Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ОАО "РЖД" Скубак В.М. на постановление старшего государственного инспектора по Центральному федеральному округу Росприроднадзора N *** , вынесенное в отношение ОАО "РЖД" по ст.8.5 КоАП РФ и решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 31.10.2017, которым указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ОАО "РЖД" Захарова О.Н. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора по Центральному федеральному округу Росприроднадзора от 05.06.2017 ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 31.10.2017 названное выше постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник ОАО "РЖД" Скубак В.М. обратился в Московский городской суд с жалобой, просит отменить обжалуемые административные акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ОАО "РЖД" состава вмененного правонарушения, в обоснование жалобы указывает на неправильное определение должностным лицом и судом обстоятельств дела.
Законный представитель ОАО "РЖД" надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил защитника Родину А.В, которая доводы жалобы поддержала.
Прокурор Шараментов В.В. в суде возражал против доводов жалобы, в заключении указал на законность и обоснованность обжалуемых административных актов.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Родиной А.В, заключение прокурора Шараментова В.В, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи не нахожу.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ, административным правонарушением признается с окрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Из материалов дела следует, что прокурором отдела Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, на основании задания Генеральной прокуратуры и решения о проведении проверки N 5, проведена проверка природоохранного законодательства в Административно-хозяйственном управлении ( далее АХУ) филиала ОАО "РЖД", в ходе которой установлено, что АХУ филиала ОАО "РДЖ", являясь балансодержателем зданий, строений, сооружений ОАО "РДЖ", расположенных по адресам: Москва, *** осуществляет эксплуатацию указанных зданий, в результате чего образуются отходы производства и потребления I- V классов опасности. К ведению АХУ филиала ОАО "РДЖ" относится деятельность по содержанию, уборке, сбору отходов различных классов опасности.
В ходе проверки установлено, что представленные АХУ филиала ОАО "РЖД" данные учета отходов не соответствуют требованиям ведения Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721. Учет отходов полученных от арендаторов, расположенных на вверенных АХУ филиала ОАО "РЖД" площадках, не ведется, отсутствуют таблицы полученных от арендаторов отходов. Отчет по форме N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" в Департамент Росприроднадзора по ЦФО АХУ филиала ОАО "РЖД" в установленные сроки не предоставляются, что является нарушением ст.ст. 22, 24 ФЗ N 7 "Об охране окружающей среды", ст. 19 Федерального Закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Действия ОАО "РЖД" квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ОАО "РЖД" подтверждаются следующими доказательствами: постановлением от 28.04.2017 заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношение ОАО "РЖД"; справкой по результатам проверки соблюдения природоохранного законодательства в ОАО "РЖД" от ***; паспортами отходов I - IV классов опасности; актами с выполненных работах (оказанных услугах) по сбору и транспортировке не сортируемых твердых, коммунальных отходов, образующихся в офисных помещениях ОАО "РЖД"; копиями свидетельства о праве собственности, выписки из единого государственного кадастра недвижимости в отношении имущества ОАО "РЖД"; решением прокурора о проведении проверки N ***.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ОАО "РЖД" в его совершении.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается, в том числе, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок представления статистической отчетности, предусмотренной ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установлен Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления".
Срок предоставления сведений федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления для юридических лиц определен до 01 февраля после отчетного периода.
Вместе с тем, ОАО "РЖД" в нарушение требований закона не направило в Росприроднадзор до 01.02.2017 отчет по форме 2-ТП (отход), что послужило основанием для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности п о ст. 8.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, о том, что ОАО "РЖД" не является субъектом правонарушения, поскольку не ведет деятельности в области обращения с отходами, проверен судьей районного суда и обоснованно признан несостоятельным. Оснований не согласиться с этим выводом у суда второй инстанции не имеется.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
Из материалов дела следует, что в результате деятельности ОАО "РЖД" образуются отходы 1-4 класса опасности (отходы от ртутьсодержащих ламп, отходы от уборки помещения, отходы от уборки территорий, пищевые отходы).
Административно-хозяйственное управление филиала ОАО "РЖД" являясь балансодержателем зданий, строений, сооружений ОАО "РДЖ", осуществляет эксплуатацию зданий ОАО "РЖД", в том числе накопление отходов.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что ОАО "РЖД" как юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области обращения с отходами в соответствии со ст.19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", обязано вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, а также представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
К указанному выводу районный суд пришел на основании изучения представленных ОАО "РЖД" документов, в т.ч. доказательств, которые оценены судом районного суда, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что дело об административном правонарушении возбуждено прокурором в нарушение действующего законодательства, поскольку прокурором был неправомерно расширен предмет проверки, без принятия по данному вопросу мотивированного решения, не обоснован.
Согласно решению о проведении проверки N 5 от 12.04.2017, предметом проверки является соблюдение ОАО "РЖД" природоохранного законодательства в области безопасности обращения с отходами 1,2 класса опасности.
Выявленные в ходе проверки нарушения входят в предмет проверки, в силу чего считать, что прокурором произвольно расширен предмет проверки, оснований не имеется.
Утверждения защиты о том, что АХУ филиала ОАО "РДЖ" не является организацией, осуществляющей деятельность по сбору отходов, не влияют на выводы должностного лица и суда первой инстанции о наличии вины юридического лица в совершении вмененного правонарушения.
В ыполняя обязанности по накоплению отходов в местах отведенных для этих целей, АХУ филиала ОАО "РДЖ" осуществляет деятельность по обращению с отходами, в том правовом смысле, который придает этому понятию Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что ОАО "РДЖ" как юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области обращения с отходами в соответствии со ст.19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", обязано вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, а также представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Довод жалобы о том, что ОАО "РДЖ" необоснованно вменено нарушение требований Приказа Минприроды России от ***, поскольку данные учета отходов не соответствуют требованиям ведения Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от ***, проверен но не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Утверждения защиты о том, что АХУ филиала ОАО "РДЖ" не принимает отходы, переданные от арендаторов не нашли своего подтверждения, напротив в суде защитник Родина А.В. не отрицала того факта, что накопление арендаторами образующихся отходов осуществляется на площадках ОАО "РЖД".
Иные доводы жалобы, не влекут за собой отмену или изменение обжалуемых актов. Анализ представленных заявителем документов позволяет сделать ввод о том, что их содержание не опровергает выводов должностного лица и суда о том, что ОАО "РЖД" осуществляет деятельность в области обращения с отходами и обязано исполнять требования ст.19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Эти доводы, по мнению суда, основаны на неверном толковании закона и направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете.
Процедура привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности не нарушена. Данных о нарушении проверяющим органом прав должностного лица юридического лица в ходе производства по административному делу не получено.
Административное наказание назначено ОАО "РЖД" в пределах санкции ст.8.5 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора по Центральному федеральному округу Росприроднадзора N ***, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 31.10.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу защитника Скубак В.М. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.