Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей фио, наименование организации,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Отказать фио в удовлетворении искового требования к ФСИН России о присуждении компенсации морального вреда.
Установила:
фио обратился в суд с иском к ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в размере сумма, указав на то, что в период отбывания наказания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес условия содержания являлись ненадлежащими, чем ему причинены нравственные страдания.
Истец содержится в ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по ЯНАО, о дате и месте рассмотрения дела извещен, своего представителя в суд первой инстанции не направил.
Представитель ФСИН фиоКанчалаба возражал против удовлетворения требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец фио, указывая, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, постановлено с нарушением норм материального и процессуального права и суд не учел обстоятельства дела.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца фио, отбывающего наказание в ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по ЯНАО и извещенного о дате и времени рассмотрения дела, выслушав представителя ответчика ФСИН России по доверенности фио, возражавшего против отмены решения суда, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом первой инстанции, фио содержался в ФКУ СИЗО-1 в период с дата по дата в камере N 37 режимного корпуса N 5, в соответствии с требованиями ФЗот дата N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - ФЗ от дата N 103-ФЗ), приказа Минюста РФ от дата N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - приказ Минюста РФ от дата N 189).
В соответствии с п. 42 приказа Минюста РФ от дата N 189 камеры ФКУ СИЗО-1 оборудованы: двухъярусными (одноярусными) кроватями; столами и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафами для продуктов; вешалками для верхней одежды; полками для туалетных принадлежностей; зеркалами, вмонтированными в стену; бачками с подставками (для питьевой воды); радиодинамиками для вещания общегосударственных программ; урнами для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; унитазами, со сливными бачками; умывальником; радиаторами системы водяного отопления; вызывной сигнализацией; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов.
При наличии возможности камеры оборудуются телевизорами, холодильниками, вентиляционным оборудованием, а также тумбочкой или кронштейном для телевизора.
В случаях поломок радиоточек, на период ремонта, радиовещание организуется посредством громкой связи в соответствии с распорядком дня дежурным помощником начальника следственного изолятора.
Камера N 37 режимного корпуса N 5 ФКУ СИЗО-1 оборудована отсекающей решеткой, которая естественному освещению и доступу в камеру свежего воздуха не препятствует. На внутреннем посту имеется специальное приспособление для открывания замкового устройства окна (форточки), которое выдается по заявлению (устному) подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
В период содержания фио в ФКУ СИЗО-1 состояние камеры N 37 режимного корпуса N 5 было удовлетворительное, что подтверждается сведениям журнала контрольных технических осмотров камер.
В соответствии с п. 1 Приложения N 1 к приказу Минюста РФ от дата N 189 лица, содержащиеся в следственных изоляторах должны соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел, бережно относиться к имуществу учреждения, проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности.
Таким образом, соблюдение санитарно-гигиенических требований лицами из числа спецконтингента, бережное отношение к имуществу учреждения, в том числе поддержание камерного имущества в исправном состоянии, является обязанностью осужденных, а не администрации исправительного учреждения.
На основании государственного контракта N 85, заключенного ФКУ СИЗО-1 дата, наименование организации проведена дератизация и дезинсекция объектов (помещений) следственного изолятора.
Довод истца о лишении права принятия душа дата, предусмотренного п. 45 приказа Минюста РФ от дата N 189, судом признан как несостоятельный, что подтверждается сведениями журнала учета санитарной обработки подозреваемых, обвиняемых и осужденных ФКУ СИЗО-1 за дата (сведения за дата).
В силу части 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом - понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и другие.
В соответствии с требованиями Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста РФ от дата N 204 (далее - приказ Минюста РФ от дата N 204), предусмотрено обязательное несение службы сотрудниками на внутренних постах, в том числе, у следственных кабинетов (место встречи с адвокатами), где осуществляется исключительно визуальное наблюдение (надзор).
При несении службы сотрудниками на посту у следственных кабинок адвокатская тайна не нарушается ввиду обеспечения необходимой шумовой изоляции.
Право применения сотрудниками специальных средств к лицам из числа спецконтингента, в том числе наручников, предусмотрено приказом Минюста РФ от дата N 204 исключительно с целью пресечения попыток совершения побега из места содержания под стражей или из под конвоя, попыток причинения вреда себе или окружающим, неправомерных действий, а также при оказании неповиновения законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей.
Оформленные документы, фиксирующие факты применения специальных средств, хранятся в номенклатурном деле режимного подразделения учреждения.
Согласно акту вскрытия посылки фио были изъяты и приняты на склад личных вещей спецконтингента предметы, запрещенные к использованию, перечень которых определен приказом от дата N 189. При убытии истца из учреждения изъятое было возвращено.
В соответствии с приказом Минюста РФ N 204 от дата при досмотре передач, посылок и вещей хлебобулочные изделия, конфеты, мясные и молочные продукты разрезаются на части; консервы вскрываются и перекладываются в другую посуду; пачки сигарет и папирос вскрываются, а содержимое ломается.
Досмотр передач и посылок проводится без потери продуктами своих свойств.
В соответствии с п.72 приказа Минюста РФ от дата N 189 вскрытие и сверка содержимого посылок осуществляются комиссией в составе не менее трех сотрудников, о чем составляется акт в двух экземплярах, где указываются наименование и перечень вещей и продуктов, их внешние признаки, качество, что конкретно из содержимого изъято или сдано на хранение. Акт подписывается членами комиссии, объявляется под роспись подозреваемому или обвиняемому. Первый экземпляр акта приобщается к личному делу подозреваемого или обвиняемого, второй - подшивается в номенклатурное дело и хранится в течение пяти лет после убытия подозреваемого или обвиняемого.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что учреждением не допущено нарушений прав истца, что подтверждается квитанцией N 1362.
В период содержания в ФКУ СИЗО-1 жалоб от фио на условия содержания не поступало, что подтверждается сведениями журнала учета жалоб и заявлений спецконтингента.
При изложенных обстоятельствах, доводы фио, содержащиеся в исковом заявлении суд счел как не нашедшие своего подтверждения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются статьей 151 и главой 59 ГК РФ.
Статья 151 ГК РФ предусматривает, что в случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Понятие личных неимущественных благ определено статьей 150 ГК РФ, под которыми понимаются жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
С учетом вышеприведенных норм и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 10 (ред. от дата) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" обязанность по компенсации морального вреда возникает при совокупности следующих условий: наличие морального вреда; незаконное действие (бездействие) лица, причинившего вред; причинно-следственная связь между незаконным действием (бездействием) лица, причинившего вред, и моральным вредом; вина лица, причинившего вред.
Кроме того, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 10 было разъяснено, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
С учетом вышеприведенных норм и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 10 (ред. от дата) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" обязанность по компенсации морального вреда возникает при совокупности следующих условий: наличие морального вреда; незаконное действие (бездействие) лица, причинившего вред; причинно-следственная связь между незаконным действием (бездействием) лица, причинившего вред, и моральным вредом; вина лица, причинившего вред.
Следовательно, истец при обращении в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда должен доказать наличие в совокупности указанных условий.
Между тем, в нарушение указанных выше норм истцом не представлено каких- либо доказательств своих требований, исходя из которых можно сделать вывод о причинении ему морального вреда, незаконных действий (бездействия) ответчика, наличия причинной связи между действиями и моральным вредом, а также вины ответчика.
Согласно положениям ст. ст. 55, 56, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом первой инстанции доводы истца, изложенные в исковом заявлении, об обоснованности заявленных требований о компенсации морального вреда со ссылкой на статьи 1069, 1070 ГК РФ, верно признаны несостоятельными и указано, что оснований для удовлетворения иска о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда, не имеется.
Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требовании в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их обоснованными, сделанными на основе действующего законодательства РФ и фактических обстоятельств дела. Кроме того, суд первой инстанции верно установилобстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дал им надлежащую оценку и пришел к верным выводам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, постановлено с нарушением норм материального права, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные.
Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали доводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном толковании заявителем норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.