Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Гордеевой О.В, Коневой С.И,
при секретаре Сангаджиевой Д.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по апелляционной жалобе административного истца Цветкова И.В. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 20 июня 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Цветкова И.В. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании ответа от 04.04.2016 года незаконным, обязании принять решение о предварительном согласовании - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Цветков И.В. обратился в суд с административным иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, в котором просил признать незаконным отказ в принятии решения о предварительном согласовании предоставления каждого вновь образуемого земельного участка по его заявлениям, обязать принять решение о предварительном согласовании предоставления каждого вновь образуемого земельного участка.
В обоснование требований указал, что 04.04.2016 года административный ответчик принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, поскольку, по мнению административного ответчика, Цветков И.В. обратился по существу не в тот уполномоченный орган исполнительной власти. Административный истец не согласился с указанным решением, ссылаясь на надуманность приведенных в оспариваемом решении оснований, нарушение его прав.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец явился, заявленные требования поддержал; представители административного ответчика в судебном заседании против удовлетворения требований возражали.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит административный истец Цветков И.В, утверждая о допущенном судом нарушении норм материального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком представлены письменные объяснения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 ноября 2016 года решение Тверского районного суда г. Москвы от 20 июня 2016 года было отменено, производство по административному делу по административному иску Цветкова И.В. - прекращено.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2017 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 ноября 2016 года отменено, административное дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражений относительно апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Цветкова И.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частью 2 статьи 310 КАС РФ, для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Так, согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Аналогичным образом распределяется бремя доказывания по административным делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ, и в соответствии со статьей 62 КАС РФ.
Из материалов дела следует, что Цветков И.В. обратился к административному ответчику с заявлениями о т 18.02.2016 N 1/1, от 04.03.2016 N 0403-2016 и от 17.03.2016 N 17032016-1/1 о предварительном согласовании предоставления: 1) в аренду на 20 лет земельного участка площадью 30 000 кв.м, образуемого из земель лесного фонда Звенигородского лесничества, Ульяновского участкового лесничества квартал ** выделы ***, расположенных в границах кадастрового кварта *** для индивидуального жилищного строительства; 2) в аренду на 3 года земельного участка площадью 70 200 кв.м, образуемого из федерального земельного участка с кадастровым номером ***, для сенокошения; 3) в аренду на 3 года земельного участка площадью 55 500 кв.м, образуемого из федерального земельного участка с кадастровым номером ***, местоположение: ***.
04.04.2016 года административный ответчик отказал в рассмотрении по существу заявлений Цветкова И.В, поскольку полномочия по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разрешая настоящий спор, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что административным ответчиком не было совершено неправомерных действий (бездействия), которыми нарушались бы права административного истца, поскольку в соответствии с представленными в материалы дела кадастровыми паспортами земли, в отношении которых административный истец просит принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков, имеют вид разрешенного использования: "Лесной участок"; согласно п.2 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Вместе с тем, согласиться с правомерностью таких выводов не представляется возможным.
Так как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером ***, правообладателем которого является Российская Федерация, данный земельный участок относится к категории земель- земли населенных пунктов.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений(п.2 ст. 7).
Согласно п.2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с п.1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно п. 5 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе: принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; принимает в установленном порядке решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; он включает в себя:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка представляет из себя один из этапов предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; имеет место быть в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктами 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы вопросы содержания заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и документов, которые к нему прилагаются.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам их рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п. 17 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и анализируя установленные на их основе обстоятельства применительно к вышеприведенным нормативным положениям, судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение административного ответчика об отказе в рассмотрении по существу заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка нельзя признать законным.
Так, из кадастрового паспорта земельного участка, представленного в материалы административного дела (л.д. 11), объективно следует, что категория земель земельного участка, об образовании земельных участков, из состава которого, просит предварительно согласовать Цветков И.В, установлена, как - земли населенных пунктов.
Доводы административного ответчика о том, что весь земельный участок с кадастровым номером *** представляет собой лес и относится к землям лесного фонда, несостоятельны, опровергаются представленным в материалы административного дела кадастровым паспортом земельного участка, испрашиваемый земельный участок находится на землях населенных пунктов.
Иные доводы административного ответчика не могут быть приняты во внимание, поскольку заявления Цветкова И.В. по существу рассмотрено не было, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в установленном порядке не принималось, отказ в рассмотрении заявлений иные основания отказа не содержит.
При таких данных, решение районного суда, не учитывающее вышеизложенного, в силу части 2 статьи 310 КАС РФ, согласно которой основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, подлежит отмене, поскольку законным и обоснованным (статья 176 КАС РФ) не является.
Применительно к частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком не доказана законность оспариваемого решения, его принятие по результатам должного рассмотрения заявлений и документов Цветкова И.В, это свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Цветкова И.В, в связи с чем судебная коллегия на основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, принимает по настоящему административному делу новое решение о признании незаконным отказа Федерального агентств по управлению государственным имуществом от 04.04.2016 года, поскольку фактически административный ответчик уклонился от решения вопроса по существу, и полагает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявления Цветкова И.В. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков; оснований для возложения обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления каждого вновь образуемого земельного участка по заявлениям Цветкова И.В. не имеется, учитывая исключительную компетенцию административного ответчика при решении поставленного заявителем вопроса.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 20 июня 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным отказ Федерального агентств по управлению государственным имуществом от 04.04.2016 года в рассмотрении по существу заявлений Цветкова И.В.
Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом повторно рассмотреть заявления Цветкова И.В. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.