Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Головкиной Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2536/2017 по административному исковому заявлению ОАО "Интерьер" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, обязании внести сведения в единый государственный кадастр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2016 года равной рыночной кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: г. Москва, ***в размере 182 870 604 руб,
- нежилого здания с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 1 069 123 266 руб.;
- нежилого здания с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 2 389 143 руб,
- нежилого здания с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 282 854 774,00 руб,
- нежилого здания с кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 8 500 153 руб.
Также административный истец просил обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внести сведения в единый государственный реестр недвижимости об указанной выше кадастровой стоимости объектов в течение 10 дней со дня вступления в силу судебного решения.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником указанных нежилых зданий и арендатором земельного участка. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему зданий, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов. Арендная плата по условиям договора аренды также исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка, арендованного истцом, с кадастровым номером ***, утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП в размере 771 480 937,08 руб.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП утверждена кадастровая стоимость нежилых зданий, принадлежащих истцу:
- в отношении здания с кадастровым номером *** в размере 1 646 806 702,43 руб,
- в отношении здания с кадастровым номером *** в размере 8 760 251,50 руб,
- в отношении здания с кадастровым номером *** в размере 442 321 642,62 руб,
- в отношении здания с кадастровым номером *** в размере 265 400 766,14 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, истец обратился к независимому оценщику ИП Жеглову А.В. за составлением отчетов об оценке рыночной стоимости объектов капительного строительства и земельного участка.
Согласно отчету об оценке N 050 от 05.06.2017 г. рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** составляет 1 069 123 266,00 руб, нежилого здания с кадастровым номером *** составляет 2 389 143,00 руб, нежилого здания с кадастровым номером *** составляет 282 854 774,00 руб, нежилого здания с кадастровым номером *** составляет 8 500 153,00 руб.
Согласно отчету N 049 от 05.06.2017 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 182 870 604,00 руб.
На отчеты N 049 от 05.06.2017 г. и N 050 от 05.06.2017 г. и N 050 от 05.06.2017 г. были получены положительные экспертные заключения N 9554 от 29.06.2017 г. и N 9555 от 29.06.2017 г, выполненные НПСО "Деловой Союз Оценщиков".
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 22.08.2017 г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости указанных нежилых зданий было отклонено.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 07.09.2017 г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было отклонено.
В связи с этим, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые здания с кадастровым номером *** по адресу: ***, с кадастровым номером *** по адресу: ***, с кадастровым номером *** по адресу: ***, с кадастровым номером *** по адресу: г. Москва, **, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 45, 51, 56,61)
На основании договора аренды от 31.01.2017 г. с учетом последующих дополнительных соглашений, истец является арендатором земельного участка по адресу: ***. Земельному участку присвоен кадастровый номер **
По итогам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. N 790-ПП кадастровая стоимость в отношении нежилых зданий, принадлежащих истцу, утверждена в отношении здания с кадастровым номером *** в размере 1 646 806 702,43 руб, здания с кадастровым номером *** в размере 8 760 251,50 руб, здания с кадастровым номером *** в размере 442 321 642,62 руб, для здания с кадастровым номером *** в размере 265 400 766,14 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП в размере 771 480 937,08 руб.
Административный истец в силу требований статьи 373 Налогового кодекса РФ является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных нежилых зданий обязан уплачивать налоговые платежи исходя из их кадастровой стоимости. Арендная плата за земельный участок также определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке, составленные независимым оценщиком ИП Жегловым А.В. N 049 от 05.06.2017 г. и N 050 от 05.06.2017 г, согласно которым по состоянию на 01.01.2016 г. рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** составляет 1 069 123 266,00 руб, нежилого здания с кадастровым номером *** составляет 2 389 143,00 руб, нежилого здания с кадастровым номером *** составляет 282 854 774,00 руб, нежилого здания с кадастровым номером *** составляет 8 500 153,00 руб, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 182 870 604,00 руб.
На отчеты N 049 от 05.06.2017 г. и N 050 от 05.06.2017 г. и N 050 от 05.06.2017 г. были получены положительные экспертные заключения N 9554 от 29.06.2017 г. и N 9555 от 29.06.2017 г, выполненные НПСО "Деловой Союзу Оценщиков".
Данные отчеты об оценке представлялись административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решениями Комиссии заявления истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
Представитель административных ответчиков, в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 09 ноября 2017 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценки бизнеса".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 2017-011009 отчеты об оценке, представленные административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.
По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** определена в размере 415 942 000 руб, нежилого здания с кадастровым номером *** в размере 1 093 670 000 руб, нежилого здания с кадастровым номером *** в размере 2 707 695 руб, нежилого здания с кадастровым номером *** в размере 322 661 000 руб, нежилого здания с кадастровым номером *** в размере 8 500 171 руб.
В заключении эксперта рыночная стоимость определена по состоянию на 01 января 2016 г, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объектов недвижимости согласно выпискам о кадастровой стоимости.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали.
О назначении повторной, дополнительной экспертизы стороны не просили.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного и исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 24 августа 2017г. Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении нежилых зданий следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 03 августа 2017г.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Поскольку кадастровая стоимость объектов определена на 01 января 2016г. (на эту дату ранее была установлена кадастровая стоимость), сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данных объектов, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Оснований для удовлетворения административных исковых требований об обязании внести сведения в единый государственный реестр недвижимости суд не находит, поскольку данные сведения вносятся в заявительном порядке, возложение обязанностей на государственный орган по внесению данных сведений может осуществляться только в том случае, если в добровольном порядке соответствующие действия не выполнены. По настоящему делу данных обстоятельств не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01.01.2016г.:
кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной в размере 415 942 000 руб.
кадастровую стоимость здания с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной в размере 1 093 670 000 руб.
кадастровую стоимость здания с кадастровым номером *** по адресу: ***равной рыночной в размере 2 707 695 руб,
кадастровую стоимость здания с кадастровым номером *** по адресу: ** равной рыночной в размере 322 661 000 руб.
кадастровую стоимость здания с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной в размере 8 500 171 руб.
кадастровая стоимость установлена на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером *** считать 24 августа 2017 года.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в отношении зданий с кадастровыми номерами *** *** *** *** считать 03 августа 2017 года
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.