Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Михайловой Р.Б, Гордеевой О.В,
при секретаре Петрове А.В,
рассмотрев по докладу судьи Михайловой Р.Б. в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Алямова Т.Р. по доверенности Нефедова О.Л. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Алямова Тимура Равильевича о признании незаконным отказа в выдаче копии заключения призывной военно-врачебной комиссии и обязании выдать копию заключения комиссии, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Алямов Т.Р. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ Военного комиссариата Черемушкинского района г. Москвы в выдаче ему копии заключения военно-врачебной комиссии, обязать устранить допущенное нарушение, выдать копию названного заключения, возместить судебные расходы и компенсировать моральный вред.
В обоснование требований указал на то, что в 2014 году получил травму; решением призывной комиссии муниципального образования Коньково ЮЗАО г. Москвы от 11 апреля 2017 года признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, ему присвоена категория годности к военной службе "Б-4"; не соглашаясь с решением и имея намерение обратиться в медицинскую организацию для проведения независимой военно-врачебной экспертизы просил административного ответчика выдать ему копию заключения, в чем ему, однако, было отказано без законных к тому оснований.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец и его представитель по доверенности заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание суда первой инстанции не явился, был извещен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца, утверждая о неправильном применении судом норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца и его представителя по доверенности Нефедова О.Л, поддержавших доводы апелляционной жалобы, а также представителя административного ответчика по доверенности Алешиной Т.А, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что установленные по делу фактические обстоятельства опровергают утверждения административного истца о нарушении его прав, незаконном бездействии административного ответчика.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они сделаны с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Так, применительно к части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ, а также положениям статьи 62 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что Алямов Т.Р, ** **** **** года рождения, с 19 марта 2009 года состоит на воинском учете в ОВК Черемушкинского района г. Москвы.
Решением призывной комиссии по месту постановки на воинский учет от 10 ноября 2015 года по результатам проведенных в отношении него призывных мероприятий, в том числе контрольного медицинского освидетельствования и арбитражного медицинского обследования, административный истец признан годным к прохождению военной службы (категория годности "Б-4") и призван на военную службу.
В период с 10 ноября 2015 года по 01 апреля 2017 года на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не явился.
Решением призывной комиссии от 11 апреля 2017 года Алямов Т.Р. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория "Б-4") в соответствии со ст. 66-д, 34-г, 25-г Расписания болезней Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 565 от 04.07.2013г.
11 и 17 апреля 2017 года Алямов Т.Р. обращался к административному ответчику с заявлениями о выдаче ему выписки из заключения врачей, а также копии медицинского заключения по результатам освидетельствования военно-врачебной комиссии о его годности к военной службе с незначительными ограничениями (категория "Б-4"), указывая на то, что не согласен с ним и намерен обратиться в выбранное им медицинское экспертное учреждение для проведения за его счет независимой экспертизы.
Заявления Алямова Т.Р. были рассмотрены, в их удовлетворении отказано, о чем административный истец уведомлен (л.д. 8, 14).
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (статья 59 Конституции Российской Федерации). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно ст.ст. 22, 23 вышеназванного Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. От призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", регламентирующей вопросы осуществления мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве осуществляется военными комиссариатами; проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
В силу статьи 5.1. названного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей; врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, которым предусмотрено, что граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья (пункт 22); по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по указанным категориям (пункт 18); также этом Положением определено, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования; медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации; в случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 22).
Согласно статье 28 вышеуказанного Федерального закона по результатам медицинского освидетельствования призывная комиссии принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Исходя из статьи 65 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Наряду с этим законодателем предусмотрена процедура проведения военно-врачебной экспертизы (статья 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"); она проводится в целях: 1) определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью); 2) установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы); 3) решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 574 утверждено Положение о независимой военно-врачебной экспертизе; им предусмотрено, что независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем) (далее - договор) (пункт 7); независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения; к заявлению о производстве независимой экспертизы прилагается копия заключения военно-врачебной комиссии, заверенная в установленном порядке (пункт 8).
В соответствии с Приложением N 8 (Пояснения по ведению личного дела призывника и учетной карты призывника) к Инструкции по подготовке и ведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 400 от 02.10.2007 года, личные дела размещаются в картотеке и архиве военного комиссариата, доступ к личным делам (базе данных) должен быть строго ограничен, выдача личных дел на руки призывникам или их родственникам, высылка их в лечебные учреждения и в другие организации не допускается. При необходимости в наличии соответствующего запроса в указанные организации могут быть высланы заверенные военным комиссаром дубликаты личных дел или выписки их них. Хранение личных дел вне картотеки или архива не допускается. Для работы в течение рабочего дня личные дела выдаются исполнителям под расписку.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства, применительно к вышеприведенным нормативным положениям, принимая во внимание, что обращения Алямова Р.Т. были рассмотрены, ему предоставлены ответы, что не отрицается, судебная коллегия считает, что административным ответчиком представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, о надлежащем рассмотрении обращений и опровергающие доводы административного иска о незаконных действиях (бездействии) административного ответчика и нарушении в связи с этим прав административного истца; призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования; медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации; законодательством о независимой военно-врачебной экспертизе рассматриваемые правоотношения не урегулированы; заключение военно-врачебной экспертизы (единственно, что является основанием для проведения независимой военно-врачебной экспертизы) в отношении административного истца в рамках призывных мероприятий в апреле 2017 года, не принималось; вышеуказанное заключение о годности гражданина к военной службе с незначительными ограничениями (категория "Б-4") в соответствии со ст. 66-д, 34-г, 25-г Расписания болезней Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 565 от 04.07.2013г, таковым не является. Алямов Р.Т. не лишен возможности обжаловать его в установленном порядке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд правомерно отказал в удовлетворении административного иска; выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу; оснований для признания их незаконными, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании заявителем положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения; направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Решение суда по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, является законным и обоснованным, доводы сторон в нем получили надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам административного дела, не установлено; обжалуемое решение суда; принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Алямова Т.Р. по доверенности Нефедова О.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.