Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Михайловой Р.Б, Лукьянченко В.В,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Михайловой Р.Б. материал по частной жалобе административного истца Лезина А.И. на определение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 08 декабря 2017 года, которым постановлено:
"отказать Лезину Андрею Ивановичу в принятии административного искового заявления о признании незаконным решения Военного комиссариата Чертановского района ЮАО г. Москвы в связи с отказом выдачи документов (справки), подтверждающих право на обеспечение медицинской помощью в военной-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации",
УСТАНОВИЛА:
Лезин А.И, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Военного комиссариата Чертановского района ЮАО г. Москвы от 06 сентября 2017 года, которым ему было отказано в выдаче документов (справки), подтверждающих право его падчерицы на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" как члена семьи офицера запаса, имеющего выслугу лет 33 года.
Определением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 08 декабря 2017 года в принятии административного искового заявления было отказано.
В частной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене указанного судебного постановления как незаконного.
Согласно части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Проверив в порядке упрощенного (письменного) производства материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения судьи.
Разрешая вопрос о принятии административного иска, судья усмотрел в заявленных требованиях наличие спора о праве, в связи с чем, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, отказал в принятии административного искового заявления, сославшись на то, что требования подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Оснований не согласиться с указанным выводом не имеется.
В соответствии с КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику; по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Положения п. 4 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливают права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей на обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ указанные в п. 2 - 4 ст. 16 Закона права и гарантии распространены на офицеров, уволенных с военной службы (лиц, указанных в п. 5 ст. 20 Закона) и членов их семей.
Лезин А.И. оспаривает решение административного ответчика об отказе выдать его падчерице справку на медицинское обеспечение, ссылаясь, среди прочего, на вышеуказанные нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих" и указывая на то, что ****** ********* ********* является членом его семьи, о чем свидетельствуют материалы его личного дела, ненадлежащим образом изученные административным ответчиком, имеет право на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством; отказ в выдаче соответствующих документов препятствует реализации данного права.
Исходя из существа заявленных требований, в них усматривается наличие материально-правового спора, о социальных (гражданских) правах лица на обеспечение медицинской помощью и др, которое иными лицами, в частности, административным ответчиком, не признается.
Разрешение дела по таким требованиям не сводится к установлению обстоятельств, поименованных в части 9 статьи 226 КАС РФ, его предметом является проверка полномочий административного ответчика и соблюдение требований закона при подготовке оспариваемого решения, предполагается необходимость исследовать вопрос о материальных правах лица, чего нормы КАС РФ не предусматривают; их защита и восстановление возможны исключительно в порядке ГПК РФ.
С учетом изложенного, вывод судьи об отказе в принятии административного иска по причине того, что заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, судебная коллегия считает правомерным, он соответствует обстоятельствам дела и сделан при правильном применении к ним норм закона; обжалуемое определение является законным и обоснованным, не подлежит отмене по доводам частной жалобы; последние выводов судьи не опровергают, сводятся к субъективному толкованию и ошибочному пониманию заявителем норм закона, а также неверному определению существа предъявляемых требований.
Из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О и др.).
Обжалуемое определение не препятствует судебной защите прав по правилам искового производства; при этом внимание заявителя обращается на то, что дееспособные лица, достигшие возраста 18 лет, самостоятельно осуществляют принадлежащие им права и обязанности
Руководствуясь статьями 310, 315-316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 08 декабря 2017 года оставить без изменения, частную жалобу административного истца Лезина А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.