Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
В составе председательствующего судьи Бельченко И.В,
судей Нестеровой Е.Б, Владимировой Н.Ю,
при секретаре Воропаевой Е.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 3 по городу Москве и Московской области на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 26 июня 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Романовой О.Ю. к Государственному учреждению ? Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г.Москве и Московской области о назначении пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в стаж Романовой О.Ю, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды:
с 01.01.1992 года по 06.05.1992 года,
с 09.05.1992 года по 28.02.1993 года,
с 01.06.1993 года по 08.06.1993 года,
с 06.12.1993 года по 11.02.1999 года,
с 13.02.1999 года по 14.02.1999 года,
с 20.02.1999 года по 21.02.1999 года,
с 27.02.1999 года по 28.02.1999 года,
с 06.03.1999 года по 07.03.1999 года,
с 13.03.1999 года по 14.03.1999 года,
с 20.03.1999 года по 21.03.1999 года,
с 27.03.1999 года по 18.04.2000 года,
с 28.06.2005 года по 30.06.2010 года,
с 03.07.2010 года по 24.04.2016 года,
с 30.04.2016 года по 03.05.2016 года,
с 07.05.2016 года по 25.08.2016 года,
с 27.08.2016 года по 28.08.2016 года,
с 30.08.2016 года по 28.09.2016 года,
с 01.03.1993 года по 31.05.1993 года,
с 12.02.1999 года по 12.02.1999 года,
с 15.02.1999 года по 19.02.1999 года,
с 22.02.1999 года по 26.02.1999 года,
с 01.03.1999 года по 05.03.1999 года,
с 08.03.1999 года по 12.03.1999 года,
с 15.03.1999 года по 19.03.1999 года,
с 23.03.1999 года по 26.03.1999 года.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области назначить Романовой О.Ю. досрочную страховую пенсию по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 сентября 2016 года.
УСТАНОВИЛА:
Романова О.Ю. обратилась в суд к ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области с иском о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" в удовлетворении заявления решением ответчика ей было отказано из-за отсутствия требуемого стажа. В этой связи истец просила суд обязать ответчика включить в специальный страховой стаж периоды работы и обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы, просит представитель ГУ-ГУ ПФР N3 по г. Москве и Московской области.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика, истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене в части.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях ", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12.2012г. " О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ( пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что пр и разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Как следует из материалов дела, Романова О.Ю, *** года рождения, обратилась 29 сентября 2016 года в клиентскую службу "Жулебино" Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления назначения, перерасчета, выплаты пенсий, ЕДВ и других социальных выплат Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г.Москве и Московской области от 09 января 2017 года N*** истцу Романовой О.Ю. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого страхового стажа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.
В соответствии с протоколом заседания комиссии ГУ - ГУ ПФР N3 по г.Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 09 января 2017 года N***, и вынесенным в его изменение протоколом от 22 июня 2017 года N***, в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение Романовой О.Ю. включены периоды работы общей продолжительностью 12 лет 05 месяцев 07 дней.
В стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение Романовой О.Ю, не включены следующие периоды работы:
- с 01.01.1992 года по 06.05.1992 года,
с 09.05.1992 года по 28.02.1993 года,
с 01.06.1993 года по 08.06.1993 года,
с 06.12.1993 года по 11.02.1999 года,
с 13.02.1999 года по 14.02.1999 года,
с 20.02.1999 года по 21.02.1999 года,
с 27.02.1999 года по 28.02.1999 года,
с 06.03.1999 года по 07.03.1999 года,
с 13.03.1999 года по 14.03.1999 года,
с 20.03.1999 года по 21.03.1999 года,
с 27.03.1999 года по 18.04.2000 года - в должности диетсестры в филиале "Мединцентр" ГлавУпДК при МИД России, так как наименование должности не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29.10.2002 года,
- с 28.06.2005 года по 30.06.2010 года,
с 03.07.2010 года по 24.04.2016 года,
с 30.04.2016 года по 03.05.2016 года,
с 07.05.2016 года по 25.08.2016 года,
с 27.08.2016 года по 28.08.2016 года,
с 30.08.2016 года по 28.09.2016 года - в должности медицинской сестры перевязочной кабинета эндоскопии отдела хирургии Клинико-диагностического центра филиала "Мединцент" ГлавУпДК при МИД России, так как наименование учреждения не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29.10.2002 года, а также в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код льготных условий труда,
- с 01.03.1993 года по 31.05.1993 года,
с 12.02.1999 года по 12.02.1999 года,
с 15.02.1999 года по 19.02.1999 года,
с 22.02.1999 года по 26.02.1999 года,
с 01.03.1999 года по 05.03.1999 года,
с 08.03.1999 года по 12.03.1999 года,
с 15.03.1999 года по 19.03.1999 года,
с 23.03.1999 года по 26.03.1999 года - курсы повышения квалификации (с отрывом от производства), так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года N1015 данные периоды не подлежат включению в подсчет специального стажа.
Комиссией было рекомендовано отказать Романовой О.Ю. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого страхового стажа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.
Истец просила обязать ответчика включить в подсчет ее специального стажа периоды работы - с 01.01.1992 года по 06.05.1992 года, с 09.05.1992 года по 28.02.1993 года, с 01.06.1993 года по 08.06.1993 года, с 06.12.1993 года по 11.02.1999 года, с 13.02.1999 года по 14.02.1999 года, с 20.02.1999 года по 21.02.1999 года, с 27.02.1999 года по 28.02.1999 года, с 06.03.1999 года по 07.03.1999 года, с 13.03.1999 года по 14.03.1999 года, с 20.03.1999 года по 21.03.1999 года, с 27.03.1999 года по 18.04.2000 года в должности диетсестры филиала "МЕДИНЦЕНТР" ГлавУпДК при МИД России,
- с 28.06.2005 года по 30.06.2010 года, с 03.07.2010 года по 24.04.2016 года, с 30.04.2016 года по 03.05.2016 года, с 07.05.2016 года по 25.08.2016 года, с 27.08.2016 года по 28.08.2016 года, с 30.08.2016 года по 28.09.2016 года в должности медицинской сестры перевязочной кабинета эндоскопии отдела хирургии Клинико-диагностического центра филиала "МЕДИНЦЕНТР" ГлавУпДК при МИД РФ,
- с 01.03.1993 года по 31.05.1993 года, с 12.02.1999 года по 12.02.1999 года, с 15.02.1999 года по 19.02.1999 года, с 22.02.1999 года по 26.02.1999 года, с 01.03.1999 года по 05.03.1999 года, с 08.03.1999 года по 12.03.1999 года, с 15.03.1999 года по 19.03.1999 года, с 23.03.1999 года по 26.03.1999 года - курсы повышения квалификации,
и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением 29 сентября 2016 года.
Рассматривая требования об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды ее работы в должности диетсестры филиала "МЕДИНЦЕНТР" ГлавУпДК при МИД России, в должности медицинской сестры перевязочной кабинета эндоскопии отдела хирургии Клинико-диагностического центра филиала "МЕДИНЦЕНТР" ГлавУпДК при МИД РФ суд учел, что в указанный период истцом выполнялась работа на 1 ставку, также судом было установлено, что в связи с завершением реорганизации ГлавУпДК при МИД России путем присоединения к нему ГУДП "Мединцентр" ГлавУпДК при МИД России трудовые отношения с работниками продолжаются в филиале "Мединцентр" ГлавУпДК при МИД России с 28.05.2005 г. С 28.06.2005 г. изменено наименование структурного подразделения "Поликлиника" на "Клинико-диагностический центр", а поэтому, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд в целом пришел к правильному выводу об удовлетворении требований в данной части, при этом суд принял во внимание, что проставление кода льготы в ИЛСЗЛ является обязанностью работодателя, истец не может быть лишена права на досрочное пенсионное обеспечение из-за ненадлежащего выполнения своей обязанности работодателем.
Однако, с выводом суда о том, что ответчика следует обязать включить в подсчет специального стажа период с 01.11.1999г. по 18.04.2000г. в должности диетсестры, судебная коллегия согласиться не может, при этом исходит из следующего.
Как следует из постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", и счисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. N 464, право на досрочное пенсионное обеспечение было предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При этом, наименование должности "диетсестра" уже не было предусмотрено ни Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительством Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, ни Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г, а при таких обстоятельствах, решение суда в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца период с 01.11.1999г. по 18.04.2000г. подлежит отмене, в удовлетворении требований в этой части следует отказать.
Вывод суда о том, что в подсчет специального стажа истца ответчика следует обязать включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации отвечает требованиям действующего законодательства, так как на эти курсы истец направлялась, работая на должности и в учреждении, предусмотренных Списком, за ней сохранялось рабочее место, производились все необходимые отчисления, кроме того, прохождение курсов повышения квалификации является неотъемлемой частью профессии для медицинского работника.
При включении вышеперечисленных периодов в подсчет специального стажа истца, за исключением периода с 01.11.1999г. по 18.04.2000г, с учетом периодов, включенных в подсчет специального стажа истца пенсионными органами, ее специальный стаж на дату обращения в пенсионные органы составлял более 30 лет, в связи с чем, решение суда в части обязания ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за таковой - с 29.09.2016г, отвечает требованиям ст.22, п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях".
Другие доводы апелляционной жалобы по существу являются повторением позиции ответчика, изложенной в суде первой инстанции, которая являлась предметом рассмотрения и получила правовую оценку по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене оспариваемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 26 июня 2017 года отменить в части обязания Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 3 по г.Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа Романовой О. Ю. по основаниям п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" период с 01.11.1999г. по 18.04.2000г, в удовлетворении иска в этой части отказать. В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ-ГУ ПФР N 3 по г.Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.