Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Бельченко И.В.,
судей Нестеровой Е.Б, Владимировой Н.Ю,
при секретаре Воропаевой Е.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе Макаришина О.А. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2017 года, которым постановлено:
Иск Макаришина О.А. удовлетворить частично.
Признать решение ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области N 1683062/16 от 08.08.2016 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части не включения в стаж периодов работы Макаришина О.А. :
- с 01.09.1988 года по 31.05.1990 года, с 28.08.1990 года по 02.10.1991 года (за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы) - в должности артиста оркестра (тромбон) в симфоническом оркестре Калининградского областного драматического театра;
- с 01.06.1990 года по 27.08.1990 года, с 03.10.1991 года по 17.08.1992 года в должности артиста оркестра (тромбон) в симфоническом оркестре Калининградского городского Совета народных депутатов отдела культуры.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области включить в стаж Макаришина О.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему творческую деятельность на сцене в театрах или - театрально-зрелищных предприятиях, следующие периоды:
- с 01.09.1988 года по 31.05.1990 года, с 28.08.1990 года по 02.10.1991 года (за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы) - в должности артиста оркестра (тромбон) в симфоническом оркестре Калининградского областного драматического театра;
- с 01.06.1990 года по 27.08.1990 года, с 03.10.1991 года по 17.08.1992 года в должности артиста оркестра (тромбон) в симфоническом оркестре Калининградского городского Совета народных депутатов отдела культуры.
В удовлетворении исковых требований Макаришина О.А. к ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области о признании решения ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области N *** от 08.08.2016 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в остальной части - отказать.
В удовлетворении исковых требований Макаришина О.А. к ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области об обязании ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области включить в стаж Макаришина О.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему творческую деятельность на сцене в театрах или - театрально-зрелищных предприятиях, периоды работы:
- с 01.09.1992 года по 16.03.1995 года в должности артиста высшей категории (тромбон) в Российской государственной телерадиокомпании "Останкино"; - с 17.03.1995 года по 30.06.1996 года в должности артиста высшей категории (тромбон) в Государственном унитарном дочернем предприятии "Симфонический оркестр фирма МАГ"; - с 01.07.1996 года по 06.12.1997 года в должности артиста высшей категории (тромбон) в Общероссийской радиостанции "Радио-1" - отказать.
В удовлетворении исковых требований Макаришина О.А. к ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в Пенсионный фонд - с 04.05.2016 года, - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Макаришин О.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области (далее - ГУ - ГУ ПФР N 7), об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указав, что ответчик, по его мнению, незаконно отказал ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п.21 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях " из-за отсутствия специального стажа.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого, в той части, в которой в удовлетворении требований отказано, по доводам апелляционной жалобы, просит Макаришин О.А.
Проверив материалы дела, заслушав истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим законом.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 21 ч. 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления.
В соответствии с п. 3 указанного выше Списка право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет имеют артисты, играющие на духовых инструментах ( в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.
Согласно пп. 3.3. Положения "О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР", утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года N 190, специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, подтверждается трудовой книжкой.
В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характера выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа, специальный стаж подтверждается на основании дополнительных документов, содержащих эти сведения в отношении данного лица (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п.5 разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исходя из указанных положений действующего законодательства, в качестве правового основания для досрочного назначения страховой пенсии по старости предусматривается выполнение определенной профессиональной деятельности. Право на досрочное получение пенсии законодатель связывает с работой в определенной сфере деятельности, при осуществлении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Таким образом, определяющее значение для возникновения права на досрочную страховую пенсию имеет характер деятельности работника, выполнение работы в течении полного рабочего дня.
Судом установлено, что истец 04 мая 2016 года обратился в ГУ - ГУ ПФР N 7 по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 п. 1 ст. 30 ФЗ N 400 "О страховых пенсиях"
Решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ N 7 по г. Москве и Московской области истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Засчитано в льготный стаж истцу 18 лет 00 месяцев 18 дней. В подсчет специального стажа не были включены периоды работы: с 01.09.1988 года по 31.05.1990 года, с 28.08.1990 года по 02.10.1991 года (за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы) - в должности артиста оркестра в симфоническом оркестре Калининградского областного драматического театра, так как наименование должности не предусмотрено Списком, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991г. N 447; - с 01.06.1990 года по 27.08.1990 года, с 03.10.1991 года по 17.08.1992 года в должности артиста оркестра в симфоническом оркестре Калининградского городского Совета народных депутатов отдела культуры, так как наименование должности не предусмотрено Списком, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991г. N 447 ; с 01.09.1992 года по 16.03.1995 года в должности артиста высшей категории (тромбон) в Российской государственной телерадиокомпании "Останкино", так как отсутствует документальное подтверждение принадлежности организации к театрально-зрелищным предприятиям и коллективам в соответствии с п.3 Списка, не доказана занятость в течении полного рабочего дня; с 17.03.1995 года по 30.06.1996 года в должности артиста высшей категории (тромбон) в Государственном унитарном дочернем предприятии "Симфонический оркестр фирма МАГ", так как отсутствует документальное подтверждение принадлежности организации к театрально-зрелищным предприятиям и коллективам в соответствии с п.3 Списка, не доказана занятость в течении полного рабочего дня; с 01.07.1996 года по 06.12.1997 года в должности артиста высшей категории (тромбон) в Общероссийской радиостанции "Радио-1", так как отсутствует документальное подтверждение принадлежности организации к театрально-зрелищным предприятиям и коллективам в соответствии с п.3 Списка, не доказана занятость в течении полного рабочего дня.
Истец претендовал на включение данных периодов в подсчет его специального стажа, также просил обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости.
Решение суда в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды работы - с 01.09.1988 года по 31.05.1990 года, с 28.08.1990 года по 02.10.1991 года (за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы) - в должности артиста оркестра (тромбон) в симфоническом оркестре Калининградского областного драматического театра; - с 01.06.1990 года по 27.08.1990 года, с 03.10.1991 года по 17.08.1992 года в должности артиста оркестра (тромбон) в симфоническом оркестре Калининградского городского Совета народных депутатов отдела культуры сторонами не обжалуется, соответственно, в силу ст.327-1 ГПК РФ, судебной коллегией не проверяется.
Рассматривая требования об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды работы с 01.09.1992 года по 16.03.1995 года в должности артиста высшей категории (тромбон) в Российской государственной телерадиокомпании "Останкино"; с 17.03.1995 года по 30.06.1996 года в должности артиста высшей категории (тромбон) в Государственном унитарном дочернем предприятии "Симфонический оркестр фирма МАГ"; с 01.07.1996 года по 06.12.1997 года в должности артиста высшей категории (тромбон) в Общероссийской радиостанции "Радио-1", суд пришел к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, позволяющие с достоверностью определить направление деятельности данных организаций применительно к Списку профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447, характер работы истца в указанных организациях, выполнение работы в течение полного рабочего дня. При этом, судебная коллегия принимает во внимание, что указанные периоды имели место после 01.01.1992г, то есть, не имеется оснований применить положения письма ГУ Отделение ПФР РФ по г.Москве и МО от 19.03.2004г, согласно которому, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением СМ СССР от 22.08.1956г. N 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г,а также "малыми" Списками, то период работы в данной организации и должности, протекавший до января 1992г. Отделение рекомендует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий, отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
При включении периодов работы с 01.09.1988 года по 31.05.1990 года, с 28.08.1990 года по 02.10.1991 года (за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы); с 01.06.1990 года по 27.08.1990 года, с 03.10.1991 года по 17.08.1992 года, специальный стаж истца, с учетом периодов, включенных пенсионными органами, на момент обращения за назначением пенсии составлял менее требуемых 25 лет, а при таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии оснований для обязания ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости отвечает требованиям действующего законодательства, так как, в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Довод апелляционной жалобы о том, что имеется решение суда, касающееся гражданина, работавшего в Государственном унитарном дочернем предприятии "Симфонический оркестр фирма МАГ", которым работа в Государственном унитарном дочернем предприятии "Симфонический оркестр фирма МАГ" включена в подсчет специального стажа, не может быть принят во внимание, так как судом оцениваются доказательства, представленные при рассмотрении конкретного гражданского дела.
Представленные в заседание судебной коллегии распечатки с интернет-сайтов о том, что имели место концерты оркестра эстрадно-симфонической музыки Всесоюзного радио и Центрального ТВ СССР, Симфонического оркестра телерадиокорпорации "Останкино" не могут служить основанием для обязания ответчика включить периоды работы в подсчет специального стажа, так как не подтверждают, что истцом в течении полного рабочего дня выполнялась работа, предусмотренная вышеуказанным Списком. Согласно справки Управления административно-кадровой работы ФГУП "ТТЦ "Останкино" от 27.05.2016г, Макаришин О.А. работал в Общероссийской радиостанции "Радио-1" в должности солиста, артиста высшей категории тромбон I Симфонического оркестра Генеральной дирекции художественного вещания, однако, из указанной справки не следует, что работа выполнялась в течении полного рабочего дня.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения в обжалуемой части, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.