Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Салтыковой Л.В., судей Гончаровой О. С. и Дорохиной Е.М., при секретаре Игнатовой Е.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 31 мая 2017 года, которым постановлено:
- Иск Тимошевской О.Н. к Министерству обороны Российской Федерации о возмещении расходов на погребение - удовлетворить.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Тимошевской О.Н. расходы на погребение в размере... руб,
УСТАНОВИЛА:
Тимошевская О.Н. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ и Военному комиссариату Тверской области о взыскании расходов на погребение ее мужа бывшего н есовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, инвалида - Т, умершего... года. В обосновании своих требований указав, что ее муж Т,... г. рождения, являлся бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой отечественной войны, инвалидом второй группы по общему заболеванию. Она обратилась в отдел Военного комиссариата Тверской области по гор. Кимры с просьбой возместить расходы на погребение мужа, но ей в этом было отказано.
В силу положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 8.12.2016) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" полагает, что имеет право на взыскание понесенных ею убытков в виде расходов на погребение мужа.
Истец просила суд с учетом уточненных требований взыскать с МО РФ в пользу Тимошевской О.Н. расходы на погребение в размере...
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме по доводам искового заявления и уточненных исковых заявлений.
Ответчики явку своих представителей в суд не обеспечили, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили, письменных возражений не представили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело отсутствие ответчик, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель МО РФ.
Проверив материалы дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МО РФ, выслушав объяснения истца, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального или материального права, подлежащими применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаев, аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значения для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение не отвечает данным требованиям норм материального и процессуального права.
Обращаясь в суд с настоящим иском Тимошевская О.Н. указала, что она неоднократно обращалась в Военный комиссариат Тверской области по вопросу возмещения расходов, понесенных ею, в связи с похоронами мужа бывшего несовершенного узника фашистских концлагерей, но ответчик в лице Военного комиссариата Тверской области отказал оплатить истцу понесенные ею расходы на погребение ее мужа, умершего... года.
Ответчик основывал свое мнение по данному отказу тем, что в перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, государственные гарантии по увековечиванию памяти не включены бывшие несовершеннолетние узники фашизма и указанные лица не входят в перечень граждан, которым определены гарантии по погребению, установленные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Истец полагает, что отказ в возмещении расходов на погребение Т. является неправомерным, поскольку предусмотренная ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" льгота должна распространяться и на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Тимошевской. указал, что отношения, связанные с установлением статуса и п редоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам (концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами н их союзниками в период Второй мировой войны" и Федеральным законом от 22 августа 2004 года 122-ФЗ.
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235, предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных (действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного указа).
Согласно п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122- ФЗ, проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним (узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных ф ашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной по ддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, остановленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих
В соответствии с пунктом 5 утвержденного постановлением Министерства труда социального развития Российской Федерации от 07 июля 1999 года N 20, разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами них союзниками в период Второй мировой войны" при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь ввиду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с принятием Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Таким образом, суд указал, что бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
12 января 1995 года был принят Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах" определивший правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного закона.
Статьями 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах" определен круг лиц, относящихся соответственно к категории ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
В статье 13 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, предусмотрен соответственно статьями 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах" и включает различные льготы материально- бытового характера, в частности льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной прием в организации социального обслуживания.
Вместе с тем указанные нормы Федерального закона "О ветеранах" не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников.
Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьей 24 Федерального закона "О ветеранах", в силу которой погребение погибших (умерших) частников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом по желаний их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для данных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, пере возкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (пункты 1, 2 данного закона).
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других Федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Т.... г. рождения, являлся инвалидом... группы вследствие общего заболевания, бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, в связи с чем ему предоставлялись льготы на основании Указа Президента РФ от 15.10.1912 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны".
... года Т. умер.
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции указал, о наличии особого порядка погребения погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которые распространяется особый порядок погребения, включающий возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма не включена.
При погребении умерших несовершеннолетних узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение.
Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению несовершеннолетних узников фашизма, предоставляемый в соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1992 г N 1235 и пунктом 8 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ определен ст. 14, 15 Федерального закона "О ветеранах".
Между тем данными нормами для указанной категории граждан не предусмотрена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с погребением, а положения ст. 24 Федерального закона "О ветеранах" и п.5 ст.11 ФЗ 12.01.1996 г. N 8-ФЗ, предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названных в данных нормах не содержат указаний о распространении их действий на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Отменяя состоявшееся по делу судебное решение, судебная коллегия приходит к выводу, что вывод суда первой инстанции о том, что право на возмещение а счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидов и участников ВОВ по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма, основан на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующие спорные отношения.
В апелляционной жалобе представитель Министерства Обороны РФ указал, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Военный комиссариат Тверской области РФ, который в силу Положения о Военных комиссариатах от 7.12.2012 г. N 1609 утвержденного Указом Президента РФ осуществляет, в том числе реализацию прав граждан, уволенных в военной службы, и членов их семей, членов семей погибших военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством РФ.
Военный комиссариат Тверской области привлечен в качестве ответчика по заявленным Тимошевской О.Н. требованиям. Однако решение суда не содержит никаких указаний и мотивировки, по каким основанием суд первой инстанции возложил обязанность по возмещению расходов на погребение Т, как несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, на Министерство обороны РФ, исключив из ответчиков по данному делу Военный комиссариат Тверской области, являющийся юридическим лицом.
С учетом изложенного, судебная коллегия не может согласиться с вынесенным судом первой инстанции решением, и оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, которым в иске Тимошевской О.Н. надлежит отказать.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе отменить решение суда в части или полностью и вынести по делу новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 31 мая 2017 года отменить. Вынести по делу новое решение.
Отказать Тимошевской О.Н. в иске к Министерству Обороны РФ о взыскании расходов на погребение Т. в размере...
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.