Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Бутковой Н.А, Ильичёвой Е.В.
при секретаре Гольхиной К.А.
с участием прокурора Мазиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 ноября 2017 года административное дело N2а-3778/2017 по апелляционной жалобе Избирательной комиссии муниципального образования Купчино на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2017 года по административному исковому заявлению Санкт-Петербургской избирательной комиссии к Муниципальному совету внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино о признании незаконным и отмене решения N 12 от 21 апреля 2017 года "О формировании Избирательной комиссии муниципального образования "Купчино" и по встречному административному исковому заявлению Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино к Санкт-Петербургской избирательной комиссии о признании незаконным постановления N219-1 от 11 апреля 2017 года и отмене его с момента издания.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Санкт-Петербургской избирательной комиссии Краснянского Д.В, действующего на основании доверенности от 14 июля 2017 сроком до 31 декабря 2017 года; представителей административного ответчика Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино: Орлова А.Ю, действующего на основании доверенности от 13 октября 2017 года сроком до 31 декабря 2018 года, адвоката Русякиной И.В, действующей на основании ордера А 1476624 от 23 октября 2017 года и доверенности от 23 октября 2017 года сроком до 31 декабря 2018 года, адвоката Прийма В.Ф, действующего на основании ордера А 1714618 от 29 ноября 2017 года и доверенности от 28 ноября 2017 года сроком до 31 декабря 2017 года, и Шамшиной Д.Р, действующей на основании доверенности от 28 ноября 2017 года сроком до 31 декабря 2017 года; представителей заинтересованного лица Избирательной комиссии муниципального образования Купчино: председателя Христенко С.В. и Орлова А.Ю, действующего на основании доверенности от 01 июня 2017 года сроком до 31 декабря 2017 года, заключение прокурора Мазиной О.Н, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Санкт-Петербургская избирательная комиссия обратилась в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Муниципальному совету внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино, в котором просила признать незаконным и отменить решение от 21 апреля 2017 года N12 "О формировании Избирательной комиссии муниципального образования "Купчино".
В обоснование заявленных требований Санкт-Петербургская избирательная комиссия указала, что 21 апреля 2017 года Муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино принял решение N12 "О формировании избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ "Купчино", которое не соответствует Закону Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" и Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы административного истца, в соответствии с которыми формирование избирательной комиссии муниципального образования (далее ИКМО) осуществляется соответствующим муниципальным советом, который назначает половину от общего числа членов ИКМО на основе поступивших предложений Санкт-Петербургской избирательной комиссии, для чего муниципальный совет не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий ИКМО публикует в средствах массовой информации сообщение о сроке и порядке внесения предложений по кандидатурам в состав ИКМО. 11 апреля 2017 года состоялось заседание Санкт-Петербургской избирательной комиссии, на котором было принято постановление N219-1 "О предложении в состав избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино" С.А.Б, М.А.Ю, А.А.С, М.А.В. 13 апреля 2017 года копия указанного постановления вручена представителю Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино, однако при принятии решения N12 от 21 апреля 2017 года административный ответчик сформировал избирательную комиссию без учета предложений Санкт-Петербургской избирательной комиссии (л.д.3-6 том 1).
Муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино административный иск не признал, предъявил встречное административное исковое заявление, в котором просил признать незаконным и отменить с момента издания постановление Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11 апреля 2017 года N219-1 (л.д.199-204 том 1).
В обоснование заявленных требований Муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино указал, что С.А.Б, М.А.Ю, А.А.С, М.А.В. незаконно включены в постановление Санкт-Петербургской избирательной комиссии, поскольку не имеют активного избирательного права и выдвинуты лицами, не имеющими активного избирательного права. При этом заявления и согласия указанных лиц на назначение их членами ИКМО Купчино с правом решающего голоса не были оформлены надлежащим образом в соответствии с приложением N2 к методическим рекомендациям о порядке формирования территориальных избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий и не представлены совместно с постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11 апреля 2017 года N219-1 (л.д.199-204 том 1).
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2017 года признано незаконным и отменено решение Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино от 21 апреля 2017 года N12 "О формировании избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Купчино", в удовлетворении встречного административного искового заявления Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино отказано (л.д.172-192 том 2).
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 30 октября 2017 года апелляционная жалоба Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2017 года оставлена без удовлетворения, решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга -без изменения (л.д.134-145 том 3).
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 10 ноября 2017 года применительно к положениям статьи 312 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учётом разъяснений, содержащихся в пункте 81 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к производству суда апелляционной инстанции принята апелляционная жалоба ИКМО Купчино на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2017 года (л.д.170 том 3).
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ИКМО Купчино просит решение отменить, принять по делу новое решение, признать незаконным постановление Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11 апреля 2017 года N219-1 (л.д.207-209 том 2).
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ИКМО Купчино указало, что суд неправильно применил нормы материального права и установилобстоятельства дела, так как из протокола заседания рабочей группы по взаимодействию с избирательными комиссиями муниципальных образований в Санкт-Петербурге Санкт-Петербургской избирательной комиссией от 11 апреля 2017 года следует, что физические лица М.А.В, М.А.Ю, С.А.Б. и А.А.С. выдвинуты собранием избирателей по месту жительства, что не соответствует действительности, вместе с тем суд необоснованно отказал в назначении судебной комплексной почерковедческой экспертизы для установления подлинности/подделки документов и в основу оспариваемого постановления N219-1 от 11 апреля 2017 года легли поддельные протоколы избирателей, не соответствующие избирательному праву (л.д.207-209 том 2).
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица ИКМО Купчино, поддержавших доводы апелляционной жалобы; представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, представителей административного ответчика Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино, поддержавших доводы апелляционной жалобы ИКМО Купчино, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 2 статьи 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления ИКМО может быть придан статус юридического лица.
Пунктом 8 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определен срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования пять лет.
В соответствии со статьёй 36 Устава муниципального образования муниципальный округ Купчино ИКМО Купчино является юридическим лицом и формируется в соответствии с действующим законодательством сроком на 5 лет в количестве восьми человек с правом решающего голоса (л.д.131, 144, 168 том 1).
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" формирование ИКМО осуществляется соответствующим муниципальным советом на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 11 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
В соответствии с пунктом 9 статьи 14 названного Закона Санкт-Петербурга Муниципальный совет не позднее чем за 40 дней до дня истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования публикует в средствах массовой информации сообщение о сроке и порядке внесения предложений по кандидатурам в состав избирательной комиссии муниципального образования. Период, в течение которого муниципальный совет принимает предложения по кандидатурам в состав избирательной комиссии муниципального образования, составляет 30 дней. Муниципальный совет принимает решение о назначении членов избирательной комиссии муниципального образования не позднее чем за пять дней до окончания срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования.
При этом, согласно пункту 4 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" и пункту 9 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" муниципальный совет обязан назначить половину от общего числа членов ИКМО на основе поступивших предложений Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства дела.
Срок полномочий ИКМО Купчино 2011-2017 годов истекал 3 мая 2017 года.
06 марта 2017 года Муниципальным советом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино принято решение N 06 "О формировании Избирательной комиссии муниципального образования Купчино" в течение 30 дней с даты опубликования сообщения и об опубликовании в официальном печатном издании "Вестник муниципального образования "Купчино" сообщения о приеме предложений по кандидатурам в состав избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Купчино (л.д.206 том 1).
Указанное решение опубликовано 15 марта 2017 года в газете муниципального образования "Купчино" "Вестник" (л.д.206 том 1).
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11 апреля 2017 года N219-1 Муниципальному совету внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино предложено назначить членами ИКМО Купчино с правом решающего голоса А.А.С, М.А.В, М.А.Ю, С.А.Б. (л.д.14 том 1).
Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино от 17 апреля 2017 года N09 постановление Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11 апреля 2017 года N219-1 признано несоответствующим действующему законодательству Российской Федерации, Санкт-Петербургской избирательной комиссии отказано в устранении допущенных нарушений действующего законодательства при направлении кандидатур в состав ИКМО Купчино и постановлено сформировать ИКМО "Купчино" без учета поступившего от Санкт-Петербургской избирательной комиссии постановления N219-1 от 11 апреля 2017 года (л.д.209-210 том 1).
Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино от 21 апреля 2017 года N12 сформирована ИКМО "Купчино" сроком полномочий пять лет (2017-2022 годы) в составе восьми человек с правом решающего голоса без учета предложений по кандидатурам Санкт-Петербургской избирательной комиссии (л.д.220-221 том 1).
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Доказательств законности решения N12 от 21 апреля 2017 года административным ответчиком Муниципальным советом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино не представлено.
Как следует из материалов дела, постановление Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11 апреля 2017 года N219-1 поступило в Муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино до 15 апреля 2017 года, однако решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино от 21 апреля 2017 года ИКМО Купчино была сформирована без кандидатур, предложенных Санкт-Петербургской избирательной комиссией.
Вместе с тем требования пункта 4 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" и пункта 9 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" об обязательном назначении муниципальным советом половины от общего числа членов ИКМО на основании предложения Санкт-Петербургской избирательной комиссии носят императивный характер, подлежит обязательному исполнению и не ставятся в зависимость от порядка формирования данных кандидатов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что формирование административным ответчиком Муниципальным советом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино ИКМО Купчино без учета поступивших предложений Санкт-Петербургской избирательной комиссии является нарушением положений пункта 4 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" и пункта 9 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и потому решение Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино от 21 апреля 2017 года N12 "О формировании ИКМО Купчино состава 2017-2022 годы" является незаконным и подлежащим отмене.
Встречное административное исковое заявления правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения по следующим основаниям.
Пунктом 7 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.
Согласно пункту 5 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" предложения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, указанные в пункте 4 настоящей статьи, готовятся с учетом предложений общественных объединений, за исключением политических партий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, с учетом предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии соответствующего муниципального образования предыдущего состава.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6.6. Методических рекомендаций, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N192/1337-5, при принятии решения избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе предложить иные, кроме перечисленных в пункте 9.2 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", кандидатуры, отвечающие требованиям Федерального закона.
Пунктом 2.8. Порядка реализации полномочий Санкт-Петербургской избирательной комиссии по предложению кандидатур в составы избирательных комиссий внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 7 февраля 2017 года N207-1, предусмотрено самостоятельное личное обращение граждан Российской Федерации в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с предложением о самовыдвижении для назначения в состав ИКМО.
Анализ приведенных норм позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия обладает самостоятельным правом на выдвижение половины кандидатов в состав ИКМО Купчино, которое было реализовано ею в установленном законом порядке.
При этом процедура отбора кандидатов в ИКМО, которые вносятся избирательной комиссией субъекта, федеральным законом не регламентирована.
А.А.С, М.А.В, М.А.Ю, С.А.Б. направили в адрес Санкт-Петербургской избирательной комиссии согласие и документы, необходимые для внесения предложений по кандидатурам в состав ИКМО "Купчино" (л.д.99-122 том 2).
Перечень требований к кандидатам для назначения в состав избирательной комиссии закреплен в статье 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которым А.А.С, М.А.В, М.А.Ю, С.А.Б. соответствуют.
Мнение представителей административного ответчика и заинтересованного лица о том, что для признания незаконным решения Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино от 21 апреля 2017 года N12 необходимо отменить решение Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино от 17 апреля 2017 года N09, которым признано незаконным постановление Санкт-Петербургской городской избирательной комиссии от 11 апреля 2017 года N219-1, и которое принято в соответствии с Положением об избирательной комиссии муниципального образования Купчино, утвержденного решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино от 28 февраля 2017 года N01, является ошибочным и не основано на нормах действующего законодательства, в том числе и Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которыми не предусмотрено право муниципального совета муниципального образования признавать незаконными решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
Как следует из материалов дела, Муниципальным советом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино 28 февраля 2017 года принято решение N01 "Об утверждении Положения об избирательной комиссии муниципального образования "Купчино", в соответствии с пунктом 8 статьи 7 которого предложения Санкт-Петербургской избирательной комиссии кандидатур в состав ИКМО Купчино готовятся с учетом предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы в количестве двух человек, а также предложений избирательной комиссии соответствующего муниципального образования предыдущего состава в количестве двух человек (л.д. 68 том2).
При этом, согласно пункту 9 названной статьи, постановление Санкт-Петербургской избирательной комиссии о предложении кандидатур для назначения в состав ИКМО, не соответствующее действующему законодательству Российской Федерации и настоящему Положению, считается не направленным и не подлежащим рассмотрению (л.д. 68 том 2).
В соответствии с пунктом 16 статьи 7 названного Положения направленные в Муниципальный совет предложения по кандидатам на назначение в состав ИКМО Купчино от Санкт-Петербургской избирательной комиссии должны содержать полный пакет документов, предоставленный кандидатом в городскую избирательную комиссию (л.д.69 том 2).
Статьёй 12 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами, в том числе через выборные органы местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, приведенному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, самостоятельность местного самоуправления не является абсолютной.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Согласно пункту 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Частью 6 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
В силу пункта 9 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" муниципальный совет обязан назначить половину от общего числа членов ИКМО на основе поступивших предложений Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
При этом, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" не наделяют муниципальный совет правом проверки и признания незаконным постановления Санкт-Петербургской избирательной комиссии о предложении в состав ИКМО членов избирательной комиссии и возлагать на неё обязанность представлять в муниципальный совет документы на предложенных в состав ИКМО членов избирательной комиссии.
Таким образом, положения пунктов 8, 9 и 16 статьи 7 Положения об избирательной комиссии муниципального образования "Купчино", утвержденное решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Купчино 28 февраля 2017 года N01, не подлежат применению.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе в назначении судебной комплексной почерковедческой экспертизы и установлении правомерности принятых протоколов избирателей выдвинутых и указанных в постановлении Санкт-Петербургской избирательной комиссии четырех физических лиц не являются основаниями для отмены решения суда, так как согласно части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьёй 84 настоящего Кодекса.
При этом, суд назначает экспертизу согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации только в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний.
Согласно статье 60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии с частью 3 статьи 62 названного Кодекса обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Согласно частям 1-3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Как следует из объяснений Санкт-Петербургской избирательной комиссии оспариваемое постановление принято ими не на основании протоколов собраний избирателей по месту жительства, а на основании заявлений А.А.С, М.А.В, М.А.Ю, С.А.Б, которые соответствуют требованиям к кандидатам, установленным статьёй 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и рекомендаций рабочей группы по взаимодействию с избирательными комиссиями муниципальных образований в Санкт-Петербурге.
При таких обстоятельствах, судебной проверке по настоящему делу не подлежали представленные протоколы собраний избирателей по месту жительства.
Также судебная коллегия учитывает, что протоколы собраний избирателей по месту жительства и протокол заседания рабочей группы по взаимодействию с избирательными комиссиями муниципальных образований в Санкт-Петербурге не признаны незаконными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные Санкт-Петербургской избирательной комиссией кандидаты не обладают активным избирательным правом на территории муниципального образования Купчино также являются ошибочными и основаны на неправильном толковании закона.
Так, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" не установлено ограничений или запретов на выдвижение граждан в члены избирательных комиссий муниципальных образований в зависимости от наличия у них активного или пассивного избирательного права.
Мнение представителей заинтересованного лица и административного ответчика о том, что апелляционная жалоба ИКМО Купчино, как не рассмотренная одновременно с апелляционной жалобой, поданной Муниципальным советом внутригородского муниципального образования Купчино, не подлежит рассмотрению, в том числе и тем же составом суда, не соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 81 Постановления Пленума от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
Постановление Санкт-Петербургской избирательной комиссией от 11 апреля 2017 года N219-1 о предложении кандидатов в члены ИКМО Купчино с правом решающего голоса по форме, содержанию и процедуре принятия соответствует требованиям Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" и Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Собранным по делу доказательствам суд первой инстанции дал надлежащую оценку по правилам главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые судебная коллегия также считает последовательными, непротиворечивыми, взаимно дополняющими и подтверждающими друг друга, достоверными, относимыми и достаточными для разрешения дела.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию ИКМО Купчино с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда города Санкт-Петербурга от 29 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Избирательной комиссии муниципального образования Купчино - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.