Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В.,
судей Нестеровой Е.Б, Рачиной К.А,
при секретаре Ильиной Д.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. дело по апелляционной жалобе Верещагиной Л.В. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 07 июля 2017 г, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды работы Верещагиной Людмилы Викторовны с 15.01.1985 г. по 31.10.1986 г, с 05.11.2008 г. по 01.12.2008 г, 15.01.2014 г, 17.01.2014 г, 20.01.2014 г, 22.01.2014 г, 24.01.2014 г, 27.01.2014 г, 29.01.2014 г, 31.01.2014 г, 03.02.2014 г, 05.02.2014 г, 07.02.2014 г, 10.02.2014 г, 12.02.2014 г, 14.02.2014 г, 17.02.2014 г, 19.02.2014 г, 21.02.2014 г, 24.02.2014 г, 26.02.2014 г, 28.02.2014 г, 03.03.2014 г, с 05.03.2014 г. по 06.04.2014 г.
В удовлетворении остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Верещагина Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области (далее- ГУ- ГУ ПФР N 8 по городу Москве и Московской области), в котором просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья следующие периоды работы: с 15.02.1985 г. по 31.10.1986 г. в должности лаборанта гематологии в ФГБУ НЦССХ им. А.Н. Бакулева; с 01.12.1997 г. по 31.05.2005 г. в должности фельдшера-лаборанта ЗАО "Юнимед Лабораториз"; с 05.11.2008 г. по 01.12.2008 г, 15.01.2014 г, 17.01.2014 г, 20.01.2014 г, 22.01.2014 г, 24.01.2014 г, 27.01.2014 г, 29.01.2014 г, 31.01.2014 г, 03.02.2014 г, 05.02.2014 г, 07.02.2014 г, 10.02.2014 г, 12.02.2014 г, 14.02.2014 г, 17.02.2014 г, 19.02.2014 г, 21.02.2014 г, 24.02.2014 г, 26.02.2014 г, 28.02.2014 г, 03.03.2014 г, с 05.03.2014 г. по 06.04.2014 г.-нахождение на курсах повышения квалификации и назначить досрочную пенсию по старости с 23.08.2016 г, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный трудовой стаж подтвержден необходимыми доказательствами (л.д.3-7).
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 01.12.1997 г. по 31.05.2005 г. в должности фельдшера-лаборанта ЗАО "Юнимед Лабораториз" и признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 23.08.2016 г. просит истец Верещагина Л.В. по доводам апелляционной жалобы.
Поскольку со стороны ответчика решение суда не оспаривается, а истцом решение суда оспаривается только в приведенной выше части, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда только в оспариваемой части по доводам апелляционной жалобы и, как следствие, не находит оснований для отмены либо изменения решения суда в неоспариваемой части.
Истец Верещагина Л.В, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явилась, воспользовалась правом, предусмотренным ст. 48 ГПК Российской Федерации на ведение в суде дела через представителя Парфенова Р.М, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика ГУ- ГУ ПФР N 8 по городу Москве и Московской области на заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени заседания извещен, просил рассмотреть дело по апелляционной жалобе рассмотрено в свое отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя истца Верещагиной Л.В.- Парфенова Р.М, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ и в оспариваемой части.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляется с применением Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Для учета периодов лечебной деятельности, имевших место до 01.01.1992 г, а также по выбору застрахованного лица до 01.10.1993 г, применяется Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. применяется Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта первого статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ при определении стажа на соответствующих видах работ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Как установлено судом первой инстанции, в специальный стаж истца пенсионными органами было включено 20 лет 10 мес. 05 дн, при этом период работы с 01.12.1997 г. по 31.05.2005 г. в должности фельдшера-лаборанта ЗАО "Юнимед Лабораториз" не был включен в подсчет специального стажа, так как законодательно установлена единственная организационно-правовая форма-учреждение; согласно ответа на запрос от 28.04.2016 г. N *** штатным расписанием организации ЗАО "Юнимед Лабораториз" не предусмотрено ни одно из структурных подразделений, перечисленных в п.6 Правил исчисления периодов; индивидуальные сведения сданы без кода льготы.
Истец претендовала на включение вышеуказанного периода, а также истец просила обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионные органы- 23.08.2016 г.
Разрешая спор, суд исходил из того, что период работы истца в ЗАО "Юнимед Лабораториз" не может быть зачтен в специальный стаж, поскольку данное общество по своей организационно-правовой форме не является учреждением здравоохранения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, исходя из следующего:
Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. N 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлена единственная организационно-правовая форма-учреждение. Данным Постановлением не предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечения для лиц, работающих в ООО, ОАО, ЗАО, АО даже при наличии у этих организаций лицензий на право осуществления медицинской деятельности и осуществления такой деятельности. Надлежащих доказательств, для применения вышеприведенного п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в материалах дела не имеется, равно как не имеется доказательств для применения п. 6 Правил.
Из материалов дела усматривается, что общество, в котором работала истец в спорный период, изначально образовывалось как общество, организационно-правовой формы учреждения никогда не имело.
При таких обстоятельствах, оснований для установления тождественности должностей, включения спорного периода в специальный стаж истца не имеется.
Поскольку у истца в совокупности, при суммировании периодов ее работы, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами, с учетом периодов работы истца, включенных по решению суда, не образуется необходимый специальный стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии по старости по основаниям п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, решение суда в части отказа в обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением - с 23.08.2016 г, вопреки доводов апелляционной жалобы истца, отвечает требованиям действующего законодательства.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы истца основанием к отмене решения суда не являются, поскольку были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов. Основания для переоценки выводов суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 07 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Верещагиной Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.