Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Александровой Р.С,
судей Никодимова А.В, Игнатьевой А.Р,
при секретаре Захаровой А.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 октября 2017 года, которым по гражданскому делу по иску Еремеевой К.С. к Публичному акционерному обществу "Якутскэнерго" об обязании установить 30% скидку на электрическую энергию, произвести перерасчет за электрическую энергию,
п о с т а н о в л е н о :
В удовлетворении искового заявления Еремеевой К.С. к Публичному акционерному обществу "Якутскэнерго" об обязании установить 30% скидку на электрическую энергию, произвести перерасчет за электрическую энергию, - отказать.
Заслушав доклад судьи Игнатьевой А.Р, истца, ее представителя Петрова Г.А, представителя ответчика Попова А.А, судебная коллегия
установила:
Еремеева К.С. обратилась в суд с иском к ПАО "Якутскэнерго" об обязании установить 30% скидку на электрическую энергию, произвести перерасчет за электрическую энергию с 28.06.2017 года в квартире, расположенной по адресу:... В обоснование иска указала, что Указом Президента РФ от 05 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей предусмотрен ряд льгот, в том числе скидка в размере 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. Истец, является матерью... детей. Ответчик ПАО "Якутскэнерго" является управляющей организацией, осуществляющей управление домом, в котором проживает истец. 28 июня 2017 года истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ее семье скидки в размере 30% по оплате за коммунальные услуги. Ответчик в письме от 13 июля 2017 года отказал в установлении скидки в размере 30 % по причине отсутствия порядка и условий возмещения затрат хозяйствующих субъектов, в частности поставщиков коммунальных услуг, связанных с реализацией Указа Президента РФ от 05 мая 1992 года N 431. Считает, что ответчик обязан предоставить многодетной семье 30 % скидку по оплате коммунальных услуг с 28 июня 2017 года.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Истец в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, указывает, что отказ в предоставлении многодетной семье скидки умаляет конституционные права граждан из многодетных семей, государственные гарантии прав которых являются продолжением и реализацией одной из основ конституционного строя РФ. Счета по оплате выставляет ответчик, оплату за предоставленные услуги истец производит ответчику, таким образом предоставить скидку может только ответчик, так как является поставщиком коммунальных услуг. В свою очередь РФ обязана возместить ответчику понесенные расходы, в случае если ответчик обратится с соответствующим заявлением. Бюджетные средства во исполнение Указа Президента РФ от 0.05.992 г. N 431 должны выделяться в целях возмещения сумм недополученной поставщиками от потребителей платы за коммунальные услуги, в связи с предоставлением оспариваемой скидки, то есть ответчик должен предоставить скидку, а потом просить ассигнования из бюджета.
В соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав истца, ее представителя Петрова Г.А, представителя ответчика Попова А.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, семья Еремеевой К.С, имеющая... детей, согласно удостоверению N... от 29 мая 2015 года, выданному Управлением молодежной и семейной политики Окружной администрации г. Якутска, имеет статус многодетной семьи.
Еремеева К.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу:...
Многоквартирный дом, расположенный по адресу:.., в котором проживает семья Еремеевой К.С, обслуживает ответчик - ПАО "Якутскэнерго".
28 июня 2017 года истица обратилась к ответчику с письменным заявлением о предоставлении ее многодетной семье скидки в размере 30 % на оплату коммунальных услуг. Однако, 13 июля 2017 год был получен письменный отказ в предоставлении скидки в размере 30%, с указанием того, что ПАО "Якутскэнерго" является самостоятельным хозяйствующим субъектом, необходимые финансовые и материальные средства на осуществление государственных полномочий отсутствуют, что послужило поводом для обращения истицы в суд.
Указом Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Правовое регулирование механизма по реализации названных льгот отсутствует.
В силу Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации более детально отражены в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из положений абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Приведенные выше нормы свидетельствуют, что вопросы социальной защиты многодетных семей, находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в связи с чем, в Республике Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 года 643-3 N 147-IV "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)", который определилкатегорию семей, относящихся к многодетным, а также установилмеры социальной поддержки многодетных (имеющих в своем составе трех и более детей) семей (статья 17 Закона).
Данный правовой акт не предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
На основе анализа приведенных выше нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения в судебном порядке на самостоятельный хозяйствующий субъект обязанности на осуществление государственных полномочий по предоставлению скидки по оплате коммунальных услуг. Государственные гарантии реализации прав на получение многодетными семьями дополнительных мер социальной поддержки подлежат обеспечению за счет средств соответствующих бюджетов и эти обязательства не могут быть возложены судом на хозяйствующие субъекты.
Суд первой инстанции, обоснованно отметил, что предъявленные истцом вопросы о предоставлении льгот урегулированы введенным в действие с 1 марта 2005 года Жилищным кодексом Российской Федерации в виде субсидий и компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - статьями 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В частности, статьей 159 ЖК РФ предусмотрены основание и порядок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Статьей ст. 160 ЖК РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Механизм реализации государственных полномочий по исполнению приведенных норм закона осуществляется путем предоставления скидки по оплате коммунальных услуг через службу адресных субсидий на жилищные коммунальные услуги.
С учетом, установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают правильность выводов суда об обстоятельствах, имеющих значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 октября 2017 года по иску Еремеевой К.С. к Публичному акционерному обществу "Якутскэнерго" об обязании установить 30% скидку на электрическую энергию, произвести перерасчет за электрическую энергию оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Александрова Р.С.
Судьи Никодимов А.В.
Игнатьева А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.