Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Тимошенко Е.Г,
при секретаре Могильной А.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Садоводческого потребительского кооператива "Мечта" к администрации Сакского района и Министерству имущества и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным нормативного акта, по апелляционной жалобе Садоводческого потребительского кооператива "Мечта" на решение Сакского районного суда Республики Крым от 22 сентября 2017 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, пояснения председателя СПК "Мечта" Гончарова А.И. и представителя СПК "Мечта" Васькив Я.И. поддержавших доводы жалобы, представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Кравцова А.В. просившего отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
СПК "Мечта" обратился в суд с учетом уточненных требований к администрации Сакского района и Министерству имущества и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным нормативного акта. Просит признать незаконным пункт 3 Распоряжения Сакской райгосадминистрации в АР Крым от 24 июня 2009 N1125-р в части установления срока действия этого распоряжения "до 01 июля 2010 года" и признать незаконным пункт 3 Распоряжения Сакской райгосадминистрации в АР Крым от 10 июля 2009 года N 1199-р об установлении срока действия этого распоряжения "до 01 июня 2010 года". В обоснование заявленных требований ссылается на то, что СПК "Мечта" зарегистрирован ранее как Обслуживающий кооператив (садоводческий) "Мечта" код ЕГРПОУ N и приведен в соответствие с законодательством Российской Федерации и является его правопреемником. Распоряжением Сакской районной государственной администрации от 31 декабря 2008 года N 2132-р согласовано обслуживающему кооперативу "Мечта" (садоводческий) место расположения коллективных садов на земельном участке площадью 8,0 га, в том числе 7,5 га - пашни, и 0,5 га - пастбищ, расположенном на расстоянии 2,4 км северо-западнее жилой застройки села "адрес" на расстоянии 100 метров от уреза воды "данные изъяты" и на расстоянии 130 метров от уреза воды соленного озера, на землях запаса за границами населённых пунктов на территории Молочненского сельского совета Сакского района. Распоряжением Сакской райгосадминистрации в АР Крым от 24 июня 2009 года N1125-р дано разрешение кооперативу "Мечта" (садоводческий) на составление проекта землеустройства по отводу в собственность вышеуказанного земельного участка общей площадью 6,289 га. Пунктом 3 указанного распоряжения установлен срок действия распоряжения до 01 июля 2010 года. Распоряжением Сакской райгосадминистрации в АР Крым от 10 июля 2009 года N1199-р дано разрешение кооперативу "Мечта" (садоводческий) на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка общей площадью 1,711 га, в том числе 1,211 га пашни и 0,5 га пастбищ. Пунктом 3 установлен срок действия распоряжения до 01 июня 2010 года. Считает, что пункты, устанавливающие сроки действия вышеуказанных распоряжений являются незаконными и подлежат отмене. Указывает, что установление сроков действия решений органов государственной власти и местного самоуправления противоречило действующему на тот момент законодательству, поскольку не входило в компетенцию этих органов. 27 апреля 2017 года СПК "Мечта" обратился к кадастровому инженеру, от которого ему стало известно о том, что для постановки на кадастровый учёт земельного участка СПК "Мечта" необходимо предоставить документы о продлении или отмены сроков действия вышеуказанных распоряжений.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 22 сентября 2017 года, требования, заявленные СПК "Мечта", оставлены без удовлетворения.
Председатель правления СПК "Мечта" Гончаров А.И, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Сакского районного суда Республики Крым от 22 сентября 2017 года и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Ссылается на то, что п. 11 ст. 151 Земельного кодекса Украины, в приведенной судом первой инстанции редакции, полностью отменен еще в момент действия распоряжений, указанная норма неправильно применена судом первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившиеся стороны, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что распоряжением Сакской районной государственной администрации от 31 декабря 2008 года N 2132-р согласовано обслуживающему кооперативу "Мечта" (садоводческий) место расположения коллективных садов на земельном участке площадью 8,0 га в том числе 7,5 га пашни и 0,5 га пастбищ, расположенном на расстоянии 2,4 км северо-западнее жилой застройки села "адрес" на расстоянии 100 метров от уреза воды "данные изъяты" и на расстоянии 130 метров от уреза воды соленного озера, на землях запаса за границами населённых пунктов на территории Молочненского сельского совета Сакского района.
Распоряжением Сакской райгосадминистрации в АР Крым от 24 июня 2009 года N 1125-р дано разрешение кооперативу "Мечта" (садоводческий) на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка общей площадью 6,289 га, в том числе 5,789 га пашни и 0,5 га пастбищ, расположенного на расстоянии 2,4 км северо-западнее "адрес" на расстоянии 0,1 км от уреза воды "данные изъяты" моря на землях запаса за границами населенных пунктов на территории Молочненского сельского совета Сакского района для ведения коллективного садоводства.
Пунктом 3 установлен срок действия вышеуказанного распоряжения до 01 июля 2010 года.
Распоряжением Сакской райгосадминистрации в АР Крым от 10 июля 2009 года N1199-р дано разрешение кооперативу "Мечта" (садоводческий) на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка общей площадью 1,711 га, в том числе 1,211 га пашни и 0,5 га пастбищ, расположенного на расстоянии 2,4 км северо-западнее "адрес" и на расстоянии 0,1 км от уреза воды Черного моря на землях запаса за границами населенных пунктов на территории Молочненского сельского совета Сакского района для обслуживания административно-хозяйственных домов, сооружений и дорог.
Пунктом 3 установлен срок действия указанного распоряжения 01 июня 2010 года.
Административный истец просит признать незаконным п. 3 Распоряжения Сакской райгосадминистрации в АР Крым от 24 июня 2009 года N 1125-р в части установления срока действия этого распоряжения до 01 июля 2010 года, а также признать незаконным пункт 3 Распоряжения Сакской райгосудадминистрации в АР Крым от 10 июля 2009 года N 1199-р об установлении срока действия этого распоряжения до 01 июня 2010 года.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В части 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 38-3PK, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч.5 ст.13 Закона N 38-3PK).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее Порядок N 313).
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
Согласно ст. 116 ЗК Украины граждане приобретают право собственности или право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных ЗК Украины. Приобретения права на землю осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование.
В силу ч. 11 ст. 151 Земельного кодекса Украины было установлено, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отводу составляет один год и может быть продлен однократно на такой же срок. В случае если в течение установленного срока проект отвода земельного участка не был предоставлен на утверждение в соответствующий орган, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и условия его отвода считаются аннулированными. Положения закона в указанной редакции действовало с 14 октября 2008 года до 09 декабря 2009 года.
Законом Украины от 05 ноября 2009 года N1702-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения права собственности на землю", вступившим в силу с 10 декабря 2009 года, норма статьи 151 Земельного кодекса Украины была изложена в новой редакции. Положения статьи 151 ЗК Украины перестали иметь указания относительно срока составления проекта отвода земельного участка.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, а также учитывая указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент принятия оспариваемых пунктов распоряжений в законодательстве Украины действовали нормы, ограничивающие срок разрешения на разработку и предоставление на утверждение проектов отвода земельных участков.
Вместе с тем, СПК "Мечта" не реализовал свое право в установленные сроки по разработке проекта землеустройства по отводу в собственность вышеуказанного земельного участка.
В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Содержание оспариваемых пунктов распоряжений Сакской райгосадминистрации в АР Крым было известно административному истцу с 2016 года. Данное обстоятельство также подтверждается решением Сакского районнго суда Республики Крым от 20 декабря 2016 года, в котором имеется ссылка на оспариваемое решение распоряжение Сакской райгосудадминистрации в АР Крым от 10 июля 2009 года N 1199-р.
Таким образом, административный истец мог и должен был знать об оспариваемых пунктах распоряжений, и в случае несогласия с ним имел возможность своевременно обратиться в суд.
Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, не представлено.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 22 сентября 2017 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Садоводческого потребительского кооператива "Мечта" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.