Ивановой Н.Г. отказано в присвоении звания "Ветеран труда", в связи тем, что представленная заявителем Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Почетная грамота), в контексте пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", действующего с 01 июля 2016 года в новой редакции, положений Приказа Минобрнауки России от 26 сентября 2016 года N 1223 "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации" (далее - Приказ N1223) не является ведомственным знаком отличия в труде, который дает право на присвоение звания "Ветеран труда".
Полагая данный отказ незаконным, истец ссылался то, что на дату принятия оспариваемого отказа указанный Приказ N 1223 не был опубликован, следовательно, административный ответчик не мог им руководствоваться при принятии оспариваемого решения.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что поскольку Почетная грамота как ранее, так и в настоящее время является одной из форм поощрения и общественного признания достижений работника, относится к ведомственным наградам Министерства образования и науки Российской Федерации, не дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", то стороной административного истца не представлено доказательств, подтверждающих неправомерность оспариваемого отказа, наличия оснований для присвоения требуемого звания.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к спорным правоотношениям требований Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Приложений N 1, 2 к приказу Минобрнауки России от 26 сентября 2016 года N 1223 "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации" как в редакции от 26 сентября 2016 года, так и в редакции от 21 июля 2017 года, что подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 названного закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", введенному в действие с 01 июля 2016 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нормы статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь основными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветеран труда.
Во исполнение положений пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" (вместе с "Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия") (далее - Постановление N578 от 25 июня 2016 года).
В силу подпункта "а" пункта 2 указанного Постановления N578, федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, предписано в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда".
Исходя из пункта 3 Положения об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, дающий право на присвоение названного звания.
Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466 "Об утверждении положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 10.15 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" (в редакции от 1 июня 2017 года) Министр образования и науки Российской Федерации учреждает в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждает ими работников Министерства, подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждает положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
Министерство образования и науки Российской Федерации, реализуя свои полномочия в области установления мер социальной поддержки за счет средств бюджета ветеранов труда, в том числе порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, в Приказе N1223 от 26 сентября 2016 года определило перечень наград и ведомственных знаков отличия, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Так, в силу положения пункта 1.1 приложения N1 к Приказу N1223 от 26 сентября 2016 года ведомственной наградой Министерства образования и науки Российской Федерации, дающей право на присвоение звания "Ветеран труда" является лишь - Знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - знак отличия).
В то время как Почетная грамота относится к общему перечню ведомственных наград и в силу пункта 1.2 приложения N2 Приказа N1223 является формой поощрения и общественного признания достижений лиц, указанных в настоящем Положении.
При этом доводы апелляционной жалобы, что в своем ответе администрация района ссылалась на документ фактически не вступивший в законную силу, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Так, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 1223 "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации" зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2016 года, регистрационный N 44439.
Доводы апелляционной жалобы, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд необоснованно руководствовался положениями Приказа N1223 в редакции от 19 июня 2017 года, вступившей в силу с 21 июля 2017 года, то есть после обращения истца ( "дата"), не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку противоречат содержанию решения суда.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что Приказом Минобрнауки России от 19 июня 2017 года N 567 действительно были внесены изменения в Приказ N1223 от 26 сентября 2016 года "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации", вместе с тем, утвержденные изменения не затрагивают спорную ситуация, не влияют на присвоение требуемого звания по имеющемся у истца основаниям.
В рассматриваемом случае для истца имеет значение Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2010 года N 580 "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации", учреждавший перечень ведомственных наград Министерства образования и науки Российской Федерации, согласно которому Почетная грамота являлась ведомственной наградой, дающей право для присвоения звания "Ветеран труда".
Однако указанный Приказ от 03 июня 2010 года утратил силу в связи с изданием Приказа Минобрнауки России от 26 сентября 2016 года N 1223, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 28 ноября 2016 года).
При этом то обстоятельство, что на момент рассмотрения администрацией Кировского района Санкт-Петербурга обращения Ивановой Н.Г. ответчик не обладал сведениями о точном тексте документа, а также указание в письме от "дата", что в нормативно-правовых базах "Кодекс", "Консультант плюс" и в сети "Интернет" (без указания точного адреса сайта) опубликован только проект Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации ""О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации", не свидетельствует, что в юридически значимый период указанный Приказ не действовал либо был опубликован с нарушениями.
Учитывая изложенное, разрешая настоящий спор, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в смысле положений Приказа N1223 от 26 сентября 2016 года Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не является ведомственным знаком отличия в труде, который давал основание для присвоения звания "Ветеран труда".
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 1 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.