Московский городской суд в составе
судьи Басырова И.И,
с участием прокурора Слободина С.А,
при секретаре Якимович А.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1386/2017 по административному исковому заявлению Некоммерческой организации потребительское гаражно-строительное общество "ГСК "Юрмала" о признании приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" частично недействующим,
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Пунктом 3919 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2015 год, включено здание с кадастровым номером *, расположенное по адресу: * (далее - здание).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2016 года (далее также Перечень на 2016 год). Постановление N 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru, 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
В названный Перечень, действующий с 1 января 2016 года, указанное здание включено под пунктом 5084.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" к постановлению изложено в новой редакции, действующей, с 1 января 2017 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2017 года (далее - перечень на 2017 год). Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.11.2016, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, том 3, том 4.
В Перечень, действующий с 1 января 2017 года, указанное здание включено под пунктом 15648.
Некоммерческая организация потребительское гаражно-строительное общество "ГСК "Юрмала" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента принятия:
- пункт 3919 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
- пункт 5084 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП;
- пункт 15648 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП".
В обоснование своих требований представитель административного истца указывает на то, что здание, включённое в Перечень, не обладает признаками объекта налогообложения, определёнными пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечень противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца Некоммерческой организации потребительское гаражно-строительное общество "ГСК "Юрмала" по доверенности Каланджан С.А. в судебном заседании уточненные административные исковые требования просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы по доверенности Федотов П.С. требования административного истца не признал, указал, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемое нормативное положение не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержал представленные в материалы дела возражения на административное исковое заявление, обратил внимание на то, что здание включено в Перечни на 2015, 2016, 2017 года в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" только исходя из критерия фактического использования здания. Согласно акту Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости г. Москвы) N 9056274 от 15 октября 2014 года 100 процентов площади здания используется для размещения объектов бытового обслуживания, соответственно здание правомерно включено в указанные перечни объектов на 2015, 2016, 2017 гг. Кроме того, в здании находились (в период с 2015-2017 гг.) или находятся организации, указывающие адрес здания как адрес своего местонахождения, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ. Таким образом, здание фактически используется для размещения офисов, объектов торговли и бытового обслуживания.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего, что пункты 5084, 15648 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N786-ПП, от 29 ноября 2016 года N789-ПП подлежат признанию недействующими с момента вступления в силу п остановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП, а не с момента их принятия, в остальной части иск подлежащим удовлетворению, суд считает, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению ввиду следующего.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон ( части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления, обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
5) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с настоящего Закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
6) нежилых помещений, находящихся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с настоящего Закона, если назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования и (или) предназначения здания (помещений).
Из представленных документов следует, что Некоммерческой организации потребительское гаражно-строительное общество "ГСК "Юрмала" принадлежат нежилые помещения площадью 2283,2 кв.м, расположенные в здании с кадастровым номером * по адресу: *, представляющие собой гаражные боксы и помещения общего пользования.
Представитель Правительства Москвы указал на то, что основанием для включения рассматриваемого здания в оспариваемый Перечень на 2015, 2016, 2017 года явилось именно фактическое использование здания для размещения объектов бытового обслуживания.
Согласно Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений,, настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации ( Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утверждён постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы составлен акт N 9056274 от 15 октября 2014 года обследования фактического использования здания, из которого следует, что 100% от общей площади здания фактически используются для размещения объектов бытового обслуживания.
В названном акте, после заключения о фактическом использовании здания, имеется запись о том, что доступ в помещения здания предоставлен не был, расчет был сделан по технической документации Автозаводского ТБТИ.
Согласно пункту 3.6 а определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утверждённого постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, в редакции, действовавшей на момент составления акта N 9088921 (далее также Порядок), в случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Представитель истца указала на то, что выводы акта не соответствуют действительности, о проведенном исследовании фактического использования здания истец не знал, к ним инспектора не обращались.
Допрошенные в судебном заседании инспектора Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Кубасов Е.В. и Глушкин Я.Л. не смогли указать к кому конкретно они обращались для их допуска в помещения здания, указали лишь на то, что когда они фотографировали фасад здания к ним обратился человек, который попросил прекратить фотографирования, пояснил о том, что допуск в здание представлен не будет. При том, что в обследуемом здании расположены помещения различных собственников и согласно данным, полученным инспекторами из сети Интернет, в нем находилось несколько организаций, отсутствуют основания полагать, что инспекторами были совершены действия по доступу в помещения здания.
В связи с этим, выводы, сделанные инспекторами в акте от 15.10.2014 г, об использовании 100% от общей площади здания фактически для размещения объектов бытового обслуживания, даже при наличии фотоматериалов вывесок помещений различных организаций, расположенных в здании, нельзя признать достоверными.
Из представленной технической документации в отношении здания, площадь которого составляет 5126,4 кв.м, следует, что помещения предназначены под гаражи и места общего пользования.
В акте от 15.10.2014 г. инспекторами сделаны выводы о том, что площадь гаражей в здании составляет 3008,1 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.09.2004 г. изначально на праве собственности Некоммерческой организации потребительское гаражно-строительное общество "ГСК "Юрмала" принадлежало полностью здание, расположенное по адресу: *, площадью 5 126,4 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 16.10.2017 г. Некоммерческая организация потребительское гаражно-строительное общество "ГСК "Юрмала" является собственником нежилых помещений площадью 2283,2 кв.м. Данные помещения составляет гаражные боксы, лестничные пролеты, помещения охраны, подвал.
Иные гаражи, расположенные в здании площадью 803,2 кв.м принадлежит на праве собственности иным лицам, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Суду представлен договор от 01.06.2013 г, заключенный между ООО "Диджитал Машинз-Системная интеграция", именуемым "арендодатель" и ООО "СпортТайм", именуемым "арендатором", согласно которому в аренду в данном здании под размещение физкультурно-оздоровительного комплекса было переданы арендатору помещения, принадлежащие арендодателю на праве собственности площадью 1710,4 кв.м.
Принадлежность ООО "Диджитал Машинз-Системная интеграция" помещений площадью 1710,4 кв.м, подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 03.08.2005 г.
Таким образом, на момент проведения обследования и составления акта от 15.10.2014 г. более 80 % от общей площади здания было занято помещениями гаражей и физкультурно-оздоровительного комплекса (1710,4 + 3008,1 кв.м.= 4718,5 кв.м), данные помещения не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Суду стороной истца также представлены договоры аренды и пояснения с расчетами занимаемых площадей в здании, из которых следует, что на помещения, оказывающие бытовые и торговые услуги в период с 2014 года по 2016 год включительно, приходилось 330,8 кв.м (73,5 + 227,4 + 29,9). В данных помещениях согласно пояснениям представителя истца, в период с 2014 года по 2016 год располагались баня, пивной магазин, парикмахерская; ранее в помещении парикмахерской осуществлялись авто-сервисные услуги.
Приведенные в акте Госинспекции по недвижимости г. Москвы от 15.10.2014 г. сведения из сети "Интернет" о расположении в здании (л.д. 60 оборот) МегаВольтАвто, Русская баня, ГСК "Балтийский", Нивлан, Мир тонировки, пункт экстренного вскрытия замков, со сведениями о видах деятельности данных организаций, фотоматериалы к акту, согласуются с указанными пояснениями представителя истца, занимаемая данными организациями площадь в здании составляла 330,8 кв.м.
Также суду представлен стороной истца акт о фактическом использовании здания, составленный Госинспекцией по недвижимости г. Москвы N 9051488/ОФИ от 24.05.2017 г. с допуском в здание, из которого следует, что лишь 7,1 процент от общей площади здания используется для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ - размещения объектов бытового обслуживания, объектов торговли; остальные помещения площадью 92,9 % используются для иных целей, а именно: спорт, гаражи, автостоянки.
Представитель истца пояснила, что в период с 2014 года по момент составления Госинспекции по недвижимости г. Москвы акта от 24.05.2017 г. площадь помещений, занимаемых под бытовые услуги и торговлю, не менялась, осуществлялась лишь незначительная перепланировка помещений бани.
Несмотря на то, что акт Госинспекции по недвижимости г. Москвы N 9051488/ОФИ от 24.05.2017 г. составлен после начала налогового периода на 2017 год, указанные в нем факты имеют значение применительно к установлению размера площадей и характера осуществляемой в них деятельности в период с момента составления акта Госинспекции по недвижимости г. Москвы 15.10.2014 г. - без доступа в здание, по дату составления акта фактического использования здания от 24.05.2017 г. - с доступом в здание, поскольку данным обследованием подтверждается в совокупности с представленными договорами аренды и актами приемки передачи помещений то, что площадь занимаемых помещений под торговые и бытовые услуги оставалась одной и той же.
Исходя из совокупности данных, указанных в представленных договорах аренды, актах приемки передачи арендуемых площадей, акта Госинспекции по недвижимости г. Москвы 15.10.2014 г, акта от 24.05.2017 г, суд приходит к выводу о том, что в период с 15.10.2014 г. по 24.05.2017 г. менее 20% здания фактически использовались для размещения объектов торговли и бытового обслуживания. Более 80 % процентов от общей площади здания использовались для размещения гаражей, стоянки автомобилей, помещений спортивно-оздоровительного комплекса.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объекта недвижимости, включённого в оспариваемые Перечни, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Однако Правительством Москвы, исходя из изложенного, таких доказательств, относительно правомерности включения здания в Перечень на 2015 год не представлено.
Учитывая изложенное, суд полагает, что здание, включённое в Перечень на 2015 года (пункт 3919), не отвечает признакам, предусмотренным Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
Согласно Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Оспариваемые положения пункта 3919 приложения 1 Перечня на 2015 год затрагивают права истца, при этом их срок действия ограничен 2015 годом, то есть распространяется на истекший налоговый период.
Согласно Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, пункт 3919 приложения 1 подлежит признанию недействующим с момента принятия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года.
Оспариваемые положения пункта 5084 затрагивают права истца, регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за 2016 год. П остановление Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", которым Перечень изложен в новой редакции, включившей оспариваемый пункт 5084, вступило в силу с 1 января 2016 года.
Оспариваемые положения пункта 15648 затрагивают права истца, регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за 2017 год. Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", которым Перечень изложен в новой редакции, включившей оспариваемый пункт 15648, вступило в силу с 1 января 2017 года.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункт 5084 Перечня подлежит признанию недействующим с 1 января 2016 года, то есть с момента вступления в силу п остановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, пункт 15648 Перечня подлежит признанию недействующим с 1 января 2017 года, то есть с момента вступления в силу п остановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП. Соответственно требования административного истца о признании данных оспариваемых положений недействующими с момента их принятия подлежат отклонению.
В связи с частичным удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесённых сторонами судебных расходов, взыскать с Правительства Москвы в пользу Некоммерческой организации потребительское гаражно-строительное общество "ГСК "Юрмала" 4 500 рублей, в счёт возмещения истцу расходов по оплате государственной пошлины при обращении в суд с административным исковым заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Некоммерческой организации потребительское гаражно-строительное общество "ГСК "Юрмала" удовлетворить частично.
Признать недействующим с момента принятия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" пункт 3919 приложения 1 к нему, в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года.
Признать недействующим с 1 января 2016 года пункт 5084 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 15648 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП".
В удовлетворении административного иска Некоммерческой организации потребительское гаражно-строительное общество "ГСК "Юрмала" в части требований о признании недействующими с момента принятия пунктов 5084, 15648 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N786-ПП, от 29 ноября 2016 года N789-ПП, отказать.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Некоммерческой организации потребительское гаражно-строительное общество "ГСК "Юрмала" в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Басыров И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.