Дата вступления в законную силу - 29 января 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Федерального государственного бюджетного учреждения "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" Министерства обороны Российской Федерации Пономаренко Ю.Н. на постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым Маркиной Т.И. от 27.11.2017 г. по делу N5-678/2017, которым Федеральное государственное бюджетное учреждение "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27.11.2017 г. по делу N5-678/2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, начальник ФГБУ "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" Пономаренко Ю.Н. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит изменить указанное постановление заменив административный штраф размере 150000 рублей на предупреждение.
Жалоба обоснована тем, что деятельность Учреждения носит некоммерческий характер и финансируется по целевому принципу, правонарушение было совершено впервые в связи с нехваткой бюджетного финансирования, при этом существенного ущерба охраняемым законом общественным интересам, интересам государства и общества Учреждение не причинило, какие-либо негативные последствия не наступили. Вместе с тем назначенное наказание фактически носит карательный характер, несовместимый с основными принципами административной ответственности. Более того, Учреждением приняты все возможные меры по незамедлительному устранению нарушений, выявленных в ходе проведенных административным органом мероприятий, доказательства чего были представлены в Евпаторийский городской суд Республики Крым и имеются в материалах дела.
В судебное заседание, которое состоялось 29.01.2018 г, ФГБУ "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" явку своего представителя либо защитника не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к данной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Частью 11 ст. 19 Закона N99-ФЗ установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
В силу п. 6 указанного Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пп. "б" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), является наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.
В соответствии с пп. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение о лицензировании фармацевтической деятельности).
В силу п. 6 данного Положения осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
В соответствии с пп. "з" п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности лицензиат, осуществляющий хранение лекарственных средств для медицинского применения, должен соблюдать правила хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Как усматривается из материалов дела, ФГБУ "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН N), осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты", а также осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты".
В период с 18.09.2017 г. по 29.09.2017 г. в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 года, утвержденным Генеральной Прокуратурой Российской Федерации, на основании приказа руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Климова В.В. от 06.09.2017 г. NП82-207/17, с целью проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю проведена плановая выездная проверка в ФГБУ "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" по адресу места осуществления деятельности: "адрес".
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности, а именно, в нарушение пп. "б" п. 4, пп. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, отсутствует ряд медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке в соответствии со стандартами оснащения, утвержденными приказами Минздрава России, а именно:
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.11.2012 г. N572н, установлен факт отсутствия, подтвержденный оборотно-сальдовой ведомостью по счету 101.30 за 18.09.2017 г, оснащения кабинета врача-акушера-гинеколога: светильник медицинский передвижной, весы медицинские, анализатор допплеровский сердечно-сосудистой деятельности матери и плода малогабаритный, ростометр, сантиметровая лента, тазометр;
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи по профилю "неврология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 г. N926н, установлен факт отсутствия, подтвержденный оборотно-сальдовой ведомостью по счету 101.30 за 18.09.2017 г, оснащения кабинета врача-невролога: камертон, набор пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора, персональный компьютер с программами когнитивной реабилитации;
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2012 г. N905н, установлен факт отсутствия, подтвержденный оборотно-сальдовой ведомостью по счету 101.30 за 18.09.2017 г, оснащения оториноларингологического кабинета: аппарат электрохирургический высокочастотный, набор инструментов для диагностики и хирургии в оториноларингологии, лупа бинокулярная, прибор для регистрации отоакустической эмиссии, набор камертонов медицинских (в наличии 1 из 5), кресло вращающееся (Барани);
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи по профилю "неврология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 г. N926н, установлен факт отсутствия, подтвержденный оборотно-сальдовой ведомостью по счету 101.30 за 18.09.2017 г, оснащения неврологического отделения: кровать функциональная, стол прикроватный, кресло туалетное (или туалетный стул), матрас противопролежневый, кресло-каталка, тележка-каталка для перевозки больных внутрикорпусная, штатив медицинский (инфузионная стойка), система палатной сигнализации 1, система для централизованной подачи кислорода, термометр медицинский, неатоскоп, аспиратор (отсасыватель) медицинский не менее 2, эхоэнцефалоскоп 1, кушетка массажная 1 на 15 коек, анализатор глюкозы в крови (глюкометр), экспресс-анализатор портативный, стабилограф компьютерный (устройство для диагностики функции равновесия), электроэнцефалограф, электромиограф (нейромиограф, миограф), персональный компьютер с программами когнитивной реабилитации.
Кроме того, в ходе проведения проверки также выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности по адресу: "адрес" - аптека готовых лекарственных форм), а именно:
- в нарушение п. 4 Правил хранения лекарственных средств, не все помещения для хранения лекарственных средств оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми;
- в нарушение п. 7 Правил хранения лекарственных средств, не все помещения для хранения лекарственных средств оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами) в комнате приемно-рецептурной, где в том числе осуществляется хранение лекарственных средств в шкафу с выдвижными ящиками (аммиак раствор для наружного применения и ингаляций 10%, 40 мл, серия 050516, ООО "Гиппократ", Россия, требующий хранения при температуре не выше 25 градусов Цельсия, камфорный спирт-раствор для наружного применения спиртовой 10%, 40 мл, серия 311016, ОАО "Самарамедпром", Россия, требующий хранения при температуре не выше 20 градусов Цельсия, отсутствуют приборы для регистрации параметров воздуха (термометры, гигрометры (электронные гигрометры) или психрометры).
По результатам проведенной проверки 29.09.2017 г. был составлен акт проверки N82ПВыезд-147/17 (л.д. 23-42), а также 02.10.2017 г. составлен протокол об административном правонарушении N94 (л.д. 8-14), по результатам изучения которых, а также оборотно-сальдовой ведомости по счету 101.30 за 18.09.2017 г. (л.д. 72-113), суд первой инстанции пришел к выводу о виновности ФГБУ "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Данные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которым судом первой инстанции была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Кроме того, начальник ФГБУ "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" Пономаренко Ю.Н. также не оспаривает наличие вины юридического лица в совершении указанного административного правонарушения, однако указывает на наличие оснований для применения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного штрафа на предупреждение, поскольку деятельность Учреждения носит некоммерческий характер и финансируется по целевому принципу, правонарушение было совершено впервые в связи с нехваткой бюджетного финансирования, существенного ущерба охраняемым законом общественным интересам, интересам государства и общества Учреждение не причинило, какие-либо негативные последствия не наступили, Учреждением приняты все возможные меры по незамедлительному устранению нарушений, выявленных в ходе проведенных административным органом мероприятий, доказательства чего были представлены в Евпаторийский городской суд Республики Крым и имеются в материалах дела.
Так, в соответствии с положениями ст.ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ условиями применения ст. 4.1.1 КоАП РФ является: 1) наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) правонарушение совершено им впервые; 3) вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; 4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Вместе с тем из материалов дела не усматривается, что в рассматриваемом случае имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Нарушение ФГБУ "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", Порядка оказания медицинской помощи по профилю "неврология", Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, а также Правил хранения лекарственных средств посягает на отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, то есть существует угроза причинения вреда жизни и здоровью людей.
Тот факт, что ФГБУ "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" привлекается к административной ответственности впервые, не является безусловным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ; такие обстоятельства, как принятие мер по незамедлительному устранению нарушений, выявленных в ходе проведенных административным органом мероприятий, нехватка бюджетного финансирования, в силу ч.ч. 2, 3 ст. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При этом суд первой инстанции также обоснованно указал, что в силу п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
В соответствии с п. 8 Устава ФГБУ "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" Учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельность, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (л.д. 49).
С учетом изложенного ФГБУ "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" имеет возможность для привлечения дополнительных денежных средств в целях исполнения требований законодательства.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Административное наказание ФГБУ "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С учетом установленных по делу обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, назначенное наказание в виде минимального размера штрафа не влечет ограничение прав лица, привлеченного к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления суда не имеется.
Вместе с тем суд обращает внимание на тот факт, что в водной части постановления Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27.11.2017 г. по делу N5-678/2017 судом первой инстанции была допущена явная описка (техническая опечатка) в указании даты вынесения обжалуемого постановления (ошибочно указан 2016 год вместо 2017 года), в связи с чем суд первой инстанции не лишен возможности устранить указанную описку.
Руководствуясь ч. 1 ст. 29.10, ст.ст. 30.6, 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27.11.2017 г. по делу N5-678/2017 о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" Министерства обороны Российской Федерации к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу начальника Федерального государственного бюджетного учреждения "Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки" Министерства обороны Российской Федерации Пономаренко Ю.Н. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья (подпись) З.И. Курапова
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.