Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Коневой С.И, Михайловой Р.Б,
при секретаре Черевичной Т.В,
рассмотрев по докладу судьи Михайловой Р.Б. в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве по доверенности Тугушева П.В. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 22 июня 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Князева Александра Викторовича, Князева Сергея Викторовича, Маркелова Владимира Александровича, Маркелова Вячеслава Николаевича, Соломатиной Елены Викторовны, Петуховой Альбины Викторовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию права долевой собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: город ******, улица ****************, дом **, общей площадью **** кв. м, кадастровый номер **:**:*******:****, неправомерным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: город ******, улица ****************, дом **, общей площадью **** кв. м, кадастровый номер **:**:*******:****, за Князевым Александром Викторовичем в размере 1/5 доли, за Князевым Сергеем Викторовичем в размере 1/5 доли, за Маркеловым Владимиром Александровичем в размере 1/5 доли, за Маркеловым Вячеславом Николаевичем в размере 1/5 доли, за Соломатиной Еленой Викторовной в размере 1/10 доли, за Петуховой Альбиной Викторовной в размере 1/10 доли,
УСТАНОВИЛА:
Князев А.В, Князев С.В, Маркелов В.А, Маркелов В.Н, Соломатина Е.В, Петухова А.В. обратились в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве о признании отказа от 28 сентября 2016 года в государственной регистрации права долевой собственности на земельный участок незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию права долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером **:**:*******:****, мотивируя свои требования тем, что на основании решения суда от 08.08.1988 г. был установлен факт владения домом, расположенным по адресу: г. ******, ул. ****************, д. **, на праве личной собственности Маркеловой М.М, умершей 26.11.1973 г, а также признано право собственности в порядке наследования в размере 1/5 доли домовладения, расположенного по данному адресу за Маркеловым Виктором Александровичем, Маркеловым Николаем Александровичем, Маркеловым Владимиром Александровичем, Князевой Антониной Александровной, Андреевой Лидией Александровной. Впоследствии, на основании свидетельства о праве на наследство от 26.11.1994 г. наследником Маркелова Николая Александровича был признан Маркелов Владислав Николаевич. В наследственную массу входила 1/5 доля жилого дома по адресу: г. ******, ул. ****************, д. **, расположенного на земельном участке, размером **** кв. м. На основании свидетельства о праве на наследство от 15.09.2014 г. наследниками Маркелова Виктора Александровича являются Соломатина Елена Викторовна и Петухова Альбина Викторовна. Наследство состояло из 1/5 жилого дома по адресу: г. ******, ул.*****************, д. **. На основании свидетельства о праве на наследство от 12.05.2015 г. наследником Андреевой Лидии Александровны стал Князев Сергей Викторович. Наследство состояло из 1/5 жилого дома по адресу: г. ******, ул. ****************, д. **. Домовладение в настоящее время является собственностью административных истцов (Князеву Александру Викторовичу принадлежит 1/5 доли, Князеву Сергею Викторовичу - 1/5 доли, Маркелову Владимиру Александровичу - 1/5 доли, Маркелову Вячеславу Николаевичу - 1/5 доли, Соломатиной Елене Викторовне и Петуховой А.В. - по 1/10 доли каждой); сособственники домовладения обратились к административному ответчику по вопросу регистрации права общедолевой собственности на земельный участок под домом, с кадастровым номером **:**:*******:****; по результатам рассмотрения заявления административным ответчиком принято оспариваемое решение по мотиву отсутствия сведений о расположенном на данном земельном участке домовладения, доли в котором принадлежат истцам, неустранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации; полагают, что это решение противоречит действующему законодательству и основано на неверном толковании норм права, настаивают на том, что ими представлены необходимые документы, подтверждающие их права, в регистрации которых отказано.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела; недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильной оценке собранных по делу доказательств, нарушении норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика по доверенности Майданов И.И. доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель административных истцов по доверенностям Булыгина О.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены, в связи с чем обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Так, применительно к части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ с учетом распределенного в соответствии со статьей 62 КАС РФ между сторонами бремени доказывания при рассмотрении дела установлено и не оспаривалось сторонами, что на основании решения суда от 08.08.1988 г. был установлен факт владения домом, расположенным по адресу: г. ******, ул. *****-***********, д. **, на праве личной собственности Маркеловой М.М, умершей 26.11.1973 г, а также признано право собственности в порядке наследования в размере 1/5 доли домовладения, расположенного по адресу: г. ******, ул.*****************, д. **, за Маркеловым Виктором Александровичем, Маркеловым Николаем Александровичем, Маркеловым Владимиром Александровичем, Князевой Антониной Александровной, Андреевой Лидией Александровной.
Впоследствии на основании свидетельства о праве на наследство от 26.11.1994 г. наследником Маркелова Николая Александровичу был признан Маркелов Владислав Николаевич. В наследственную массу входила 1/5 доля жилого дома по адресу: г. ******, ул. ****************, д. ***, расположенного на земельном участке, размером **** кв. м.
На основании свидетельства о праве на наследство от 15.09.2014 г. наследниками Маркелова Виктора Александровича стали Соломатина Елена Викторовна и Петухова Альбина Викторовна. Наследство состояло из 1/5 жилого дома по адресу: г. ******, ул.*****************, д. **.
На основании свидетельства о праве на наследство от 12.05.2015 наследником Андреевой Лидии Александровны стал Князев Сергей Викторович. Наследство состояло из 1/5 жилого дома по адресу: г. ******, ул. ****************, д. **.
В настоящее время в соответствии с записями в Едином государственном реестре недвижимости домовладение с кадастровым номером **:**:*******:****, расположенное по адресу: г. ******, ул. ****************, д. **, принадлежит на праве общей долевой собственности административным истцам Князеву А.В, Князеву С.В, Маркелову В.А, Маркелову В.Н. по 1/5 доли каждому, Соломатиной Е.В. и Петуховой А.В. - по 1/10 доли каждой.
Административные истцы (собственники долей в праве собственности на жилой дом) обратились в Управление Росреестра по Москве с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером **:**:*******:****, указывая на то, что на нем расположен дом; данный земельный участок предоставлялся Маркеловой М.М, умершей 26.11.1973 г, для ведения личного подсобного хозяйства, о чем свидетельствует выписка из похозяйственной книги д. Потапово Сосенского сельсовета Ленинского района Московской области.
Управлением Росреестра по Москве 16 мая 2016 года была приостановлена регистрация права долевой собственности на данный земельный участок, со ссылкой на отсутствие в Управлении сведений о расположении на спорном земельном участке какого-либо здания, в том числе того, который на праве долевой собственности принадлежит истцам; административные истцы были уведомлены о том, что государственный регистратор направил соответствующие запросы в адрес ФГБУ "ФКП Росреестра" (в филиал по Москве), ГБУ города Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации"; заявителям разъяснено о том, что по факту получения ответов на вышеуказанные запросы государственным регистратором будет принято соответствующее решение, в том числе о том, что в случае, если не будут устранены основания, препятствующие проведению государственной регистрации, в ней будет отказано на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ.
Согласно полученным ответам из ФГБУ "ФКП Росреестра" (в филиал по Москве), сведения о вышеуказанном земельном участке внесены в АИС ГКН 13.04.2011 на основании заявления о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости; информация о вхождении объектов капитального строительства в пределы данного земельного участка в составе документов, на основании которых осуществлялся государственный кадастровый учет, в Филиал не предоставлялась и отсутствует в сведениях, внесенных в ГКН; определить расположение каких-либо объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка с кадастровым номером **:**:*******:**** не представляется возможным ввиду отсутствия в АИС ГКН сведений о координатах поворотных точек границ вышеуказанного земельного участка; сведения об объекте с кадастровым номером **:**:*******:**** внесены в ГКН также без информации о кадастровых номерах земельных участков, в границах которого расположен объект. Ответ аналогичного содержания был предоставлен ГБУ МосгорБТИ.
Из похозяйственной книги д. Потапово Сосенского сельского Совета Ленинского района Московской области в отношении дома (в настоящий момент имеющего N 25), главой которого являлась Маркелова М.М, следует, что всего земли по состоянию на 1962 год (угодия) - 0,15/ 0,30 га (л.д. 153).
28 сентября 2016 года Управлением Росреестра по Москве по результатам рассмотрения заявления административных истцов и представленных (полученных) документов принято оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права долевой собственности в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером **:**:*******:****, обоснованное пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ, неустранением причин, препятствующих проведению государственной регистрации.
Рассматривая дело и удовлетворяя требования, суд исходил из того, что регистрация права собственности граждан на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, для ведения личного подсобного хозяйства, в случае, если к гражданину перешло в порядке наследования право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), статьей 4 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; предусмотренные законом основания для отказа в регистрации права долевой собственности на данный объект недвижимого имущества у административного ответчика отсутствовали, поскольку административными истцами представлена выписка из похозяйственной книги, подтверждающая предоставление наследодателю спорного земельного участка.
Вместе с тем, согласиться с обоснованностью таких выводов суда не представляется возможным; он не подтверждается представленными по делу доказательствами и противоречит нормам права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
Так, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 2 Федерального закона N 122-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений).
В соответствии со статьей 16 названного Федерального закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя (пункт 1); к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе (пункт 2).
Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства регламентированы статьей 25.2 Федерального закона N 122-ФЗ и предусматривают, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1); основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (пункт 2).
Согласно пункту 7 статьи 25.2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.2 Федерального закона N 122-ФЗ земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 25.2 Федерального закона N 122-ФЗ настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В государственной регистрации прав может быть отказано по основаниям, поименованным в пункте 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ, в том числе, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав установленные по административному делу фактические обстоятельства, применительно к вышеприведенным нормам, судебная коллегия считает, что регистрирующий орган правомерно отказал в государственной регистрации права долевой собственности на спорный земельный участок; согласно ответу "МосгорБТИ" NИС-8086/16 от 15.06.2016 предоставить сведения о наличии на спорном земельном участке жилого дома с кадастровым номером **:**:*******:**** не представляется возможным; согласно ответу ФГБУ "ФКП Росреестра" N2.16/14968 от 07.06.2016 информация о вхождении объектов капитального строительства в пределы границ спорного земельного участка в состав документов, на основании которых осуществлялся государственный кадастровый учет, в Филиал не предоставлялась и отсутствует в сведениях, внесенных в ГКН; документов, поименованных в пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона N 122-ФЗ, позволяющих без сомнения идентифицировать спорный земельный участок, заявленный к государственной регистрации прав как расположенный под жилым домом административных истцов, не имеется; имеющиеся противоречия в документах относительно размера земельного участка и его границ, географических характеристик поворотных точек его границ не устранены; представленными судебными актами, свидетельствами о праве на наследство, иными документами, не подтверждается факт предоставления Маркеловой М.М. в установленном порядке именно данного в существующих описаниях ГКН земельного участка с кадастровым номером **:**:*******:**** для ведения личного подсобного хозяйства; у государственного регистратора имелись основания отказа в государственной регистрации права долевой собственности на спорный земельный участок; выписка из похозяйственной книги в данном конкретном случае не может рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа.
При этом судебная коллегия отмечает, что обязательность ведения похозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена, в частности, Законом РСФСР от 19.07.1968 "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР" (п. 7 ст. 11).
Похозяйственные книги являются документами первичного учета в сельских Советах и в них вносится информация обо всех постоянно проживающих на территории сельского поселения граждан, в том числе, сведения о находящихся в их личном пользовании земельных участках.
Постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 N 69 утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являются документами первичного учета хозяйств.
В силу п. 39 названных Указаний в разделе IV "А" "Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства" по каждому хозяйству записывается вся земельная площадь, предоставленная хозяйству в установленном порядке под приусадебный участок, служебный земельный надел, а также предоставленная крестьянским хозяйствам. Данные о предоставленных землях для ведения личного подсобного хозяйства колхозникам, рабочим и служащим, а также служебных наделах граждан выписываются из соответствующего раздела земельно-кадастровых книг.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В соответствии с п. 1 Порядка ведения хозяйственных книг, утвержденным Приказом Минсельхоза РФ N 345 от 11.10.2010, ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства.
Исходя из п. 7 Порядка записи в книгу производятся должностными лицами на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств.
Пунктом 24 Порядка ведения похозяйственных книг предусмотрено, что, заполняя сведения о правах на землю, в свободных строках указывается номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер, сведения о котором также переносятся в выписку.
Анализируя приведенные положения, следует, что для выдачи выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок необходимо непосредственное установление основания предоставления гражданину данного земельного участка, вид данного права.
В представленной выписке из похозяйственной книги реквизиты документа, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у Маркеловой М.М. права на земельный участок, а также о том, что земельный участок предоставлен для личного подсобного хозяйства, отсутствуют; в самой выписке содержатся противоречивые сведения относительно площади земельного участка, которые отличаются от данных как приведенных в свидетельстве о праве на наследство, так и внесенных к ГКН сведениях о спорном земельном участке, заявленном к государственной регистрации прав. При этом, конкретный адрес участка в похозяйственной книге не указан, процедура межевания на спорный земельный участок не проводилась, граница его не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, право пользования на спорный участок нигде не было зарегистрировано.
Таким образом, выводы государственного регистратора об отказе в государственной регистрации права долевой собственности заявителей на объект недвижимого имущества основаны на положениях Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Доказательств, опровергающих эти выводы, не представлено; применительно к частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ административный ответчик доказал законность оспариваемого решения, его соответствие нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые отношения, напротив, административные истцы не доказали факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов в связи принятым 28 сентября 2016 года Управлением Росреестра по Москве решение об отказе в государственной регистрации права долевой собственности в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. ******, ул. ****************, д. ***- земельного участка площадью **** кв.м. с кадастровым номером **:**:*******:*** * ; они не лишены права пользования земельным участком под домом. Установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ упрощенный порядок государственной регистрации прав граждан на земельные участки предполагает, что в данном порядке подлежат регистрации исключительно бесспорные права заявителей, что, не лишает административных истцов защищать свои права предусмотренными законом способами, в том числе ставить вопрос в судебном порядке о признании за ними права на данный объект недвижимого имущества.
В данном случае наличие совокупности обстоятельств, поименованных в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС, не установлено; оснований для удовлетворения требований о признании решения незаконным не имеется.
При таких данных судебная коллегия полагает, что решение суда, которое вышеизложенного не учитывает, на основании части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 22 июня 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Князева Александра Викторовича, Князева Сергея Викторовича, Маркелова Владимира Александровича, Маркелова Вячеслава Николаевича, Соломатиной Елены Викторовны, Петуховой Альбины Викторовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании отказа в государственной регистрации права долевой собственности на земельный участок незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию права долевой собственности на земельный участок отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.