судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Аврамиди Т.С,
судей Рошка М.В, Хмарук Н.С,
при секретаре Гаран О.А,
по докладу судьи Аврамиди Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах Степанюк Натальи Владимировны к Администрации города Джанкоя Республики Крым, третье лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, по апелляционной жалобе Администрации города Джанкоя Республики Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 17 октября 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
В августе 2017 года Джанкойский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Степанюк Натальи Владимировны к Администрации города Джанкоя Республики Крым, третье лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Требования мотивированы тем, что согласно постановлению администрации города Джанкоя "данные изъяты" года Степанюк Н.В. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, состоит под номером "данные изъяты" В нарушение статьи 8 Федерального закона от "данные изъяты" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Степанюк Н.В. до настоящего времени не обеспечена жилым помещением. Просит обязать Администрацию города Джанкоя предоставить Степанюк Наталье Владимировне, "данные изъяты" года рождения, оставшейся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда по договору найма площадью не менее нормы предоставления.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от "данные изъяты" года иск Джанкойского межрайонного прокурора удовлетворен. На Администрацию города Джанкоя Республики Крым возложена обязанность предоставить Степанюк Наталье Владимировне, "данные изъяты" года рождения, оставшейся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее "данные изъяты" квадратных метров общей площади жилого помещения.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель администрации города "данные изъяты" Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Жалоба обоснована тем, что судом неправильно применены нормы материального права. В частности, заявитель указывает на неисполнимость принятого судом решения ввиду отсутствия субвенций, получаемых из областного и федерального бюджетов, на приобретение органом местного самоуправления жилья для предоставления истцу. Кроме того, апеллянт ссылается на то, что истец имеет место жительства в другом субъекте Российской Федерации: г. Севастополь, "данные изъяты", в связи с чем, предоставление истцу жилого помещения специализированного жилого фонда должно осуществляться органами местного самоуправления города "данные изъяты".
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела судом извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем дело в рассмотрено в его отсутствие.
Представитель Администрации города Джанкоя требования жалобы подержал и просил ее удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, в ней изложенные.
Степанюк Н.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда о возложении на ответчика Администрацию города "данные изъяты" обеспечить ее благоустроенным жильем оставить без изменения, пояснив, что ее проживание в настоящее время г. "данные изъяты" носит временный характер, она не проживает в настоящее время в г. "данные изъяты" в связи с отсутствием жилья, при обеспечении жильем будет проживать в "данные изъяты".
Прокурор в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил жалобу оставить без удовлетворения, ссылаясь на законность решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с п.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции исходил из того, что Степанюк Н.В. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечивалась, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Джанкойской межрайонной прокуратурой, установлено, что Степанюк Н.В, "данные изъяты" является лицом из числа детей-сирот, в связи с тем, что решением Джанкойского горрайонного суда от "данные изъяты" года мать Степанюк Н.В. - "данные изъяты" была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Степанюк Н.В, "данные изъяты" г.р. (л.д. 11). Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. 12).
Решением Исполнительного комитета Джанкойского городского совета от "данные изъяты", Степанюк Н.В. была направлена в государственное учреждение. Также, данное решение предусматривало гарантию обеспечения Степанюк Н.В. жильем по достижении 18 лет (л.д. 12).
Приказом N "данные изъяты" Степанюк Н.В, "данные изъяты" рождения, была зачислена в РУЗ " "данные изъяты" детский дом МОН "данные изъяты"", где находилась до "данные изъяты" года (л.д. 18).
Решением Исполнительного комитета Джанкойского городского совета "данные изъяты" в связи со смертью матери, ребенку был присвоен с ребенка-сироты (л.д. 13).
После завершения РУЗ " "данные изъяты" детский дом МОН "данные изъяты"", Степанюк Н.В. поступила в Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования " "данные изъяты" профессиональный художественный колледж", который окончила "данные изъяты" года (л.д. 21).
"данные изъяты" года была временно зарегистрирована по адресу: "данные изъяты" Срок регистрации по указанному адресу закончился "данные изъяты" (л.д. 17).
Решением исполнительного комитета Джанкойского городского совета АРК "данные изъяты" года Степанюк Н.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями (л.д. 19).
Согласно постановлению Администрации города Джанкоя от "данные изъяты" Степанюк Н.В. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, состоит под номером "данные изъяты"" (л.д. 15).
Согласно данным Джанкойского горрайонного отдела государственного комитета по регистрации и кадастру Республики Крым от "данные изъяты" года установлено, что Степанюк Н.В. недвижимого имущества на праве собственности не имеет (л.д. 22).
Степанюк Н.В. не замужем, проживает в г. "данные изъяты", в арендованном жилье. Ее проживание по данному адресу, как пояснила истец, носит временный характер и связано с не обеспечением его жильем в г. "данные изъяты".
До настоящего момента жилье Степанюк Н.В. не предоставлено.
Степанюк Н.В. по вопросу исключения ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда, в администрацию города "данные изъяты" Республики Крым не обращалась.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав Степанюк Н.В, суд первой инстанции пришел к правильным выводам относительно удовлетворения заявленных требований об обязании Администрации города Джанкоя Республики Крым по восстановлению нарушенных прав Степанюк Н.В. по получению жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы, указывающие на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий Правительства Республики Крым по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда льготной категории граждан в зависимости от выделенных денежных средств из областного бюджета не опровергают правильность выводов суда, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения категории граждан, как "дети""-"сироты " " и "дети"", оставшиеся без попечения родителей не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не являются основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод истца.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что предоставление истцу жилого помещения специализированного жилого фонда должно осуществляться органами местного самоуправления города "данные изъяты", признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку проживание Степанюк Н.В. в г. "данные изъяты" носит временный характер. Факт найма истцом жилья в городе "данные изъяты" не свидетельствует о переезде ее на постоянное место жительства в другой субъекте РФ - г. "данные изъяты".
Согласно п.7 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" исключение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из Списка, осуществляется при переезде из Республики Крым на новое постоянное место жительства в другой субъект РФ и включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующий Список в другом субъекте Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Степанюк Н.В. в администрацию города "данные изъяты" по вопросу исключения ее из Списка не обращалась, в соответствующий Список в другом субъекте Российской Федерации включена не была.
Таким образом, в апелляционной жалобе не приведены основания для отмены решения суда, а все доводы жалобы о его незаконности сводятся к описанию порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц, выделения денежных средств для этих целей и взаимоотношениям органов местного самоуправления, изложению обстоятельств дела, их переоценке, однако указанное не влечет отмены решения суда в апелляционном порядке. Такими основаниями являются нарушения в применении норм материального или процессуального права, чего допущено судом не было. В силу этого судебная коллегия не находит оснований для оценки таких доводов, поскольку не усматривает оснований для переоценки выводов суда.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и к выражению несогласия с толкованием и применением судом норм материального права.
Судебная коллегия считает, что суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установилих полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановилрешение согласно подлежащим применению нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, постановленное решение является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от "данные изъяты" года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города "данные изъяты" Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.