Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием представителя государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" Митяевской С.А,
представителя территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Бобрышевой Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
17 января 2018 года
жалобу государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" на решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 14 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (далее ГУП РК "Вода Крыма"),
установил:
постановлением начальника территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Слесарева А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ N по делу об административном правонарушении ГУП РК "Вода Крыма" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе ГУП РК "Вода Крыма" на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Алуштинского городского суда Республики Крым 14 декабря 2016 года постановлено следующие решение:
постановление начальника территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Слесарева А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ N оставить без изменения, а жалобу ГУП РК "Вода Крыма" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, ГУП РК "Вода Крыма", считая судебный акт незаконным, просит его отменить и производство по делу прекратить. В обоснование указанно, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя ГУП РК "Вода Крыма" Митяевскую С.А, подержавшую жалобу, представителя надзорного органа Бобрышеву Н.А, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 00 мин. в результате проведения внеплановых мероприятий по государственному контролю (надзору), проведенных сотрудниками надзорного органа на основании распоряжения руководителя территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Слесарева А.Д. от ДД.ММ.ГГГГг. N в отношении юридического лица - ГУП РК "Вода Крыма" был выявлены нарушения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства: ст.11, 18, 19, 24, 26, 29, 32, 35 Закона РФ от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; ст.23, 25 Федерального Закона N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; СанПиНа 2.1.4.1074-01 "Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (далее СанПиН 2.1.4.1074-01); Санитарных правил 3.1/3.2. 3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (далее СП 3.1/3.2. 3146-13); СанПиНа 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения" (далее СанПиН 2.1.4.1110-02); СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" (далее СП 1.3.2322-08); СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", а, в частности:
1. в нарушение п. 4.1, 4.2, 4 СанПиН 2.1.4.1074-01, п.3.4 СП 3.1/3.2.3146-13 не был обеспечен в полном объеме и кратности производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой, не представлены результаты исследований воды на радиологические, паразитологические показатели, частично на неорганические показатели (тяжелые металлы);
2. в нарушение п.1.3, 1.11, 1.12, 1.13 СанПиНа 2.1.4.1110-02, п.3.6 СП 3.1/3.2. 3146-13 отсутствует утвержденный и согласованный проект зон санитарной охраны поверхностных и подземных источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения;
3. в нарушение п.3.7 СП 3.1/3.2. 3146-13 не представлены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
4. в моечной бактериологического отдела производственной лаборатории отсутствует естественное освещение, в наличии только искусственное освещение, что является нарушением п. 2.3.4 СП 1.3.2322-08;
5. в нарушение п.2.3.7 СП 1.3.2322-08 в "чистой" зоне отсутствует туалет для персонала лаборатории (используется туалет общего пользования на 1 этаже здания ВОС);
6. в нарушение п.2.3.9. СП 1.3.2322-08 в лаборатории в "заразной" зоне отсутствует душевая;
7. рабочий стол в бактериологической комнате не имеет покрытия из материалов, устойчивых к действию моющих и дезинфицирующих средств, что не соответствует требованиям п. 2.3.17 СП 1.3.2322-08;
8. в нарушение п.2.4а СП 1.1.1058-01 бактериологический отдел производственной лаборатории не обеспечен актуализированной, оформленной по всем требованиям стандартизации и метрологии нормативной документации РФ на проведение санитарно-бактериологических исследований воды. Отсутствуют оригиналы или прошитые, опечатанные соответствующие оригиналу актуализированные учетные копии, которые должны выдаваться лицом, ответственным за стандартизацию и метрологическое обеспечение в ГУП РК "Вода Крыма";
9. в нарушение п.4.3 СП 3.1/3.2. 3146-13 в эксплуатации находятся бытовые помещения (раздевалки с душевыми), требующие ремонта, на стенах отшелушивается краска, в наличии грибковые поражения, в здании ВОС протекает местами кровля, стены и трубопроводы с отшелушивающейся краской, в хлораторной также требуется ремонт кровли, внутри помещений требуется восстановление плиточного покрытия на полу, стенах, отшелушивается краска, что не позволяет провести уборку, дезинфекцию помещений, то есть не обеспечены безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями;
10. в нарушение р.XVIII. СП 3.1/3.2. 3146-13, приказа Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" отсутствуют данные о прививках персонала ВОС и лаборатории в соответствии с национальным календарем профилактических прививок (от дифтерии, столбняка у 2-х человек, от гепатита и гриппа данные о привитости только у 1 человека).
ДД.ММ.ГГГГ ГУП РК "Вода Крыма" было извещено о необходимости обеспечить явку представителя юридического лица для дачи объяснения и составления протокола об административном правонарушении, с указанием времени и места совершения процессуальных действий. Копия извещения направлена в адрес ГУП РК "Вода Крыма" электронной почтой (л.д.55)
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Еськовой Т.А. в отношении ГУП РК "Вода Крыма" составлен протокол об административном правонарушении N, которым установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 00 мин. в ходе проведения внеплановых мероприятий в отношении ГУП РФ "Вода Крыма", осуществляющего деятельность по адресам Алуштинского филиала ГУП РК "Вода Крыма": "адрес", химико-бактериологическая лаборатория в здании водоочистной станции города Алушты, выявлены нарушения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, т.е. совершено правонарушение, административная ответственность за которое предусмотрено ст.6.5 КоАП РФ (л.д.65-68).
Копия указанного протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N, а также сведения о назначении даты, времени и месте рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности, получены представителем ГУП РК "Вода Крыма" Митяевской С.А. 28 сентября 2016 года (л.д.68).
04 октября 2016 года начальником территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Слесаревым А.Д. вынесено постановление N о привлечении юридического лица ГУП РК "Вода Крыма" к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб. (л.д.73-74а).
Диспозиция ст.6.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию технологических населения.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Согласно ч.1-4 ст.18 Закона N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно ст.19 названного Закона, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
С учетом изложенного считаю, что судья Алуштинского городского суда Республики Крым обоснованно пришел к выводу о виновности ГУП РК "Вода Крыма" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, оставив без изменения оспариваемое постановление должностного лица надзорного органа.
Доводы жалобы ГУП РК "Вода Крыма" о несогласии с постановлением административного органа и судебным решением нахожу несостоятельными, так как эти доводы сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств, исследованных административным органом и судом первой инстанции и получивших надлежащую правовую оценку. Такие доводы не опровергают правильность выводов судьи городского суда и не свидетельствуют о не законности судебного акта.
Оснований для иной оценки тех же обстоятельств и доказательств не усматриваю.
Постановление начальника территориального отдела по г. Алуште Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Слесарева А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ N по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы дать основания для отмены постановления административного органа и решения судьи городского суда, при производстве по делу в отношении ГУП РК "Вода Крыма" допущено не было.
При определении ГУП РК "Вода Крыма" административного наказания, должностным лицом административного органа учтены все заслуживающие внимание обстоятельства - ему назначено минимальное наказание, которое предусмотрено санкцией ст.6.5 КоАП РФ, и с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения и решения административного органа.
Руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" оставить без удовлетворения,
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 14 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма", - без изменения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.