Керченского городского суда Республики Крым от 29.11.2017 года по делу 12-261/2017,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Крым - заместителя начальника управления экологического надзора Керченского региона - заведующего отделом экологического надзора г. Керчи Лишефай Е.А. от 30.06.2017 года N 004511-0470/18.1-21-054/2017 ООО "Керчьхолод" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Керчьхолод" обжаловало его в суд.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 29.11.2017 года по делу 12-261/2017 (судья Киселев Е.М.) постановление старшего государственного инспектора Республики Крым - заместителя начальника управления экологического надзора Керченского региона - заведующего отделом экологического надзора г. Керчи Лишефай Е.А. от 30.06.2017 года N 004511-0470/18.1-21-054/2017 оставлено без изменений, жалоба ООО "Керчьхолод" без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Керчьхолод" подало жалобу, в которой просит отменить решение Керченского городского суда Республики Крым от 29.11.2017 года по делу 12-261/2017, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.
В судебном заседании, которое состоялось 24.01.2018 года, представитель ООО "Керчьхолод" настаивал на удовлетворении жалобы.
Проверив доводы, изложенные в ажалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N89-ФЗ) отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов признается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Законом N89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Ст.11 Закона N89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Материалы дела свидетельствую о том, что 23.03.2017 года в ходе проведения должностными лицам Управления экологического надзора Керченского региона проверки ООО "Керчьхолод" ( "адрес") было установлено, что последним не соблюдаются экологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, а именно, на территории напротив холодильника отходы прочей продукции из натуральной древесины, утратившие потребительские свойства (код отхода по ФККО 4 04 190 00 51 5 - 5 класс опасности) размещались в месте, не установленном для их складирования.
Кроме того, на территории, прилегающей к строящемуся консервному цеху навалом, в месте, не установленном для их складирования, размещены отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (деревянные оконные рамы), вне определенных для сбора отходов мест.
По результатам проведения указанной проверки старшим государственным инспектором Республики Крым - заместителем начальника управления экологического надзора Керченского региона - заведующим отделом экологического надзора г. Керчи Лишефай Е.А. 29.06.2017 года в отношении ООО "Керчьхолод" был составлен протокол об административном правонарушении N 004511 по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Керчьхолод" административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении N 004511 от 29.06.2017 года, постановлением старшего государственного инспектора Республики Крым - заместителя начальника управления экологического надзора Керченского региона - заведующего отделом экологического надзора г. Керчи Лишефай Е.А. от 19.06.2017 года о признании инженера по охране окружающей среды ООО "Керчьхолод" Томак Е.С. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В силу изложенного становится очевидной обоснованность вывод старшего государственного инспектора Республики Крым - заместителя начальника управления экологического надзора Керченского региона - заведующего отделом экологического надзора г.Керчи Лишефай Е.А. о виновности ООО "Керчьхолод" в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что совершенное ООО "Керчьхолод" административное правонарушение является малозначительным, исходя из следующего.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Несоблюдение законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления создает существенную угрозу охраняемых законом правоотношениям, относится к категории нарушений, посягающих на охрану окружающей среды, наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем отсутствие каких-либо последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Таким образом, даже при отсутствии тяжких последствий правонарушения, прекращение дела по основаниям малозначительности не будет способствовать обеспечению реализации задач административной ответственности, а также предупреждению совершения новых правонарушений.
Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, обеспечивая баланс основных прав лица и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
Учитывая изложенное выше становится очевидным, что отсутствуют основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Керчьхолод" в связи с малозначительностью.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья Керченского городского суда Республики Крым пришел к обоснованному выводу о виновности ООО "Керчьхолод" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст.8.2 КоАП РФ, но без учета положений ст. 4.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 года N 4-П, следует, что судам, при назначении административного наказания необходимо учитывать характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины лица привлекаемого к административной ответственности, его имущественное и финансовое положение и в исключительных случаях для индивидуализации наказания судам следует назначать административный штраф ниже низшего предела, указанный в соответствующей административной санкции.
В силу изложенного становится очевидным, что назначение наказания в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ, возможно лишь в случае наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а так же с учетом общественной опасности совершенного административного правонарушения, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании, которое состоялось 24.01.2018 года, представитель ООО "Керчьхолод" представил доказательства того, что допущенные нарушения законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления устранены в полном объеме, предписание Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры N 17-2017 от 21.04.2017 года выполнено в срок, указанный в представлении, представил копию договора с Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "Керченский комбинат благоустройства" N 47/2017 на оказание услуг по размещению твердых коммунальных отходов.
Кроме того, представитель ООО "Керчьхолод" указал на тяжелое финансовое положение Общества, которое подтверждается бухгалтерскими документами за 2017 год.
Учитывая изложенное выше, принимая во внимание то, что уплата штрафа в размере 100 000 рублей значительно затруднит деятельность ООО "Керчьхолод" и существенно ухудшит его материальное положение, согласно ст.4.1 КоАП РФ представляется возможным изменить постановление старшего государственного инспектора Республики Крым - заместителя начальника управления экологического надзора Керченского региона - заведующего отделом экологического надзора г. Керчи Лишефай Е.А. от 30.06.2017 года N 004511-0470/18.1-21-054/2017, решение Керченского городского суда Республики Крым от 29.11.2017 года по делу 12-261/2017, путем снижения назначенного ООО "Керчьхолод" наказания в виде административного штрафа до 50000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Республики Крым - заместителя начальника управления экологического надзора Керченского региона - заведующего отделом экологического надзора г. Керчи Лишефай Е.А. от 30.06.2017 года N 004511-0470/18.1-21-054/2017, решение Керченского городского суда Республики Крым от 29.11.2017 года по делу 12-261/2017, вынесенные в отношении ООО "Керчьхолод" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, изменить, снизив назначенное наказание в виде административного штрафа до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора Республики Крым - заместителя начальника управления экологического надзора Керченского региона - заведующего отделом экологического надзора г. Керчи Лишефай Е.А. от 30.06.2017 года N 004511-0470/18.1-21-054/2017, решение Керченского городского суда Республики Крым от 29.11.2017 года по делу 12-261/2017 оставить без изменений.
В удовлетворении жалобы ООО "Керчьхолод" отказать.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.