Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Гербекова Б.И.
судей Артюховой Г.М. и Кнышевой Т.В,
при секретаре Шибаевой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кнышевой Т.В,
дело по апелляционному представлению прокурора Зеленоградского АО г. Москвы Залегина А.Е. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Прокуратуры Зеленоградского АО г. Москвы в интересах Юрченко В. В. к ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России о признании права на получение технических средств реабилитации, обязании внести изменения в индивидуальную программу реабилитации и реабилитации ИПРА N... от ДД.ММ.ГГГГ, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зеленоградского АО г. Москвы в интересах Юрченко В.В. обратился в суд с иском к ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России о признании права на получение технических средств реабилитации в виде абсорбирующего белья, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставленных инвалиду за счет средств федерального бюджета, обязании внести изменения в индивидуальную программу реабилитации и реабилитации ИПРА N... от ДД.ММ.ГГГГ, в части предоставления Юрченко В.В. технических средств реабилитации в виде абсорбирующего белья - впитывающие простыни (пеленки) 60 см.*90 см. В обоснование своих требований указывал на то, что Юрченко В.В. является инвалидом 3 группы с... года, группа инвалидности установлена бессрочно. В связи с установленной группой инвалидности Юрченко В.В. разработана индивидуальная программа реабилитации, в рамках которой предусмотрено предоставление технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета в виде подгузников для взрослых, которые были заменены на впитывающие простыни (пеленки). С... по... г. Юрченко В.В. получала меры социальной поддержки - технические средства реабилитации - впитывающие простыни (пеленки), в соответствии с разработанной программой реабилитации (ИПРА) и установленным диагнозом. ДД.ММ.ГГГГ. в Бюро N... - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России для разработки ИПР проведена медико-социальная экспертиза, в рамках которой подтверждена ранее установленная группа инвалидности, ранее установленный диагноз, а также, указано на нуждаемость в подгузниках для взрослых в количестве 3 шт. в сутки. При проведении медико-социальной экспертизы по контролю ДД.ММ.ГГГГ. в экспертном составе N... ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России решение филиала о включении в ИПРА N... от ДД.ММ.ГГГГ. подгузников для взрослых отменено, разработана новая ИПРА N... от ДД.ММ.ГГГГ. в которую включены: однокомпонентный дренирующий уроприемник со встроенной плоской пластиной 1 шт. в сутки, пояс для калоприемников и уроприемников 6 шт. в год, мочеприемник ножной (мешок для сбора мочи), дневной 10 шт. в месяц, мочеприемник прикроватный (мешок для сбора мочи), ночной 10 шт. в месяц, крем защитный в тубе, не менее 60 мл. 1 шт. в месяц, защитная пеленка в форме салфеток, не менее 30 шт, очиститель для кожи в форме салфеток, не менее 30 шт. (1 упаковка) в месяц, нейтрализатор запаха во флаконе, не менее 50 мл, 1 шт. в месяц. Учитывая диагноз Юрченко В.В, наличие стойкого заболевания (инвалидность с... года), выраженных изменений (предоставление мер социальной поддержки с... года), связанных с заболеванием, что также подтверждается разработанной ИПРА N... от ДД.ММ.ГГГГ. факт исключения предоставления технических средств реабилитации в виде абсорбирующего белья (подгузников) является незаконным. В связи с чем, действия ответчика ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России, решением которого изменены объемы средств реабилитации, нарушают права инвалида на получение гарантированных государством мер социальной поддержки и ухудшают положение Юрченко В.В, так как существенно снижают ранее достигнутый уровень предоставления социальных гарантий.
Представитель Прокурора Зеленоградского АО г. Москвы по доверенности Цветкова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России в суд не явился, извещался надлежащим образом, ранее представил возражения, в котором просил в иске отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит прокурор Зеленоградского АО г.Москвы Залегин А.Е. по доводам апелляционного представления, а именно по тем основаниям, что решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
На заседание судебной коллегии представитель истца по доверенности Боков Р.К. явился, доводы апелляционного представления поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить как незаконное.
Представитель ответчика ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России по доверенности Маркин М.О. на заседание судебной коллегии явился, просил оставить решение без изменения.
Судебная коллегия, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционного представления, не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона в связи со следующим.
В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч.ч. 2, 3 ст. 9 упомянутого Федерального закона, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, абз.2 п. 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, обоснованно пришел к выводу о том, что оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения заявленного истцом требования не имеется.
Этот вывод мотивирован, подтвержден имеющимися в деле доказательствами и оснований для признания его неправильным судебная коллегия не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Юрченко В.В,... года рождения, зарегистрированная по адресу:.., является инвалидом третьей группы с... года, а с... года группа инвалидности установлена бессрочна.
В связи с установленной группой инвалидности Юрченко В.В. разработана индивидуальная программа реабилитации (ИПРА), в рамках которой предусмотрено предоставление технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета в виде подгузников для взрослых, которые были заменены на впитывающие простыни (пеленки).
С... г. по... г. Юрченко В.В. получала меры социальной поддержки - технические средства реабилитации - впитывающие простыни (пеленки), в соответствии с разработанной программой реабилитации (ИПРА) и установленным диагнозом.
ДД.ММ.ГГГГ. по направлению медицинской организации, в Бюро N... - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России в отношении Юрченко В.В. была проведена медико-социальная экспертиза для разработки индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида.
По результатам медико-социальной экспертизы, Юрченко В.В. была разработана ИПРА инвалида N... к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина N... от ДД.ММ.ГГГГ...
В указанную ИПРА инвалида Юрченко В.В. было включено техническое средство реабилитации "Абсорбирующее белье, подгузники" в виде "Подгузники для взрослых, размер "L" (объем талии не менее 100 - 150 см), впитываемостью не менее 1500 мл".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 310н, Главное бюро проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро.
ДД.ММ.ГГГГ. экспертным составом N... Главного бюро, в рамках осуществления контроля, за решениями Бюро N... - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России была повторно проведена медико-социальная экспертиза в отношении Юрченко В.В. на предмет обоснованности разработанной ей ИПРА инвалида.
По результатам проведенной медико-социальной экспертизы Юрченко В.В, ей была разработана новая ИПРА инвалида N... к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ. N...
В указанную ИПРА инвалида Юрченко В.В. не было включено техническое средство реабилитации "Абсорбирующее белье, подгузники" в виде "Подгузники для взрослых, размер "L" (объем талии не менее 100 - 150 см), впитываемостью не менее 1500 мл" по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11.1. Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации (TCP) принимается специалистами бюро МСЭ при установлении медицинских показаний и противопоказаний на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты России от 9 декабря 2014 г. N 998н.
В соответствии с пунктом 22 Перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты России от 9 декабря 2014 г. N 998н медицинскими показаниями для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации "Абсорбирующее белье, подгузники" являются стойкие выраженные или значительно выраженные нарушения функции выделения (мочи, кала) вследствие: заболеваний, последствий травм, пороков развития центральной, периферической нервной системы; заболеваний, последствий травм, пороков развития мочеполовой системы.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 60.10.2 пункта 60.10 Раздела VII Протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина, составленного Экспертным составом N... Главного бюро от ДД.ММ.ГГГГ. N.., специалисты при проведении медико-социальной экспертизы Юрченко В.В. выявили у нее умеренные нарушения функций мочевыделительной системы.
В соответствии с подпунктом 60.10.2 пункта 60.10 Раздела VII Протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина, составленного в Бюро N... - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруда России N... от ДД.ММ.ГГГГ., специалисты при проведении медико-социальной экспертизы Юрченко В.В. также выявили у нее умеренные нарушения функций мочевыделительной системы.
Каких-либо документов, позволяющих суду вынести суждение о том, что Юрченко В.В. нуждается в обеспечении техническим средством реабилитации, в ходе разбирательства дела не представлено.
При этом индивидуальной программой реабилитации не предусмотрена нуждаемость Юрченко В.В. в технических средствах реабилитации, какие-либо иные медицинские документы, устанавливающие таковую нуждаемость с указанием конкретного вида технического средства реабилитации не представлено.
Согласно ст. 11 Федерального закона 3 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ч. 1 ст. 11).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку, изложенные в решении суда выводы соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционное представление не содержит. Его содержание по существу повторяет позицию прокурора в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Зеленоградского АО г. Москвы Залегина А.Е.- без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.