Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича,
судей А.Н. Пономарёва, С.И. Коневой,
при секретаре Т.В. Черевичной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе С.С. Алещенко на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 13 сентября 2017 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований к МВД России о признании незаконным решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
С.С. Алещенко обратился в суд с административным иском к МВД России о признании незаконным и отмене решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что при принятии решения не учтено, что является инвалидом второй группы, имеет множество заболеваний, ему необходим посторонний уход. Указывал, что все его близкие родственники проживают в России, поэтому принятое решение не соответствует положениям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституции Российской Федерации.
Судом постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого просит С.С. Алещенко по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на отсутствие угрозы обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку.
В заседании судебной коллегии представитель МВД России по доверенности Н.С. Шапарева просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца С.С. Алещенко, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего о причинах своей неявки, и не представившего доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что С.С. Алещенко,... года рождения, является гражданином Республики Узбекистан.
По данным АС ЦБДУИГ ФМС России С.С. Алещенко прибыл в Российскую Федерацию 14 сентября 2012 года через КП "Пулково-аэро", до 13 декабря 2012 года состоял на миграционном учете по адресу:...
Вступившим в законную силу постановлением Новгородского районного суда Новгородской области от 28 февраля 2014 года, гражданин Республики Узбекистан С.С. Алещенко признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа 2000 руб, с административным выдворением за пределы Российской Федерации с содержанием до выдворения в Специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС по Новгородской области.
С.С. Алещенко был доставлен в СУФСИГ и под роспись уведомлен, что в случае самовольного оставления специального учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы РФ, депортации или реадмиссии, в которое он помещен на основании постановления суда, медицинской организации консульского учреждения, в отношении него ФМС России будет принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
28 мая 2014 года С.С. Алещенко был доставлен в ГОБУЗ "Пролетарская больница" с диагнозом: подозрение на гипертонический криз.
4 июня 2014 года больница проинформировала УФМС России по Новгородской области о самовольном уходе С.С. Алещенко из лечебного учреждения.
16 марта 2016 года руководителем ФМС России было принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации С.С. Алещенко, поскольку он создает реальную угрозу для общественного порядка и общественной безопасности своими действиями неоднократно нарушал основы нравственности, прав и законных интересов других лиц - граждан Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, принято уполномоченным на то органом, с соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, в том числе представляет из себя адекватные меры государственного реагирования без признаков чрезмерного или неоправданного вмешательства государства в жизнь заявителя, в связи с чем прав административного истца не нарушает.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными и оснований не согласиться с ними не усматривает.
Так, право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.
Частью второй названной статьи установлено, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации ( ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием ( ст. 18 Конституции РФ).
В порядке ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядке, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N199 от 7 апреля 2003 года утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - Положение) и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации
Согласно п. 3 Положения в случае выявления предусмотренных Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства. Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 года N 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лица без гражданства в Российской Федерации, а также Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения. К ним, среди прочего, была отнесена Федеральная миграционная служба. Положение о ФМС России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 года N 711, также предусматривает такие полномочия.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе ФМС России материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства, утвержденной Приказом ФМС России от 21 мая 2009 года N 119.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 ФМС России упразднено, ее полномочия переданы МВД России.
Принимая во внимание тот факт, что административный истец незаконно находился на территории Российской Федерации, в связи с указанными обстоятельствами за грубое нарушение миграционных правил был привлечен к административной ответственности с административным выдворением, содержался в СУВСИГе, был предупрежден о последствиях дальнейшего противоправного поведения, самовольно скрылся от органов правопорядке, предпринял действия направленные на продолжение своего незаконного пребывания на территории Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что все это объективно свидетельствует о реальной угрозе со стороны административного истца общественному порядку и безопасности государства, пренебрежительному отношению к законам Российской Федерации и судебному постановлению, правомерности принятого в отношении С.С. Алещенко решения о нежелательности его пребывания (проживания) в России; оно служит правомерной цели, данным о личности С.С. Алещенко не противоречит.
Нарушений порядка вынесения и принятия оспариваемого решения не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что С.С. Алещенко нуждается в постороннем уходе по состоянию здоровья, не свидетельствует о незаконности принятого решения. В материалах дела отсутствуют доказательства, что такой уход за административным истцом осуществляют его близкие родственники, которые на законном основании находятся на территории России. Указание на то, что таким лицом является гражданин Республики Узбекистан А. М, получивший разрешение на временное проживание в России, достоверными доказательствами не подтверждено, родство с этим лицом отсутствует, сведения об оформлении этим лицом в отношении С.С. Алещенко опеки отсутствуют.
Вместе с тем при рассмотрении дела установлено, что в Республике Узбекистан проживает мать административного истца, поэтому довод жалобы об отсутствии условий для возвращения в страну гражданской принадлежности не соответствует действительности.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска является обоснованным; он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу; применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ административным ответчиком доказана законность оспариваемого решения, напротив, административный истец не доказал факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.