Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Думы Приморского края
от 25 февраля 1999 г. N 345
Порядок
предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных
полезных ископаемых на территории Приморского края
1. Общие положения
1.1. Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Приморского края (далее - Порядок) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
1.2.Настоящий Порядок устанавливает единый порядок предоставления недр для разработки общераспространенных полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, включая систему конкурсного отбора претендентов на получение лицензий, их выдачу, регистрацию и переоформление действующих лицензий, ограничение, приостановление или прекращение их действия.
1.3. Действие Порядка распространяется на все виды хозяйственной деятельности, связанной с разработкой месторождений общераспространенных полезных ископаемых, региональный перечень которых утвержден в установленном порядке.
2. Основные понятия
2.1. Государственная система лицензирования - единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.
2.2. Лицензия на пользование участком недр - документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении оговоренных условий.
2.3. Объект лицензирования - месторождение или участок недр, предоставляемый в пользование и фиксируемый в виде горного отвода -геометризованного блока недр.
2.4. Орган, предоставляющий лицензию, - орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект лицензирования.
2.5. Государственная экспертиза запасов - оценка количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
2.6. Территориальная комиссия по запасам (ТКЗ) - орган, осуществляющий государственную экспертизу запасов полезных ископаемых и их утверждение.
2.7. Недропользование - работы, связанные с проектированием, строительством, подготовкой и разработкой участка недр при соблюдении нормативов и правил.
3. Основания получения права пользования участком недр
3.1. Добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется на основании специальных разрешений (лицензий), полученных в соответствии с настоящим Порядком.
3.2. Право пользования участками недр месторождений для разработки общераспространенных полезных ископаемых может быть приобретено на основании:
решения органа, предоставляющего лицензию, по результатам конкурса или аукциона;
решения органа, предоставляющего лицензию, без выставления объектов недропользования на конкурс - для разработки мелких месторождений и участков недр с запасами песчаного, песчано-гравийного и другого материала до 100 тыс. кубометров, используемого дорожно-строительными и другими организациями для своих нужд, в объеме менее 50 тыс. куб. метров в год;
решения органа, предоставляющего лицензию, о переходе права пользования недрами в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и законами Приморского края.
4.Особенности предоставления недр в пользование и выдачи лицензий
на пользование участками недр
4.1. Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ на глубину до 5 метров добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, без права коммерческой реализации полезных ископаемых или продукции, производимой с использованием добытых полезных ископаемых.
4.2. Если участок недр расположен на территории двух и более муниципальных образований и разработка находящихся в нем запасов полезных ископаемых возможна только по единому проекту, то предоставление в пользование указанного участка недр осуществляется на основании совместного решения органов, предоставляющих лицензию, на территориях которых расположен этот участок недр. В решении определяется одно из муниципальных образований, на которое возлагается организационное обеспечение государственной системы лицензирования.
4.3. Лицензия на пользование общим участком недр, другие, входящие в ее состав документы, подписываются главами муниципальных образований, на территориях которых расположен общий участок недр, либо главой одного из муниципальных образований, которому это право делегировали другие муниципальные образования. К лицензии на разработку общего участка недр обязательно прилагается договор о распределении принадлежащей им части платежей за пользование недрами, подписанный главами муниципальных образований, территории которых включает данный участок недр.
4.4. Распределение поступающих в местные бюджеты платежей за добычу общераспространенных полезных ископаемых, связанных с пользованием общего участка недр, расположенного на территории двух и более муниципальных образований, осуществляется на договорной основе, исходя из экономических оценок подлежащих добыче запасов полезных ископаемых на территории каждого муниципального образования или фактически добытых объемов минерального сырья.
4.5. Лицензия на добычу общераспространенных полезных ископаемых дает право владельцу лицензии в границах горного отвода за счет собственных средств производить разведку разрабатываемого участка недр, а также переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии. Проведение геологоразведочных работ должно быть зарегистрировано в Приморском территориальном геологическом фонде недр.
5. Владельцы лицензий на пользовани участками недр
5.1. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством Российской Федерации и законами Приморского края они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами. Допускается предоставление нескольких лицензий одному субъекту предпринимательской деятельности.
5.2. Право юридических лиц и граждан осуществлять деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых возникает с момента получения соответствующей лицензии, прошедшей государственную регистрацию в Приморском территориальном геологическом фонде недр, и осуществления регистрации предоставленного им горного отвода в Приморском управлении Федерального горного и промышленного надзора России (далее - Госгортехнадзор России) и действует в пределах срока, определенного в лицензии.
5.3. Если деятельность, связанная с пользованием предоставляемого участка недр, требует получения специальных разрешений (лицензий) на осуществление такой деятельности, то недропользователь обязан получить их в соответствующих органах до начала горных работ (срока, оговоренного в лицензии) либо представить договор с юридическим лицом, имеющим право на осуществление такой деятельности. Указанный договор прилагается к лицензии на разработку месторождения и его изменение осуществляется только с согласия органов, предоставивших лицензию на разработку месторождения.
6. Участки недр, предоставляемые в пользование
6.1. Участки недр, предоставляемые в пользование для разработки месторождений, имеют статус горного отвода.
6.2. Лицензия на разработку месторождений выдается на участки недр, геологическая информация по которым прошла государственную экспертизу запасов.
6.3. Допускается выдача лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых на участки недр, по которым не проводилось геологическое изучение или государственная экспертиза запасов полезных ископаемых. В этом случае условием лицензии по данному участку недр определяется срок проведения геологоразведочных работ и государственной экспертизы запасов, который не должен превышать трех лет, и устанавливаются предварительные границы горного отвода.
После утверждения технического проекта разработки месторождения, прошедшего в установленном порядке согласование и государственную экспертизу, недропользователь производит уточнение границ горного отвода в Приморском управлении Госгортехнадзора России.
Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части. Добыча полезных ископаемых может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно после его завершения.
6.4. Уточненные границы горного отвода устанавливаются на участок недр, в пределах которого запасы полезного ископаемого прошли государственную экспертизу, и указываются в условной или местной системе прямоугольных координат, принятых в установленном порядке.
После уточнения границ горного отвода горный отвод регистрируется в Приморском управлении Госгортехнадзора России.
6.5. Границы горного отвода для разработки месторождений определяются контуром поставленных на государственный учет запасов полезных ископаемых с учетом разноса бортов карьера или зон сдвижения горных пород, а при необходимости, по решению специально уполномоченных контролирующих органов, границами безопасного ведения горных и взрывных работ.
Местоположение участка недр, предоставляемого в пользование в пределах горного отвода, изображается на копии топографического плана масштаба 1:500 - 1:5000 и разрезах, дополнительно уточняется списком координат угловых точек горного отвода, определяемых по плану. На разрезах должны быть показаны контуры залежей основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и горного отвода с поверхности и на глубину.
Для участков недр, геологическое изучение по которым не проводилось, к копии топографического плана должна прилагаться выкопировка из карты масштабов 1:25000, 1:50000-с указанием на ней предоставляемых в пользование-участков недр.
На копии топографического плана должны быть изображены: рельеф поверхности и пункты опорной геодезической сети, существующие на территории месторождения здания и сооружения, устья разведочных скважин, границы предоставляемых горного и земельного отводов, в том числе смежных.
6.6. Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов не предоставляются при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья.
6.7. Лицензия, как правило, предоставляется одному юридическому или физическому лицу для разработки всего месторождения. Допускается выдача лицензий на разработку месторождения нескольким недропользователям. В этом случае разработка месторождения должна проводиться по согласованной в установленном порядке единой технологической схеме, исключающей нерациональное использование недр. Координация действий пользователей недр возлагается по решению органов местного самоуправления на одно предприятие- пользователя недр. Указанное условие фиксируется в лицензиях, предоставленных каждому пользователю недр.
6.8. Органы, предоставляющие лицензию на разработку месторождений, имеют право устанавливать предельные размеры участков недр, предоставляемых одному недропользователю.
7. Предоставление земельных участков для разработки месторождений
7.1. Решение вопросов о предоставлении лицензий для разработки месторождений осуществляется при наличии документально оформленного предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод в пределах выделенной ими территории земельного участка или участков для целей недропользования.
При предоставлении недр в пользование на конкурсной основе получение предварительного согласия на соответствующий земельный участок возлагается на органы, предоставляющие лицензию.
7.2. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется по мере надобности в земельных участках в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.
7.3. Предоставление земельных участков для пользования недрами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляется государственным актом на право пользования землей.
8. Ограничение пользования недрами
8.1. Пользование отдельными участками недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.
8.2. Пользование недрами на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
8.3. Пользование недрами на особо охраняемой территории производится в соответствии с положением об этой территории.
9. Содержание лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых
9.1. Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
данные о пользователе недр (наименование, местонахождение, юридический адрес), получившем лицензию, а также основание предоставления лицензии;
данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
указание пространственных границ предоставляемого в пользование участка недр (горного отвода) в плане и по глубине;
указание границ земельного участка, предоставленного для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
сроки действия лицензии и начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
ставки платежей и условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании участками недр;
уровень добычи минерального сырья;
количество запасов полезных ископаемых, передаваемых на баланс предприятия;
соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, технологии производства и безопасного ведения работ;
порядок и сроки подготовки проектов ликвидации и консервации горных выработок (карьера) и рекультивации земель;
порядок определения объемов добытой горной массы;
условия продления срока действия лицензии.
9.2. Лицензия на разработку месторождений может дополняться условиями, не противоречащими действующему законодательству.
9.З. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
10. Сроки действия лицензий и начало работ
10.1. Сроки пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых определяются исходя из установленного уровня добычи и количества запасов полезного ископаемого, передаваемых пользователю недр.
10.2. Лицензии для добычи общераспространенных полезных ископаемых предоставляются на срок до 20 лет.
10.3. При проектном сроке отработки месторождения более 20 лет по инициативе владельца лицензии срок действия лицензии может быть продлен органами, предоставившими лицензию, на срок, обеспечивающий отработку запасов полезных ископаемых в соответствии с проектом, но не более чем на 20 лет. В лицензии может быть оговорено право пользователя недр на продление срока действия лицензии до полной отработки месторождения при соблюдении им условий пользования недрами, зафиксированных в лицензии.
10.4. Лицензия на пользование участком недр считается вступившей в силу со дня ее государственной регистрации в Приморском территориальном государственном геологическом фонде недр и регистрации горного отвода в Приморском управлении Госгортехнадзора России.
10.5. Владелец лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых обязан в течение одного года с даты вступления лицензии в силу начать работы по добыче или строительству горнодобывающего предприятия с уведомлением об этом органов, предоставивших лицензию, и местный орган Госгортехнадзора России, и в течение пяти лет выйти на проектный режим с уровнем добычи, указанным в лицензии.
10.6. Отсрочка выполнения требований пункта 10.5 настоящего Порядка может быть предоставлена решением органов, выдавших лицензию, по письменному заявлению владельца лицензии с приложением необходимых обоснований, направленных не позднее 90 дней до окончания срока, указанного в пункте 10.5 настоящего Порядка.
11. Подготовка объектов к лицензированию
11.1. Органы местного самоуправления муниципальных образований на договорной основе получают геологическую информацию об участках недр в комитете природных ресурсов по Приморскому краю, ведут учет имеющихся и вновь выявленных на их территории месторождений и в соответствии с поступающими заявками на разработку месторождений, конъюнктурой минерального сырья подготавливают перечень объектов лицензирования на определенный срок.
11.2. Подготовленный перечень объектов лицензирования согласовывается с комитетом природных ресурсов по Приморскому краю, городскими, районными, межрайонными природоохранными органами Государственного комитета по охране окружающей среды Приморского края, территориальными подразделениями комитета по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края в части предоставления земельных участков.
Согласование осуществляется в течение 30 дней со дня поступления документов в согласующий орган.
11.3. Объекты лицензирования, не прошедшие согласование, в перечень не включаются до устранения разногласий.
11.4. Объекты лицензирования, включенные в утвержденные перечни, выносятся на конкурсы (аукционы).
12. Виды конкурсов
12.1. По решению органов местного самоуправления муниципальных образований могут быть объявлены конкурсы (аукционы) открытые или закрытые по составу участников.
12.2. В случае, когда основными условиями предоставления недр в пользование являются размеры разовых и регулярных платежей за пользование недрами, а все другие условия должны удовлетворять заранее оговоренным минимально необходимым требованиям, обеспечивающим рациональное и безопасное пользование недрами, проводится аукцион.
12.3. Закрытый конкурс (аукцион) может проводиться для определенных категорий недропользователей, в том числе:
юридических лиц и граждан Российской Федерации с участием или без участия иностранного капитала;
государственных (унитарных) предприятий Российской Федерации или зависимых от государства хозяйственных обществ;
предприятий малого бизнеса.
13. Подготовка условий конкурса (аукциона)
13.1. Органы местного самоуправления муниципальных образований по объектам, выставляемым на конкурс или аукцион, запрашивают в комитете природных ресурсов по Приморскому краю полный пакет геологической информации, который предоставляется им на договорной основе.
13.2. Условия конкурса или аукциона разрабатываются до начала их проведения и после официального опубликования изменению не подлежат.
13.3. Основными условиями конкурсов или аукционов могут являться: сроки геологического изучения и государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, объемы добычи, темпы освоения месторождения со сроками строительства горнодобывающих предприятий и выхода их на требуемую мощность, требования к охране недр и окружающей среды, к безопасным условиям труда, разовые и регулярные платежи за пользование недрами, участие в социально- экономическом развитии территорий, порядок найма рабочей силы и другие.
13.4. Условия конкурса определяются индивидуально по каждому объекту или могут определяться как общие для группы однотипных или взаимосвязанных объектов.
13.5. Подготовка условий конкурсов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположен данный участок недр.
13.6. Условия конкурса согласовываются с комитетом природных ресурсов по Приморскому краю, городскими, районными, межрайонными природоохранными органами Государственного комитета по охране окружающей среды Приморского края и территориальными подразделениями комитета по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края.
13.7. Согласование проводится в течение 30 дней со дня поступления материалов на согласование. Если условия конкурса (аукциона) были изменены после их согласования, то они подлежат повторному согласованию в течение 15 дней.
13.8. Сроки проведения и условия конкурсов по участкам недр утверждаются решением органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находятся данные объекты.
13.9. Информация о выносимых на конкурс (аукцион) объектах публикуется в краевом или местном органе печати не позднее чем за 1 месяц до даты окончания приема заявок.
13.10. Извещения в печати должны содержать данные: о местоположении и наименовании месторождения или участка недр, который решено предоставить в пользование; видах полезных ископаемых и их запасах, других существенных условиях; времени и месте, где можно ознакомиться с материалами по проводимому конкурсу и приобрести пакет геологической информации; времени и месте проведения конкурса, в том числе адрес приема заявок, даты и часы окончания их подачи. В извещении указываются стартовые размеры платежей за пользование недрами, стоимость пакета геологической информации, размеры сбора за участие в конкурсе и сбора за выдачу лицензии.
14. Заявка на участие в конкурсе (аукционе)
14.1. Соискатель лицензии должен в установленный срок подать в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится выставляемый на конкурс (аукцион) участок недр, заявку установленного образца (приложение 1), которая должна содержать:
наименование участка (участков) недр копии регистрационных и учредительных документов предприятия, его устав, данные о месте его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами;
данные о руководителях или владельцах предприятия-заявителя и лицах, которые представляют это предприятие при получении лицензии;
данные о финансовых возможностях предприятия-заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намеченным пользованием недрами;
данные о технических и технологических возможностях предприятия-заявителя по выполнению основных видов деятельности и получению продукции, указанных в условиях конкурса, а также о специализированных предприятиях, привлекаемых им в качестве подрядчиков для выполнения части работ, в том числе копии лицензий на право ведения лицензируемых видов деятельности;
информацию о предыдущей деятельности предприятия-заявителя за последние 5 лет и достигнутых результатах; предложения предприятия-заявителя по условиям пользования недрами.
14.2.Заявка считается поданной после оплаты претендентом сбора за участие в конкурсе (аукционе) и регистрации ее поступления до истечения объявленного срока приема заявок.
14.3.Заявки, поданные на участие в конкурсе (аукционе), проходят в органах местного самоуправления экспертизу с целью проверки финансовой состоятельности и технической компетентности предприятия-заявителя, а также соблюдения антимонопольных требований.
14.4. О принятии заявки или мотивированном ее отклонении претендент извещается не позднее 30 дней со дня ее поступления. В случае отказа в приеме заявки сбор за участие в конкурсе не возвращается.
15. Отклонение заявки и отказ к допуску на участие в конкурсе (аукционе)
15.1. Отклонение заявки и отказ к допуску на участие в конкурсе (аукционе) может последовать в следующих случаях:
заявка подана после установленной даты и времени окончания приема заявок;
заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
заявитель представил о себе неверные сведения, в том числе о наименовании, организационно-правовой форме юридического лица (заявителя), государственной регистрации, банковских реквизитах, юридическом и используемых адресах, руководителях, численности персонала, объектах и выполненных или выполняемых на них объемах работ; заявитель не представил доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными кадрами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для ведения основных видов деятельности и получения продукции, согласно условиям конкурса, а также обладает или будет обладать всеми необходимыми средствами для ведения других видов деятельности, предусмотренных при пользовании участком недр;
предоставления лицензии заявителю с нарушением антимонопольных требований.
15.2. При установлении фактов, свидетельствующих о том, что заявитель представил о себе неверные сведения, этот заявитель может быть исключен из числа участников конкурса (аукциона) в процессе проведения конкурса или аукциона.
16. Формирование и работа конкурсных (аукционных) комиссий
16.1. Формирование конкурсной (аукционной) комиссии, определение ее полномочий в соответствии с настоящим Порядком, утверждение ее персонального состава, назначение ее председателя и заместителя председателя осуществляется решением органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен участок недр.
16.2. Председателем и заместителем председателя конкурсной (аукционной) комиссии назначаются представители органа местного самоуправления муниципального образования.
16.3. В состав конкурсных комиссий включаются представители органов местного самоуправления края, природоохранных органов (городских, районных, межрайонных), комитета природных ресурсов по Приморскому краю, геологической организации, разведывавшей месторождение, а также специалисты по отдельным проблемам пользования недрами. Органы, делегировавшие своих полномочных представителей в состав конкурсной комиссии, имеют право их замены.
16.4. Для экспертизы материалов, представленных на конкурс (аукцион) органами, предоставляющими лицензию, могут привлекаться высококвалифицированные специалисты необходимого профиля, а также специализированные научные и проектные организации.
16.5. В состав конкурсных (аукционных) комиссий не могут входить представители юридических лиц, претендующих на пользование выносимых на конкурс (аукцион) участков недр, и близкие родственники их должностных лиц, равно как и граждане, претендующие на пользование выносимых на конкурс участков недр, их представители и близкие родственники.
16.6. Конкурсная (аукционная) комиссия формируется, как правило, для проведения каждого конкурса (аукциона) либо на определенный срок. Она прекращает свою деятельность после выдачи лицензии или по истечении установленного срока.
16.7. Органы, предоставляющие лицензии, обеспечивают деятельность конкурсных (аукционных) комиссий за счет средств, получаемых от взимания сборов на проведение конкурсов, и иных источников.
16.8. Работа конкурсных (аукционных) комиссий проводится на их заседаниях, руководство которыми осуществляет председатель комиссии или его заместитель.
16.9. Заседания комиссий проводятся при явке более половины ее членов от списочного состава. Итоги каждого заседания оформляются протоколом, подписываемым председателем или его заместителем.
16.10. Итоговый протокол деятельности комиссии, в котором фиксируются результаты проведенного конкурса (аукциона), подписывается всеми членами комиссии, согласными с принятым решением. Решения считаются принятыми, если они подписаны большинством членов комиссии (пятьдесят процентов плюс одна подпись) от списочного состава комиссии.
Члены комиссии, не согласные с принятым решением, письменно мотивируют свою позицию, которая является неотъемлемой составной частью подписанного протокола.
17. Механизм проведения конкурсов (аукционов) и порядок принятия решений
17.1. Победителем конкурса признается заявитель, технико-экономическое обоснование которого отвечает всем объявленным условиям конкурса и обеспечивает наилучшие экономические показатели и технические решения.
17.2. Если условиям объявленного конкурса отвечают материалы, представленные двумя или более претендентами на пользование недрами, то победитель может выявляться по дополнительным условиям конкурса. Одним из дополнительных условий может быть проведение аукциона среди претендентов, материалы которых признаны отвечающими условиям конкурса.
17.3. В случае, если на конкурс подана только одна заявка, лицензия на пользование участком недр может быть предоставлена этому заявителю при соответствии подготовленного им технико-экономического обоснования пользования участком недр условиям объявленного конкурса.
17.4. Победителем аукциона признается претендент, материалы которого отвечают условиям рационального и безопасного для людей и окружающей природной среды пользования участком недр, предложивший наибольшую сумму разового и регулярных платежей за пользование предоставляемым участком недр.
При одном претенденте аукцион не проводится.
17.5. Окончательное решение о победителе конкурса принимается органами, предоставляющими лицензию на пользование участком недр.
17.6. Условия конкурса (аукциона) подлежат включению в лицензию в качестве заранее оговоренных условий недропользования.
18. Признание конкурса (аукциона) несостоявшимся и отмена его итогов
18.1. Конкурс считается несостоявшимся, если материалы ни одного из претендентов не отвечают выдвинутым условиям. Затраты, понесенные участниками конкурса, не возмещаются.
18.2. Органы местного самоуправления могут признать конкурс (аукцион) несостоявшимся в случаях, если он проведен с нарушением установленных настоящим Порядком требований и условий, которые привели к необоснованным выводам конкурсной (аукционной) комиссии и принятия на этом основании ошибочного решения.
18.3. Конкурс и аукцион могут быть признаны судом недействительными в случае выявления нарушений законодательства и условий конкурса, повлиявших на их итоги, по заявлению его участников (участника).
19. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий
19.1. С участников конкурса (аукциона) на получение предоставляемого участка недр взимаются сборы. Сумма сборов определяется, исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), расходов, в том числе на публикацию объявления, деятельность конкурсных (аукционных) комиссий, включая оплату труда ее членов и привлекаемых экспертов, использование материалов, аренду необходимых помещений и оборудования. Сборы взимаются при подаче заявок на участие в конкурсе (аукционе).
С победителей конкурса (аукциона), а также с владельцев лицензий при их переоформлении взимается сбор в размере прямых затрат на подготовку и оформление выдаваемой ему лицензии на пользование предоставляемым участком недр. Сбор взимается при выдаче лицензии.
19.2. С пользователя недр, получившего лицензию в бесконкурсном порядке, взимается сбор в размере прямых затрат на предварительное определение основных условий пользования недрами, экспертизу предлагаемых вариантов, подготовку, оформление лицензии. Сбор взимается при выдаче лицензии.
19.3. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии направляется в бюджет муниципального образования, на территории которого находится предоставленный в пользование участок недр.
20. Предоставление лицензий без проведения конкурса
20.1. Лицензия на добычу общераспространенных полезных ископаемых может быть предоставлена без проведения конкурса по основаниям, приведенным в подпункте 2 пункта 3.2 настоящего Порядка.
20.2. Для получения лицензии на пользование недрами без конкурса соискатель лицензии подает заявку в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен запрашиваемый участок недр, в соответствии с требованиями раздела 14 настоящего Порядка.
20.3. Органы, предоставляющие лицензию, в течение 30 дней проводят экспертизу возможности его предоставления без конкурса и сообщают заявителю о существующем положении дел и в случае положительного решения, сообщают соискателю условия пользования запрашиваемым участком недр.
20.4. Условия пользования участком недр, предоставляемым в пользование в бесконкурсном порядке, разрабатываются и согласовываются в соответствии с требованиями пункта 11.2 настоящего Порядка.
20.5. После получения положительных заключений от всех органов, согласование с которыми является обязательным, и уплаты соискателем лицензии взноса за предоставление и выдачу лицензии органы местного самоуправления в течение 30 дней принимают решение о предоставлении лицензии.
21. Порядок подготовки, выдачи, регистрации и государственного учета лицензий
21.1. Подготовка лицензий на разработку месторождений (участков недр), их выдача осуществляется органами, предоставляющими лицензии, в течение 15 дней после принятия решения о предоставлении лицензии.
21.2. Предоставление недр в пользование оформляется составлением в трех экземплярах:
бланков лицензии установленного образца (приложение 2), порядок заполнения которых прилагается (приложение 3);
копий топографического плана с изображением горного отвода, содержащие сведения согласно приложению 4;
21.3. Условия пользования недрами указываются в лицензии или определяются дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой частью лицензии.
21.4. Лицензии на разработку месторождений и лицензионные материалы, являющиеся неотъемлемой частью лицензии, подписываются главой муниципального образования и владельцем лицензии.
21.5. Лицензии на разработку месторождений, выданные органами местного самоуправления, проходят государственную регистрацию в Приморском территориальном государственном геологическом фонде недр, в процессе которой проверяется полнота и правильность заполнения лицензионных документов. При выявлении нарушений регистрация не производится, о чем незамедлительно информируются органы, выдавшие лицензию, и соискатель лицензии. Пользователь недр имеет право получить лицензию со дня ее государственной регистрации.
21.6. После государственной регистрации один экземпляр лицензии на разработку месторождения и прилагаемые к ней материалы передаются владельцу лицензии, второй в органы местного самоуправления, третий - в Приморский территориальный государственный геологический фонд недр.
21.7. Порядок регистрации лицензий на разработку месторождений (участков недр) и их государственный учет устанавливаются федеральным органом управления государственным фондом недр.
22. Переход права пользования недрами и переоформление действующей лицензии
22.1. Переход права пользования недрами осуществляется в следующих случаях:
при изменении организационно-правовой формы предприятия-пользователя недр;
при реорганизации предприятия-пользователя недр путем присоединения другого предприятия либо слияния с другим предприятием, если прежнему пользователю недр принадлежит на правах собственности не менее половины уставного фонда вновь создаваемого предприятия;
при реорганизации предприятия-пользователя недр путем разделения либо выделения из него другого предприятия, когда вновь созданное предприятие продолжает деятельность в соответствии с лицензией на участке прежнего пользователя.
22.2. При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению. Переоформление лицензии обязательно также при изменении названия предприятия-пользователя недр. При этом содержание лицензии пересмотру не подлежит.
22.3. Переоформление лицензии осуществляется органами, предоставившими лицензию, по заявлениям прежнего владельца лицензии и претендента на ее получение. Переоформление лицензии осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Порядка к оформлению и регистрации лицензии на пользование недрами при ее выдаче.
22.4. Отказ в переоформлении лицензии может быть обжалован пользователем недр в судебном порядке.
23. Изменение условий лицензии
23.1. Изменение условий лицензии допускается при согласии органов, выдавших лицензию, и владельца лицензии по заявлению одной из сторон.
23.2. При выявлении неизвестных на момент предоставления лицензии данных о новых видах полезных" ископаемых или попутных, ценных компонентах, органы, предоставившие лицензию, вправе обязать недропользователя провести государственную экспертизу геологических материалов и дополнить условия лицензии.
23.3. Решение о внесении изменений и дополнений в лицензию принимается органами, предоставляющими лицензию.
24. Прекращение, приостановление или ограничение права
пользования недрами и действия лицензии
24.1. В зависимости от причин и вызванных ими последствий право пользования недрами и действие лицензий может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено решением органа местного самоуправления непосредственно или по представлению органов геологического, экологического, земельного контроля, государственного горного надзора в следующих случаях:
возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
возникновения чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, военных действий и других);
нарушения пользователем недр существенных условий, определенных в лицензии, в том числе, если владелец лицензии не приступил к пользованию недрами в соответствии с установленными сроками и требованиями;
систематического нарушения пользователем недр правил пользования недрами и их охраны, а также охраны и мониторинга окружающей природной среды, установленных действующим законодательством, стандартами (правилами, нормами), включая правила консервации предприятий;
прекращения прав осуществлять виды деятельности, проводимые при пользовании участком недр и подлежащие лицензированию как опасные или специальные;
ликвидации предприятия как юридического лица или прекращения гражданских прав физического лица, которым была предоставлена лицензия.
24.2. Право на пользование недрами и действие лицензии на пользование недрами может быть также прекращено:
по истечении установленного в лицензии срока ее действия или полной отработки запасов полезных ископаемых;
при отказе владельца лицензии от прав на пользование недрами;
при возникновении зафиксированного в лицензии решающего условия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного права на пользования недрами;
в случае длительного периода консервации горнодобывающего предприятия или нарушения условий этой консервации, приводящего к порче месторождения полезного ископаемого.
24.3. Если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права на пользование недрами по вине владельца лицензии, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме без изменения общего срока действия лицензии.
24.4. В случае, если объективные обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права на пользование недрами без вины владельца лицензии, устранены, то это право может быть восстановлено в полном объеме с продлением срока действия лицензии на соответствующий период прекращения или эквивалентный период ограничения пользования недрами.
24.5. Решение о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, принятое в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 24.1 настоящего Порядка, должно быть доведено до сведения недропользователя немедленно, а в остальных случаях - в течение 15 дней с момента принятия соответствующего решения.
24.6. Для исполнения решения о прекращении права пользования недрами в течение месяца с момента его принятия должна быть создана специальная комиссия, состоящая из представителей органов, предоставивших лицензию, государственного горного надзора с участием владельца лицензии.
24.7. Решение о прекращении права пользования недрами должно содержать:
основание, по которому прекращено право пользования недрами и аннулирована лицензия;
перечень вопросов, которые необходимо решить в связи с прекращением права пользования недрами и аннулированием лицензии, в том числе по консервации горных выработок, порядок и сроки их решения;
состав ликвидационной комиссии с указанием обязанностей и полномочий членов комиссии.
24.8. Решение о прекращении права пользования недрами и действия лицензии на пользование недрами в течение 30 дней с момента его принятия должно быть доведено до комитета природных ресурсов по Приморскому краю, Приморского управления Госгортехнадзора России и администрации Приморского края.
24.9. Участок недр, по которому прекращено право пользования недрами и действие лицензии, переходит в нераспределенный фонд недр с последующим предоставлением его в пользование новому владельцу в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком.
24.10. Решение о приостановлении или ограничении права пользования недрами и действия лицензии на пользование недрами должно содержать:
основание, по которому приостановлено или ограничено право пользования и действие лицензии;
срок, на который право пользования недрами и действие лицензии ограничено или приостановлено, а также условия, при которых они могут быть восстановлены;
перечень вопросов, подлежащих решению с целью восстановления права пользования недрами и действия лицензии.
25. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами и действия
лицензии при нарушении условия пользования недрами
Если владелец лицензии систематически нарушает условия пользования недрами, в том числе не приступил в установленные сроки к пользованию недрами в предусмотренных объемах, зафиксированных в лицензии, то ему направляется уведомление о возможном аннулировании лицензии. Если владельцем лицензии в течение трех месяцев со дня получения уведомления не устранены нарушения условий лицензии, органами, выдавшими лицензию, принимается решение о прекращении действия лицензии на пользование недрами.
26. Порядок прекращения права пользования недрами
и действия лицензии при потере владельцем лицензии прав юридического
лица или гражданский прав
При ликвидации юридического лица - владельца лицензии или потере гражданских прав физического лица-владельца лицензии ликвидационная комиссия обязана решить вопросы о порядке и сроках ликвидации или консервации горных выработок, связанных с пользованием недрами. В случае ликвидации юридического лица -владельца лицензии участок недр переходит в управление органов, предоставивших лицензию, которые до решения вопроса о новом владельце лицензии могут назначить временного оператора с обязанностями обеспечения непрерывности жизненно важных поставок сырья и рационального пользования недрами.
27. Порядок досрочного прекращения права пользования
недрами и действия лицензии по инициативе ее владельца
27.1. Досрочное прекращение права пользования недрами по инициативе владельца лицензии может осуществляться не позднее чем через 6 месяцев со дня письменного уведомления им органов, предоставляющих лицензию, с указанием аргументированных причин отказа от пользования недрами. В течение этого периода органами государственного геологического контроля и органами, предоставившими лицензию, осуществляется ревизия геологических материалов, проверка выполнения владельцем лицензии взятых обязательств, состояния работ на объекте, определяется порядок консервации или ликвидации горных выработок, а также связанные с этим затраты владельца лицензии.
27.2. Владелец лицензии на пользование недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии, на случай досрочного отказа от прав. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке.
28. Обжалование решений о прекращении, приостановлении
или ограничении права пользования недрами и действия лицензий
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами и действия лицензии это решение может быть обжаловано им в судебном порядке.
29. Условия признания права пользования недрами и лицензий недействительными
29.1. Право пользования недрами и лицензия на пользование недрами по решению суда могут быть признаны недействительными. Признание лицензии недействительной означает, что она не порождает правовых последствий с момента регистрации.
29.2. Право пользования недрами и лицензия признаются недействительными в случаях, когда:
право пользования недрами предоставлено по основаниям, не предусмотренным настоящим Порядком;
нарушена установленная данным Порядком и лицензией процедура предоставления права пользования недрами, приведшая к необоснованному решению о предоставлении лицензии;
нарушены требования антимонопольного законодательства;
лицо, получившее лицензию, предоставило о себе неверные сведения в заявке на получение прав пользования недрами.
29.3. При признании права пользования недрами и лицензии недействительной владелец лицензии лишается " прав пользования недрами, лицензия аннулируется, а участок недр поступает в нераспределенный фонд недр.
30. Контроль за соблюдением условий лицензии
30.1. Контроль за соблюдением условий лицензии осуществляется органами местного самоуправления, на территории которых находится данный участок недр, органами государственного геологического контроля, органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными земельными и иными контрольными органами, действующими в пределах их компетенции в соответствии с утверждаемыми в установленном порядке положениями об этих органах.
30.2. Владелец лицензии обязан представить органам, осуществляющим проверку, необходимую документацию, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию контрольных органов, и обеспечить условия проведения проверки.
30.3. Органы, осуществляющие проверку, в письменной форме уведомляют владельца лицензии и органы, предоставившие лицензию, о результатах проверки, выявленных нарушениях владельцем лицензии условий лицензии, в том числе в отношении внесения обязательных платежей, связанных с пользованием недрами, соблюдения действующих стандартов (норм, правил), а при необходимости приостанавливают работы или вносят предложения об аннулировании лицензий на пользование недрами.
31. Система платежей при добыче общераспространенных полезных ископаемых
31.1. Пользование недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых является платным, за исключением случаев, предусмотренных статьей 40 Закона Российской Федерации "О недрах", а также пунктом 31.8 настоящего Порядка.
31.2. Платежи за пользование недрами производят все предприятия, организации и объединения, иные юридические лица независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, а также физические лица (в том числе иностранные), осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории Приморского края.
Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или акваторию и участок дна территориального моря, а также плату за геологическую информацию о недрах. Пользователи недр могут получать скидку, с платежей за истощение недр в соответствии с пунктом 31.8 настоящего Порядка.
31.3. Взимание с пользователей недр иных платежей, не предусмотренных законодательством и настоящим Порядком, не допускается.
31.4. От платежей за пользование недрами освобождаются собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие без применения взрывных работ на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке добычу общераспространенных полезных ископаемых непосредственно для своих нужд, без коммерческой реализации добытого полезного ископаемого.
31.5. Платежи за пользование недрами взимаются в формах разового, а также последующих регулярных платежей с начала добычи в течение всего срока действия лицензии.
Стартовые размеры разовых платежей за пользование недрами определяются органами местного самоуправления. При этом их величина не должна быть менее 10 процентов величины регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. Окончательная сумма разового платежа определяется по результатам конкурса.
От разовых платежей освобождаются действующие предприятия, получившие право пользования недрами в порядке переоформления действующих лицензий.
31.6. Размеры регулярных платежей за добычу общераспространенных полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горнотехнических и экономических условий освоения и разработки месторождения и степени риска.
Предельный уровень регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1992 г. N 828 "Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна" и составляет 2-4 процента от стоимости добытого минерального сырья.
Конкретные размеры и условия платежей, а также применяемые скидки с платежей устанавливаются по каждому объекта лицензирования в процессе проведения конкурса (аукциона) и фиксируются в лицензии.
31.7. В состав платы за пользование недрами при добыче отдельных видов общераспространенных полезных ископаемых может включаться стоимость кондиционных подземных вод, извлекаемых из недр, а также не извлекаемых из недр, но ухудшающих свое качество при добыче полезного ископаемого.
31.8.Скидка с платежей за пользование недрами может предоставляться:
пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов;
пользователю недр, осуществляющему добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения этим пользователем.
Решение об установлении скидки за истощение недр и ее размерах принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.
31.9. Платежи за пользование недрами включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с Приморским управлением Госгортехнадзора России. При этом платежи за пользование недрами с объемов сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере.
31.10.Платежи за разведку общераспространенных полезных ископаемых в границах горного отвода, представленного пользователю для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются.
31.11. Разовые и регулярные платежи за пользование недрами поступают в бюджеты муниципальных образований, на территориях которых осуществляется пользование недрами.
31.12. Плата за пользование недрами может взиматься в форме:
денежных платежей;
части объема добытого сырья или иной продукции, производимой пользователем недр;
выполнения работ или предоставления услуг;
зачета сумм предстоящих платежей в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставной фонд создаваемого горного предприятия.
Форма внесения платы устанавливается в лицензии на право пользования недрами.
Не допускается требование представления информации, составляющей коммерческую тайну пользователя недр, в счет оплаты за пользование недрами.
31.13. В случаях замены денежных платежей за пользование недрами поставками производимой продукции в лицензии указываются порядок и методы расчета объемов этой продукции, пункты ее доставки и другие необходимые данные.
31.14. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производят пользователи недр, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств.
31.15. Ставка отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при добыче общераспространенных полезных ископаемых установлена Федеральным законом "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", является единой для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья, и составляет 5 процентов от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
31.16. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы не производятся:
собственниками, владельцами земельных участков, осуществляющими в их границах для своих нужд добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;
при добыче некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
пользователями недр, осуществившими за счет собственных средств разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившими все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов общераспространенных полезных ископаемых.
31.17. Решение об освобождении пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы принимается органами, предоставляющими лицензии на разработку месторождений.
31.18. Bce отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, производимые при добыче общераспространенных полезных ископаемых, направляются в краевой бюджет для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии с территориальной программой геологоразведочных работ в Приморском крае.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.