Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу председателя ПКРН "Катран" Розенберга А.М. на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 31 октября 2017 г. N 12-60/2017,
установил:
постановлением государственного инспектора Республики Крым - консультанта отдела экологического надзора г. Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО2 от 07 июля 2017 года N005069-0469/39 Потребительский кооператив рекреационного назначения "Катран" (далее -ПКРН "Катран") признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 31 октября 2017 г. N 12-60/2017 жалоба ПКРН "Катран" оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 07.07.2017г. N005069-0469/39 - без изменения.
Не согласившись с принятым решением, председатель ПКРН "Катран" Розенберг А.М. подал жалобу, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба сводится к несогласию с выводами должностного лица, послужившими основанием для привлечения ПКРН "Катран" к административной ответственности, а также с выводами, изложенными в решении суда. Заявитель указывает на то, что фоновая проба отобрана проверяющими вообще не из русла реки Ускут, в стороне от места проверки, а проба, которая названа как "проба на земельном участке N1" отобрана в русле реки Ускут, которая течет к территории ПКРН "Катран" из села Приветное. Таким образом, в почвах, отобранных для проб, содержатся показатели не только хозяйственной деятельности ПКРН "Катран", но и всего населенного пункта с. Приветное со всей его хозяйственной деятельностью и жизнедеятельностью населения.
Кроме того, заявитель ссылается на нарушение сроков проведения внеплановой выездной проверки.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются отношения в области охраны земель (почв).
Объективной стороной состава данного правонарушения является совершение действий непосредственно связанных с уничтожением или порчей плодородного слоя почвы в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с опасными веществами и отходами. Следовательно, по данному делу подлежит доказыванию факт наступления вредных последствий, выраженных в уничтожении или порче плодородного слоя.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
С субъективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 названного Федерального закона граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ акты земельного законодательства основываются на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Статьей 12 ЗК РФ установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ регулируются, в том числе Федеральным законом N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды".
Как усматривается из материалов дела, приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 29 мая 2017 года N1061 назначена внеплановая выездная проверка ПКРН "КАТРАН".
В период с 30 мая 2017 года по 06 июня 2017 года Управлением экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым проведена внеплановая выездная проверка в отношении ПКРН "КАТРАН" с целью выявления возможных нарушений требований природоохранного законодательства в области использования требований земельного законодательства в части уничтожения плодородного слоя почвы на территории земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Данная проверка согласована с органом прокуратуры 30 мая 2017 года.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 06 июня 2017 года N101.
Так, в ходе проверки установлено, что ПКРН "КАТРАН" пользуется земельным участком в соответствии с договором аренды земли от 02 сентября 2015 года. В соответствии с решением 32 сессии 4 созыва Приветненского сельского совета от 28 августа 2005 года N668 Арендодатель - Приветненский сельский совет передает, а Арендатор - ПКРН "КАТРАН" принимает в срочное платное пользование земельный участок несельскохозяйственного назначения (застроенные земли, используемые для транспорта и связи; пастбища), который находится в "адрес".
На территории, арендуемой ПКРН "Катран", расположены эллинги различной этажности. Территория огорожена, имеется оборудованный контрольно-пропускной пункт. На территории, арендуемой ПКРН "Катран" расположены локальные очистные сооружения (далее - ЛОС). Выпуск сточных вод с ЛОС ПКРН "Катран" производится в русло р. Ускут в районе моста автодороги Алушта - Судак, в с. Приветное, по пластиковому трубопроводу. Проектная мощность ЛОС составляет 100 м3/сут, что также определено технологическим регламентом работы ЛОС ПКРН "Катран", утвержденным председателем ПКРН "Катран" в 2014 году. Пластиковый трубопровод, по которому осуществляется сброс сточных вод из очистных сооружений, принадлежащих ПКРН "Катран", не доведен до места сброса - русла реки Ускут. Вследствие чего допущен сброс сточных вод на открытый грунт. Площадь растекания сточных вод составляет 4 кв.м.
С целью определения возможного превышения предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в почве, сотрудниками Государственного автономного учреждения Республики Крым "Центр лабораторного анализа и технических измерений" на месте возможного загрязнения территории земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", в районе русла реки Ускут (координаты: 44.48.07.6 СШ, 34.41.29.8 ВД), произведен отбор проб почвы для проведения лабораторных исследований их состава и свойств.
Согласно протоколам измерений проб грунтов, отобранных 31 мая 2017 года N0634/1859-п, N0634/1860-п, представленных в адрес Министерства Государственным автономным учреждением Республики Крым "Центр лабораторного анализа и технологических измерений", выявлены превышения загрязняющих веществ в отобранных пробах почв по показателям содержания аммония обменного в 8,6 раз, АПАВ в 1,7 раз.
23 июня 2017 года государственным инспектором Республики Крым - консультантом отдела экологического надзора г. Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении N005069 в отношении юридического лица ПКРН "КАТРАН" по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, за то, что он в нарушение норм ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N136-ФЗ, ст.51 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N7-ФЗ допустил порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, вследствие осуществление сброса сточных вод на открытый грунт.
Постановлением государственного инспектора ФИО2 от 07 июля 2017 года N005069-0469/39 ПКРН "КАТРАН" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность ПКРН "КАТРАН" в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, которым должностным лицом и судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что проверка в отношении ПКРН "КАТРАН" была проведена с нарушением сроков для ее проведения, что является грубым нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является несостоятельным.
Выездная внеплановая проверка в отношении ПКРН "КАТРАН" была проведена на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 29 мая 2017 года N1061, срок на проведения которой устанавливался 5 рабочих дней.
Таким образом, проверка была проведена с соблюдением сроков на ее проведение и без нарушений норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Иные доводы жалобы были предметом разбирательства в суде первой инстанции, им была дана надлежащая оценка, с которой нет оснований не согласиться.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлены.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом, судьей городского суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ПКРН "КАТРАН", не усматривается, наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1, 4.4 КоАП РФ с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, имущественного и финансового положения юридического лица, в пределах санкции ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и оснований для отмены либо изменений судебного решения и постановления должностного лица не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу председателя ПКРН "Катран" Розенберга А.М. на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 31 октября 2017 г. N 12-60/2017- оставить без удовлетворения.
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 31 октября 2017 г. N 12-60/2017- оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.