Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Агина В.В.
при секретаре Сидоровой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тихомировой Валентины Ивановны к администрации г. Керчи Республики Крым об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании предоставления земельного участка, понуждении совершить определённые действия
по апелляционной жалобе представителя по доверенности Тихомировой Валентины Ивановны - Пономарева Дмитрия Александровича на решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 октября 2017 г, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л. А-В, пояснения участников судебного заседания, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Тихомирова В.И. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением об оспаривании решения администрации г. Керчи Республики Крым об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от 9 августа 1978 года по реестру N, удостоверенного старшим государственным нотариусом Керченской государственной нотариальной конторы и зарегистрированным Керченским бюро технической инвентаризации 13 августа 1978 года под N, её супругу ФИО2 на праве собственности принадлежал жилой дом с надворными постройками общей жилой площадью 36,6 кв.м, расположенный на земельном участке площадью 1355 кв.м. по адресу: "адрес".
4 декабря 2013 года после смерти супруга, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 23 июля 2015 года она вступила в наследство на вышеуказанный жилой дом, общей площадью 46,70 кв.м.
12 октября 2015 года Тихомирова В.И. заключила с ООО "Керченский кадастровый центр" договор подряда на выполнение комплекса кадастровых работ, в том числе на создание схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Замерами геодезистов установлено, что площадь земельного участка по адресу: "адрес", составила 1355 кв. метров.
7 декабря 2016 года административный истец обратилась в администрацию г. Керчи Республики Крым за утверждением схемы расположения упомянутого земельного участка на кадастровом плане территории, и о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1355 кв.м, бесплатно в собственность под индивидуальное жилищное строительство. Постановлением главы администрации города Керчи Республики Крым от 21 июня 2017 года N 1758/1-п в утверждении схемы расположения заявленного земельного участка на кадастровом плане территории, отказано, по основаниям того, что размер земельного участка превышает предельный максимальный размер земельного участка, установленный для индивидуального жилищного строительства (0,08 га).
Считает указанное решение незаконным, противоречащим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, положениям Закона Республики Крым N 66-3PK/2015 от 15 января 2015 года "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", в частности, пункту 7 статьи 18 Главы III, согласно которого гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на указанный дом возникло до указанной даты. На основании изложенных доводов просит признать незаконным Постановление администрации города Керчи Республики Крым "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес", N 1758/1-п от 21 июня 2017 года, обязать администрацию города Керчи Республики Крым утвердить схему расположения земельного участка площадью 1355 кв.м, на кадастровом плане территории, предварительно согласовать предоставление указанного земельного участка истцу бесплатно в собственность под индивидуальное жилищное строительство.
Решением Ялтинского городского суда от 19 октября 2017 года в удовлетворении исковых требований Тихомировой В.И. к администрации г. Керчи Республики Крым отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель Тихомировой В.И. - Пономарёв Д.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 октября 2017 года, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объёме. Считает, решение незаконным и необоснованным ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, несоответствие выводов суда первой инстанции, обстоятельствам административного дела, нарушение норм материального права.
Представитель административного истца Тихомировой В.И. - Пономарёв Д.А в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель администрации г. Керчи Республики Крым - Павлова С.П. в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Тихомирова В.И, в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие административных ответчиков, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) орган, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) орган, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статьёй 15 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" предусмотрены особенности подготовки схемы расположения земельного участка в целях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, до 1 января 2019 года.
16 февраля 2015 года Советом министров Республики Крым было принято Постановление N 44 "Об утверждении порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории" (далее - Порядок).
Согласно пункту 11 Порядка, согласование схемы расположения земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Крым, с исполнительными органами государственной власти Республики Крым в сфере градостроительства и архитектуры, лесных и охотничьих отношений, экологии и природопользования, охраны культурного наследия, водного хозяйства и мелиорации, органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, городских или сельских поселений для проверки соответствия схемы расположения земельного участка документам, указанным в пунктах 4, 5 Порядка, производится в порядке межведомственного взаимодействия.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершённого строительства. Подготовка указанной схемы обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Схема утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным кодексом (пункт 13 указанной статьи).
Пунктом 1 статьи 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются требования к образуемым и изменённым земельным участкам, в соответствии с которыми предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" установлено, что до определения градостроительными регламентами предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, аренду, безвозмездное пользование, устанавливаются настоящей статьёй.
Подпунктом 1 пункта 2 указанной статьи определены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых гражданам, для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа - от 0,05 га до 0,08 га.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец обратился в администрацию г. Керчи за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка расположенного по адресу: "адрес", предоставив свидетельство о праве на наследство по закону и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону, Тихомировой В.А. принадлежит жилой дом с надворными постройками общей жилой площадью 36,6 кв.м, расположенный на земельном участке площадью 1355 кв.м. в городе "адрес". Вышеуказанный жилой дом принадлежал наследодателю на основании договора купли-продажи от 9 августа 1978 года по реестру N, удостоверенного старшим государственным нотариусом Керченской государственной нотариальной конторы и зарегистрированным Керченским бюро технической инвентаризации 13 августа 1978 года под N.
12 ноября 2015 года Тихомирова В.И. заключила с ООО "Керченский кадастровый центр" договор подряда на выполнение комплекса кадастровых работ, в том числе на создание схемы расположения земельного участка по адресу: "адрес", на котором выстроен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом.
Фактически, обращаясь в администрацию г. Керчи с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Тихомирова В.И. имела целью в дальнейшем приобрести бесплатно в собственность земельный участок, находящийся под жилым домом, принадлежащим ей в порядке наследования, однако правоустанавливающих документов, подтверждающих право на земельный участок, ей представлено не было. Доказательств, того что земельный участок является ранее учтённым, и выделен под строительство и обслуживание жилого дома площадью 1355 кв.м. суду также не представлено.
С учётом изложенного, суд сделал обоснованный вывод о законности решения администрации г. Керчи от 21 июня 2017 года N 1758/1-п об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1355 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
При таком положении судебная коллегия находит законным и обоснованным решение суда об отказе в удовлетворении заявленных Тихомировой В.И. исковых требований, соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона, поскольку схема расположения земельного участка разработана в нарушение требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 октября 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Тихомировой Валентины Ивановны - Пономарева Дмитрия Александровича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.