Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Ларченко А.Н. в защиту Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Дворец культуры "Капотня" (далее - ГБУК г. Москвы "Дворец культуры "Капотня", Учреждение) на вступившие в законную силу постановление N31-01100 заместителя главного государственного санитарного врача по ЮВАО г. Москвы от 04 июля 2016 года, решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 07 октября 2016 года и решение судьи Московского районного суда от 28 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N31-01100 заместителя главного государственного санитарного врача по ЮВАО г. Москвы от 04 июля 2016 года ГБУК г. Москвы "Дворец культуры "Капотня" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Решением судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 07 октября 2016 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника ГБУК г. Москвы "Дворец культуры "Капотня" Онищенко Н.Н. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 28 ноября 2016 года постановление N 31-01100 заместителя главного государственного санитарного врача по ЮВАО г. Москвы от 04 июля 2016 года и решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 07 октября 2016 года оставлены без изменения, жалоба защитника ГБУК г. Москвы "Дворец культуры "Капотня" Онищенко Н.Н.- без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Ларченко А.Н, выражая несогласие с названными постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, указывая на необоснованное вменение ему нарушения норм СанПин, на которые ссылается должностное лицо в обжалуемом постановлении. Также заявитель ссылается на то, что проверка должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; должностным лицом и судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица и судебных решений.
Административная ответственность по ст. 6.5 КоАП РФ наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно- бытовому водоснабжению.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 19 Закона N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Статьей 39 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Требования к качеству питьевой воды и порядок контроля за таким качеством установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24.
В соответствии с п. 3.1 СанПин 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
В силу п.3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
Пунктом 4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
Согласно п. 4.2. СанПин 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно п.п. 2.1, 2.4 СП 1.1.1058-01 "Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001, производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Требования к безопасности систем горячего водоснабжения установлены СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20.
В соответствии с п. 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде.
Как усматривается из материалов дела, в период с 04 апреля 2016 года по 29 апреля 2016 года должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮВАО на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮВАО от 24 марта 2016 года N 01-31-00046 в отношении ГБУК г. Москвы "Дворец культуры "Капотня", расположенного по адресу: г. Москва, Капотня 2-й квартал, д. 20А, проведена плановая выездная проверка соблюдения требований санитарного законодательства.
По результатам проверки выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемых к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно: в нарушение требований п.п. 2.1, 2.4 СП 1.1.1058-01 не разработана и не согласована с органами Роспотребнадзора рабочая программа по контролю качества воды в точках водоразбора, не проводятся лабораторные исследования качества воды в точках водоразбора силами лаборатории, аккредитованной в установленном порядке на осуществление данного вида деятельности; качество воды в точках водозабора в ДК "Капотня" не отвечает требованиям п.п. 3.1, 3.5, 4.1, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 и п. 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-06 по мутности.
05 мая 2016 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮВАО по факту выявленных нарушений в отношении ГБУК г. Москвы "Дворец культуры "Капотня" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, на основании которого постановлением заместителя Главного государственного санитарного врача по ЮВАО г. Москвы от 04 июля 2016 года Учреждение привлечено к административной ответственности.
Факт совершения ГБУК г. Москвы "Дворец культуры "Капотня" административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении плановой выездной проверки; актом проверки; протоколом лабораторных испытаний, экспертным заключением о несоответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам результатов лабораторных исследований, измерений, фототаблицей, контрактом холодного водоснабжения и водоотведения с приложениями к нему.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям Учреждения и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии вины ГБУК г. Москвы "Дворец культуры "Капотня" в совершении административного правонарушения проверялся судьей районного суда и судьей Московского городского суда при рассмотрении жалоб и правильно был признан несостоятельным.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 8 ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 416-ФЗ - в части водоснабжения, а также п. 11 ч. 5 ст. 14 данного Федерального закона - в части водоотведения существенным условием договора является граница эксплуатационной ответственности по сетям абонента и организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, определенная по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей.
Аналогичные положения содержатся в п. 21 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствии с п. 2 Правил N 644 граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.
При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.
Согласно п. 2 Правил N 644 основополагающим при определении границы балансовой принадлежности является установление факта принадлежности объектов водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей владельцам по признаку собственности или владения на ином законном основании.
В соответствии с приведенными положениями нормативных правовых актов 26 октября 2015 года между АО "Мосводоканал" и Государственным бюджетным учреждением культуры г. Москвы "Дворец культуры "Капотня" (Заказчик) был заключен контракт N 3024277 холодного водоснабжения и водоотведения, согласно п. 1.2 которого граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям Заказчика и Мосводоканала определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности определяется по границе балансовой принадлежности в соответствии с Правилами N 644.
В п. 1.3 названного контракта также закреплено, что место исполнения обязательств Мосводоканала - водопроводные вводы и канализационные выпуски, указанные в Приложении N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта.
Согласно Приложению N 1 к данному контракту объектом, в отношении которого осуществляется водоснабжение и водоотведение, является ДК "Капотня", расположенный по адресу: Капотня, 2-й квартал, д. 20А. При этом в Приложении N 1 определены номера вводов и адреса их местонахождения: Капотня, 2-й квартал, д. 20А (л.д. 10).
При таких обстоятельствах действия ГБУК г. Москвы "Дворец культуры "Капотня" правильно квалифицированы по ст. 6.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Равным образом доводы заявителя о нарушении должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в ходе проведения проверки не влекут удовлетворение жалобы.
В соответствии со ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и включает в себя организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, предписаний должностных лиц органа государственного надзора; организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, которым установлены сроки и последовательность административных процедур и административных действий, осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при осуществлении государственного контроля за выполнением требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
При проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора вправе беспрепятственно проверять выполнение лицами, подлежащими проверке, обязательных требований, если такие требования относятся к полномочиям Роспотребнадзора, требовать от лиц, подлежащих проверке, представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они являются объектами проверки или относятся к предмету проверки, отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений, проводить измерения факторов среды обитания при соблюдении условий, предусмотренных п. 4 ст. 15 Федерального закона N 294-ФЗ, привлекать к проведению выездной проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с лицами, подлежащими проверке, и не являющиеся их аффилированными лицами и др. ( п. 6 регламента).
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст.26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 названного Кодекса.
Исходя из положений ст.27.10 КоАП РФ, изъятие осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых, о чем составляется протокол с соблюдением требований данной статьи.
По смыслу указанных правовых норм предусмотренный ими порядок отбора проб и его процессуальное оформление подлежат соблюдению при осуществлении возбужденного производства по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем отбор проб 26.04.2016 выполнялся должностным лицом в рамках проведения плановой проверки на основании плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год в соответствии с Административным регламентом в котором не содержится требований о порядке отбора проб и его процессуального оформления. Производство по делу об административном правонарушении было возбуждено позднее 05.05.2016 с момента составления протокола об административном правонарушении и основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили нарушения ГБУК г. Москвы "Дворец культуры "Капотня" требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные в ходе проведения вышеуказанной проверки.
Исследование проб осуществлено ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве". Достоверность сведений, содержащихся в протоколе отбора образцов водопроводной воды сомнений не вызывает, оснований не использовать данный протокол в качестве доказательств по делу не имеется (л.д. 77). Оценка протокола произведена по правилам ст.26.11 КоАП РФ в совокупности с иными материалами дела.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом и судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалоб и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Учреждению в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 6.5 КоАП РФ.
Судья Московского городского суда, рассмотрев жалобу на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения ГБУК г. Москвы "Дворец культуры "Капотня" не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N31-01100 заместителя главного государственного санитарного врача по ЮВАО г. Москвы от 04 июля 2016 года, решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 07 октября 2016 года и решение судьи Московского районного суда от 28 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Дворец культуры "Капотня" оставить без изменения, жалобу защитника Ларченко А.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.