Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Салтыковой Л.В.,
судей Канивец Т.В, Дорохиной Е.М,
при секретаре Распитине А.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дорохиной Е.М. дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 08 июня 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании решения об отказе в приеме заявления о признании нуждающимся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление, отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании принятого ответчиком решения, приведенного в уведомлении от 21.10.2016 г. N 33-5-139478/16(0)1, об отказе в принятии поданного истцом заявления от 18.09.2016 г. о признании его нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, и возложении на ответчика обязанности рассмотреть заявление фио о признании нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. В обоснование заявленных требований истец указал, что причиной отказа в принятии поданного им заявления ответчик указал на неполному поданного истцом комплекта документов, а именно, на отсутствие справок о наличии или отсутствии у члена семьи истца - фио - жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано в период телефон гг. по месту жительства вне г. Москвы, - тогда как предоставление таких документов не предусмотрено соответствующим Регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 г. N 115-ПП.
Истец фио в заседание суда первой инстанции явился, заявленные требования поддержал.
Представитель ДГИ г. Москвы - фио явилась, иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и вынесении нового - об удовлетворении заявленных требований - просит истец фио по доводам апелляционной жалобы, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В заседании судебной коллегии истец фио доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ДГИ г. Москвы фио просила в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и поданных возражений, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее ? органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой в статье 2 указанного Закона понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее ? государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее ? органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
При этом административный регламент ? это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В силу ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;
5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Согласно п. 3, п. 7, п. 8 ст. 14 того же Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ, требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривают, в частности, результат предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 3); исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 7); исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (п. 8).
В соответствии с этим пунктом 2.2. Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 г. N 115-ПП и действовавшего на момент принятия ДГИ г. Москвы оспариваемого решения от 21.10.2016 г, было определено, что граждане Российской Федерации, проживающие в городе Москве, вправе обратиться в службу "одного окна" по месту жительства с заявлением о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (приложение 2 к настоящему Регламенту).
С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих, в частности, не только сведения о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы (в том числе за пределами Российской Федерации), в отношении которых заявители обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (в случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет), но и иные сведения, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме "одного окна" или которые, по мнению заявителей, могут повлиять на решение о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в том числе для заявителей, проживающих в частном жилищном фонде или жилищном фонде Российской Федерации: единый жилищный документ (при его отсутствии - копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги).
Пунктом 2.4.3 названного Регламента определено, что заявителям отказывается в приёме заявления (пункты 2.1, 2.2 настоящего Регламента) на основании наличия у заявителей неполного комплекта документов, определённого настоящим Регламентом, - таким образом, полный комплект документов, включая и документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, является необходимым условием для их принятия.
При определении комплектности представленных фио документов, ДГИ г. Москвы не вышел за рамки установленных законом и Регламентом требований, предусматривающих представление заявителями таких сведений, которые свидетельствуют о их жилищной обеспеченности, и которые не могли быть получены ДГИ г. Москвы самостоятельно.
Так, судом было установлено, что 18.09.2016 г. фио подал в режиме "одного окна" заявление о признании его семьи в составе шести человек, включая супругу фио, нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
21.10.2016 г. ДГИ г. Москвы направило истцу уведомление об отказе в принятии заявления, поскольку не была представлена справка о наличии или отсутствии у фио жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано в период с 1991-1998 годы по месту жительства вне Москвы.
Поскольку названный документ должен был быть представлен с целью определения жилищной обеспеченности семьи заявителя, и не мог быть запрошен ДГИ г. Москвы в рамках межведомственного взаимодействия, - суд пришел к обоснованному выводу о том, что при отказе в принятии заявления фио ответчик действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с вышеназванным Регламентом, - тогда как истец не подтвердил факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов, - и при таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения.
Приведенные в апелляционной жалобе истца доводы о том, что предоставление справки о наличии или отсутствии у фио жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано в период с 1991-1998 годы по месту жительства вне Москвы, противоречит п. 2.2 вышеназванного Регламента, предусматривающего возможность указания в заявлении на отсутствие жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы, в отношении которых заявители обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности, - основан на неверном толковании положений Регламента, который предусматривает обязанность заявителей представить документы, свидетельствующие о их жилищной обеспеченности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 08 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.