Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Тимошенко Е.Г,
при секретаре Могильной А.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Снегирева Д.Ю. к Алуштинскому городскому совету, администрации г. Алушты об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, по апелляционной жалобе представителя администрации г. Алушты Республики Крым Масленниковой А.Г. на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 11 ноября 2016 года, которым административное исковое заявление Снегирева Д.Ю. удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Снегирев Д.Ю. обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия административных ответчиков, выразившегося в непринятии решения по его заявлению от 29 июля 2015 года о предоставлении земельного участка площадью 762 кв.м, расположенного в границах "адрес", для ведения дачного хозяйства, садоводства в границах населённого пункта с расположенной на нем самовольной постройки и выдаче заключения о возможности признания её жилым домом. Также просит суд возложить ответственность на административных ответчиков принять решение по результатам рассмотрения его заявления от 29 июля 2015 года о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что 29 июля 2015 года он обратился в Алуштинский городской совет с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 762 кв.м, расположенного в границах "адрес" для ведения дачного хозяйства, садоводства в границах населённого пункта с расположенной на нем самовольной постройки и выдаче заключения о возможности признания её жилым домом, к которому приложил все необходимые для его рассмотрения документы. Однако ответчики до настоящего времени не приняли по его заявлению соответствующего мотивированного решения.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 11 ноября 2016 года требования, заявленные Снегиревым Д.Ю, удовлетворены частично. Признаны незаконными бездействия администрации г. Алушты Республики Крым по непринятию решения по заявлению Снегирева Д.Ю. от 29 июля 2015 года о предоставлении земельного участка площадью 762 кв.м, расположенного в границах "адрес", для ведения дачного хозяйства, садоводства в границах населённого пункта с расположенной на нем самовольной постройки и выдаче заключения о возможности признания её жилым домом. Возложена обязанность на администрацию г. Алушты Республик Крым рассмотреть заявление Снегирева Д.Ю. от 29 июля 2015 года о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка для ведения дачного хозяйства, садоводства в границах населённого пункта с расположенной на нем самовольной постройки и выдаче заключения о возможности признания её жилым домом. Возложена обязанность на административного ответчика о принятом решении сообщить суду и Снегиреву Д.Ю. в месячный срок. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Представитель администрации г. Алушты Республики Крым Масленникова А.Г, не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 11 ноября 2016 года и принять по делу новое решение, которым отказать в требованиях заявленных Снегиревым Д.Ю. В обоснование жалобы указывает на то, что отсутствуют законные основания для признания незаконными бездействия административных ответчиков по непринятию решения по заявлению от 29 июля 2015 года, так как заявление было рассмотрено и заявителю были направлены рекомендации для устранения недостатков. Считает, что административным истцом пропущен процессуальный срок на подачу административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ. Кроме того указывает на то, что Снегиреву Д.Ю. направлялись копии ответов на его заявление, что свидетельствует о его извещении о результатах рассмотрения его заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Снегирев Д.Ю. являлся членом потребительского кооператива по строительству и эксплуатации дачного поселения "Рассвет", что подтверждается копией справки кооператива от 12 февраля 2011 года. Потребительскому кооперативу по строительству и эксплуатации дачного поселения " ФИО14 в срочное пользование (аренду) был выделен земельный участок площадью 4,4 га, что подтверждается копией договора аренды земельного участка от 30 мая 2007 года, заключённого с Партенитским поселковым советом, целевое назначение которого - для размещения дачного района.
Снегирев Д.Ю, реализуя свои права как член кооператива, построил на указанном выше земельном участке садовый дом площадью N кв.м, строительство которого было окончено до 31 декабря 2010 года, что подтверждается техническим паспортом на садовый дом, выданным КРП "Симферопольское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации.
Садовый дом поставлен на кадастровый учёт в государственном кадастре недвижимости, ему присвоен кадастровый N, что подтверждается кадастровым паспортом на дом (л.д. 53-54).
Садовый дом расположен на земельном участке, переданном ранее в аренду ФИО15", что подтверждается решением Алуштинского городского суда от 07 апреля 2011 года по делу N 2-197/11, принятым по результатам рассмотрения иска прокурора г. Алушты, поданного в интересах государства в лице Партенитского поселкового совета к Снегиреву Д.Ю. об освобождении самовольно занятого земельного участка и сносе строения, обязательстве привести земельный участок в пригодное для использования состояние, которым в удовлетворении исковых требований прокурора было отказано.
На основании решения Партенитского поселкового совета N 39-293 от 27 декабря 2013 года, договор аренды земельного участка, заключённый между ФИО16" и Партенитским поселковым советом расторгнут.
29 июля 2015 года Снегирев Д.Ю. обратился в орган местного самоуправления г. Алушты с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью N кв.м, расположенного в границах "адрес", для ведения дачного хозяйства, садоводства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройки и выдаче заключения о возможности признания ее жилым домом, приложив все необходимые документы.
Административный истец оспаривает бездействие администрации г. Алушты Республики Крым, выразившееся в непринятии решения по его заявлению от 29 июля 2015 года о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, садоводства в границах населённого пункта с расположенной на ней самовольной постройки и выдаче заключения о возможности признания её жилым домом.
Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Полномочия органа государственной, власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены, в том числе ч. 1 ст. 12.1 N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, которой установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования в том числе земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статье 1 Закона Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015, (далее - Закон N 66-ЗРК/2015), принятого в развитие названных положений, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статьёй 22 вышеуказанного закона (в редакции, действующей на момент подачи заявления) установлено, что гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: 1) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; 2) на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до вступления в силу настоящего Закона; 3) имеется заключение органа местного самоуправления о том, что такой объект капитального строительства может быть признан жилым домом без дополнительного строительства; 4) объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым до вступления в силу настоящего Закона; 5) на данном земельном участке в соответствии с градостроительной документацией допускается возведение жилого дома. Согласно п. 2 указанной статьи, правом на бесплатное получение в собственность земельного участка обладают граждане Российской Федерации, указанные в статье 4 настоящего Закона.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьёй, а также порядок выдачи заключения о возможности признания самовольной постройки жилым домом определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 4).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252 утверждён Порядок предоставления земельного участка с расположенной на нем самовольной постройки и выдачи заключения о возможности признания её жилым домом (далее Порядок N 252).
В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка N 252, предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки жилым домом (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения. Гражданин с целью получения в собственность или аренду земельного участка подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее жилым домом (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 18 Порядка N 252, по истечении месяца после приема Заявления уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней: в случае невыполнения условий, указанных в подпунктах 3 - 5 пункта 15 настоящего Порядка, извещает заявителя о необходимости предоставления технического заключения, указанного в пункте 17 настоящего Порядка; в случае невыполнения одного из условий, указанных в подпунктах 3 - 5 пункта 15 настоящего Порядка, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и выдаче Заключения о возможности признания объекта капитального строительства жилым домом без дополнительного строительства.
Пунктом 19 Порядка N 252 установлено, что уполномоченный орган в срок не более одного месяца после предоставления заявителем технического заключения, указанного в пункте 17 настоящего Порядка: в случае невыполнения условий, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 15, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и выдаче заключения о возможности признания объекта капитального строительства жилым домом без дополнительного строительства; в случае выполнения условий, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 15, выдает Заключение.
Вместе с тем администрацией г. Алушты Республики Крым на обращение Снегирева Д.Ю. сообщено о том, что в заявлении отсутствует информация относительно учёта исполнительными органами государственной власти по учёту строения самовольно до 18 марта 2014 года возведённого заявителем, а именно номера самовольно возведённой постройки.
Таким образом, уполномоченный орган не выполнил указанных выше требований, а именно не известил заявителя о необходимости предоставления технического заключения либо не принял решение об отказе в предоставлении земельного участка и выдаче заключения о возможности признания объекта капитального строительства жилым домом без дополнительного строительства.
Учитывая изложенное, администрацией г. Алушты Республики Крым не была соблюдена процедура рассмотрения заявления Снегирева Д.Ю. от 29 июля 2015 года, установленная постановлением Совета Министров Республики N 252 от 12 мая 2015 года.
Доводы апелляционной жалобы относительно пропуска истцом срока обращения в суд, не могут быть приняты во внимание.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Вместе с тем, применение установленного данной статьёй срока при оспаривании бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих невозможно, поскольку бездействие - это длящееся правонарушение.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, когда административным истцом получены ответы от администрации г. Алушты Республики Крым на его заявление.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения судебного решения судебная коллегия не находит.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 11 ноября 2016 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Алушты Республики Крым Масленниковой А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.