Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича,
судей А.Н. Пономарёва, Р.Б. Михайловой,
при секретаре Е.А. Кулик,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе адвоката С.В. Бадамшина, действующего в интересах компании "Открытая Россия" по доверенности, на решение Тверского районного суда г. Москвы от 11 октября 2017 года по делу по административному исковому заявлению компании OR ( OTKRYTAYA ROSSIA ) к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решения о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной неправительственной организации, обязании восстановить нарушенное право, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
УСТАНОВИЛА:
Компания OR, учрежденная в соответствии с законодательством Соединенного Королевства Великобритании, обратилась в суд с указанным выше административным иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, полагая незаконным решение Генеральной прокуратуры России от 26 апреля 2017 года о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной неправительственной организации, которое просила отменить.
Суть требований к Министерству юстиции России сводилась к незаконности распоряжения от 27 апреля 2017 года N557-р о включении компании OR в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации и обязании исключить сведения об административном истце из указанного перечня.
Требования мотивированы тем, что названная организация не подпадает под понятие иностранной неправительственной организации, используемое для целей, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", решение является немотивированным, порядок его принятия не соблюден.
Тверским районным судом г. Москвы 11 октября 2017 года постановлено решение, которым в удовлетворении административного искового заявления компании OR к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решения о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной неправительственной организации, обязании восстановить нарушенное право, отказано.
В апелляционной жалобе представителя компании OR - адвоката С.В. Бадамшина ставится вопрос об отмене решения суда.
Представители Генеральной прокуратуры России В.И. Казначеева и Министерства юстиции Российской Федерации Е.Е. Неверова в заседании судебной коллегии просили решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия в соответствии с положениями ст.ст. 150, 152 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца, извещенного надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей административных ответчиков, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.
Установлено, что 26 апреля 2017 года заместителем Генерального прокурора Российской Федерации В.Я. Гринем принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранных неправительственных организаций OR ( OTKRYTAYA ROSSIA ) (Великобритания), Institute of Modern Russia, Inc. ( США ), Open Russia Civic Movement, Open Russia ( Великобритания ) ( т. 1, л. д. 18-20).
27 апреля 2017 года Министерством юстиции Российской Федерации издано распоряжение N557-р о включении иностранной неправительственной организации OR в перечень, иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации (т. 1, л.д. 104-105).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался тем, что указанные решения уполномоченных органов государственной власти основаны на законе, а факты осуществления OR деятельности, направленной на создание условий для смены власти в Российской Федерации неконституционным путем, подтверждается доказательствами, представленными в ходе рассмотрения дела административным ответчиком.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Действуя в целях защиты государственного суверенитета, основ конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства федеральный законодатель установилправила, ограничивающие деятельность представляющих угрозу иностранных или международных неправительственных организаций на территории Российской Федерации.
Такие ограничения в настоящее время предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2012 г. N272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (далее - Закон).
Как гласит норма п. 1 статьи 3.1. названного Закона деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Деятельность иностранной или международной неправительственной организации признается нежелательной на территории Российской Федерации со дня обнародования информации об этом в порядке, установленном настоящей статьей (пункт 2 статьи 3.1. Закона).
Признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой:
1) запрет на создание (открытие) на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение в определенном законодательством Российской Федерации порядке деятельности ранее созданных (открытых) на территории Российской Федерации таких структурных подразделений;
2) наступление последствий, указанных в статье 3.2 настоящего Федерального закона;
3) запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также производство или хранение таких материалов в целях распространения;
4) запрет на осуществление на территории Российской Федерации программ (проектов) для иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации;
5) запрет на создание иностранной или международной неправительственной организацией на территории Российской Федерации юридических лиц либо участие в них (пункт 3 статьи 3.1 Закона).
Решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (пункт 4 статьи 3.1 Закона).
В случае принятия или отмены решения о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации Генеральная прокуратура Российской Федерации информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, в целях включения им иностранной или международной неправительственной организации в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, либо исключения иностранной или международной неправительственной организации из данного перечня (пункт 6 статьи 3.1 Закона).
Обнародование информации о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации осуществляется путем размещения перечня иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, и опубликования его в общероссийском периодическом издании, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3.1 Закона).
Осуществляя на территории Российской Федерации свою деятельность, компания OR взаимодействовала с российскими оппозиционными структурами, ставящими своей конечной задачей приход к власти в России неконституционным путем, в том числе посредством тайного финансирования избирательных кампаний, избирательных штабов и call -центров через подставных лиц. На эти цели компания OR только с января по июль 2016 года направила... млн. долларов США.
Для реализации этих целей осуществлялись различные программы и проекты, такие как: "Открытые выборы", "Открытые Медиа", "Россия после Путина: план реформ", "Вместо Путина", "Переводчик" и др. Проводились политические тренинги, конференции, семинары по актуальным вопросам международной политики, как в России, так и за рубежом.
В мероприятиях участвовали представители иностранных неправительственных организаций Национальный фонд в поддержку демократии (США) и Международный республиканский институт (США), деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Проводилась работа по организации в 2016-2017 гг. протестных выступлений в городах Москва, Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону и др, дестабилизации внутриполитической ситуации в стране, дискредитации результатов проходящих в России выборов всех уровней, признанию их итогов нелегитимными, а должностных лиц органов государственной власти - избранными незаконно.
В свою очередь суд первой инстанции, оценивая деятельности компании OR на территории России, в своем решении подробно изложил факты финансирования из иностранных источников избирательных кампаний и иной политической деятельности через подставных лиц. Дана судом оценка и действиям компании OR, которые сводились к навязыванию гражданам Российской Федерации политических активистов, получавших финансирование из источников за пределами России, для избрания в представительные органы власти, что прямо противоречит российскому законодательству о выборах и является вмешательством во внутренние дела Российской Федерации.
Распоряжению Министерства юстиции РФ от 27 апреля 2017 года N557-р о включении иностранной неправительственной организации OR в перечень, иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, в решении суда также дана правовая оценка. Суд в решении пришёл к обоснованному выводу о соблюдении прав административного истца Министерством юстиции РФ, действовавшим в рамках своей компетенции и в соответствии с установленным законом порядком.
С учетом изложенного применение к компании OR ограничений, по поводу которых возник спор, оправдано характером совершенных действий, не было произвольным, служит правомерной цели защиты основ конституционного строя Российской Федерации и безопасности государства. Доводами апелляционной жалобы указанные факты не опровергнуты.
Вопреки правовой позиции административного истца, Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. N272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" не связывает возможность применения в отношении иностранной или международной неправительственной организации ограничительных мер с возбуждением уголовного дела по факту посягательства на основы конституционного строя России, обороноспособности, безопасности государства, и это обусловлено прежде всего субъектом данных правоотношений, коим является иностранная или международная организация.
Довод апелляционной жалобы о том, что компания OR является коммерческой организацией, поскольку ее Устав предполагает выплату дивидендов ее участникам и осуществление торговой деятельности, что исключает применение к ней названных ограничений, по мнению судебной коллегии, является ошибочным и правового значения не имеет, поскольку названные выше законоположения, распространяются на любую организацию, созданную за пределами Российской Федерации и в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются органы государственной власти (правительственные структуры).
Не может быть принят во внимание довод жалобы о немотивированном отклонении судом ходатайств об истребовании дополнительных доказательств и направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку указанные ходатайства были разрешены судом в соответствии со ст. 154 КАС РФ, оснований для удовлетворения данных ходатайств не имелось.
Довод жалобы о том, что суд несвоевременно изготовил мотивированное решение, не может быть основанием к отмене решения суда, так как это не повлияло на правильность вынесенного решения. Согласно части 5 статьи 310 КАС РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 11 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.