Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волковой Я.Ю., судей Сорокиной С.В., Зоновой А.Е.
при секретаре Маршихиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астапенко Олега Александровича к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилья, возложении обязанности внести сведения об истце в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принять решение о предоставлении жилищной субсидии
по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 26.12.2016.
Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю, объяснения истца, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ответчика Тарасова И.В. (по доверенности от 05.04.2017), считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Астапенко О.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, возложении обязанности по включению в единый государственный реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование иска указал, что проходил военную службу по контракту в войсковой части 68547 в должности заместителя командира группы подготовки и пуска. Приказом от 31.05.2002 уволен с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. 28.08.2002 исключен из списков личного состава части, снят со всех видов обеспечения и направлен на временный воинский учет в Карталинский ОГВК для получения жилья по избранному месту жительства. Как до момента увольнения, так и в настоящее время проживает в служебной квартире, предоставленной в период службы в ЗАТО, является нуждающимся в обеспечении жильем. Выслуга лет на момент исключения из списков личного состава составляла в календарном исчислении 17 лет 27 дней, в льготном исчислении - 20 лет 06 месяцев 07 дней. 06.12.2004 ему Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации был выдан государственный жилищный сертификат - свидетельство о выделении субсидии на приобретение жилья, этот сертификат не был реализован, возвращен, до настоящего момента субсидия на приобретение жилья не получена, жильем не обеспечен. Администрацией ЗАТО Локомотивный городской округ Челябинской области направлено уведомление о предоставлении ему квартиры в г.Йошкар-Оле, которая также не была предоставлена. 22.03.2016 им направлено обращение ответчику о предоставлении сведений о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и постановке на учет для выплаты субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим, на что получен ответ, что он не состоит в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения. Полагая такой отказ незаконным, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями, настаивая на том, что до увольнения со службы состоял на учете, не обеспечен жильем, сохраняет такое право.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 26.12.2016 в удовлетворении иска Астапенко О.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25.04.2017 решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 26.12.2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
Постановлением президиума Свердловского областного суда от 22.11.2017 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25.04.2017 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.
В судебное заседание представитель третьего лица ЗАТО Локомотивного городского округа не явился, извещен надлежащим образом о рассмотрении дела. Принимая во внимание положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, никем не оспаривается, что истец проходил военную службу в звании майора, был уволен досрочно с военной службы приказом от 31.05.2002 в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), исключен из списков личного состава 28.02.2002. На момент исключения из списков личного состава выслуга лет военной службы составила 17 лет 0 месяцев 27 дней в календарном исчислении, 20 лет 6 месяцев 7 дней - в льготном.
Истец с 1994 г. до настоящего времени проживает в... в служебном жилом помещении, состоящем из одной комнаты, площадью... кв.м. по адресу:... Ссылается, что на момент увольнения состоял на учете нуждающихся по месту прохождения службы, не обеспечен жильем или жилищной субсидией, не имеет жилья, безосновательно указан в качестве лиц, не состоящих на учете для обеспечения жильем. В органе местного самоуправления состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 02.12.2005.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 21.05.2002 N 56-ФЗ, действовавшей на дату увольнения истца с военной службы) государство гарантирует предоставление жилых помещений в собственность военнослужащим, обеспеченных служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - при общей продолжительности военной службы 10 лет и более. Действующая в настоящее время редакция этой же статьи (абз. 3 п. 1 ст. 15), равно как и норма п. 14 ст. 15 этого Федерального закона также предусматривают гарантии военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998, увольняемым с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, имеющим общую продолжительность военной службы 10 и более лет, по улучшению их жилищных условий посредством обеспечения их жилыми помещениями либо выделения денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на дату прекращения истцом военной службы в связи с увольнением) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно - строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
В этой же норме закона в действующей в настоящее время редакции предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в действующей редакции) обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, лица, уволенные с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность службы 10 лет и более, не обеспеченные жильем на момент увольнения с военной службы, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту службы, и должны обеспечиваться жильем или жилищной субсидией, причем не за счет средств органов местного самоуправления, а за счет средств федерального бюджета (действующая с 2004 г. статья 100 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
На момент увольнения истца с военной службы порядок учета военнослужащих регламентировался Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации".
В соответствии с п. 26 Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В настоящее время указанные полномочия возложены на ФГКУ "Центррегионжилье", что ответчиком не оспаривается.
Согласно пунктам 27-30 названной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащим должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. В случаях, если на военнослужащих, включенных в указанные списки, отсутствует информация в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на каждого из них дополнительно жилищной комиссией воинской части прилагается карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему.
Документов о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы до увольнения с военной службы (например, решение о постановке на учет), снятии истца с такого учета ни стороной истца, ни стороной ответчика суду не представлено, на запрос судебной коллегии в адрес филиала Центрального архива Центрального военного округа поступил ответ, что документы войсковой части 29452 на хранение в архив не поступали, для предоставления документов КЭЧ необходимо указать наименование КЭЧ, где истец состоял на учете. Стороны не оспаривали, что указанная войсковая часть расформирована и не существует, также не существует и КЭЧ, наименование которой стороны суду не сообщили, ответчик указал, что документы могут быть в том архиве, куда судебная коллегия направляла запрос.
Вместе с тем, после увольнения истца со службы, 06.12.2004 Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации истцу выдавался государственный жилищный сертификат - свидетельство о выделении субсидии на приобретение жилья (копия на л.д. 9). В этом документе указано, что Астапенко О.А. является участником подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты", в соответствии с условиями подпрограммы ему предоставляется из федерального бюджета субсидия в размере 723816 руб. на приобретение жилья на территории г. Москвы (с учетом супруги ( / / )6, дочери ( / / )7). В 2005 г. брак между супругами расторгнут, по объяснениям истца в настоящее время он не проживает вместе с бывшей супругой и дочерью, состав семьи истца - 1 человек (он сам).
Государственные жилищные сертификаты в соответствии с Правилами, выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2004 N 522, могли быть выданы лишь лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Аналогичные выводы следуют и из действующей на 2004 г. подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 N 700. Согласно названной подпрограмме право на получение субсидии имеют, в том числе граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, при том, что формирование списков получателей сертификатов и выдача сертификатов осуществляются по месту учета граждан - участников подпрограммы.
Поскольку государственный жилищный сертификат выдан истцу в 2004 г. (после увольнения с военной службы) Министерством обороны, соответственно, истец состоял на учете нуждающихся в жилье по последнему месту военной службы. В ином случае этим органом сертификат истцу не мог быть выдан в 2004 г.
Факт выдачи истцу государственного жилищного сертификата подтвердил Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в ответе на запрос судебной коллегии. Указано, что по данным Департамента Астапенко О.А. был признан нуждающимся в обеспечении государственным жилищным сертификатом по категории "а", сертификат был выдан 06.12.2004, а 17.02.2005 в Департамент поступили сведения о возврате сертификата, Астапенко О.А. свое право на жилищный сертификат не реализовал.
Представитель ответчика подтвердил в заседании судебной коллегии, что выдача сертификата по категории "а" означает выдачу сертификата именно в связи с прохождением военной службы как нуждающемуся в жилье, имеющему выслугу более 10 лет и уволенного по организационно-штатным мероприятиям.
Судебная коллегия приходит к выводу, что факт выдачи истцу в 2004 г. Министерством обороны Российской Федерации государственного жилищного сертификата на приобретение жилья подтверждает тот факт, что истец состоял на учете как нуждающийся в жилье по последнему месту прохождения службы. Данных о снятии истца с учета суду не представлено, при том, что по данным ответчика на таком учете истец в настоящее время не состоит.
Ссылка стороны ответчика на то, что истец, не обеспеченный жильем в рамках названной подпрограммы, не имеет права состоять на таком учете после увольнения, прямо противоречит норме пункта 13 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (как в редакции на момент увольнения истца с военной службы, так и в редакции, действующей в настоящее время).
Тот факт, что истец с декабря 2005 г. поставлен на учет как нуждающийся в жилье в ЗАТО Локомотивный, не будучи обеспеченным жильем и по другим основаниям (например, как лицо, проживающее на территории закрытого военного городка и подлежащее отселению), исходя из этой же нормы права не свидетельствует об утрате истцом права состоять на учете нуждающихся в жилье по последнему месту службы (при том, что согласия истца на снятие его с учета по месту службы не представлено).
Ссылка стороны ответчика на обязанность органа местного самоуправления по обеспечению истца жильем противоречит как положениям ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", так и нормам Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", на которые указывает в обоснование своей позиции ответчик. При этом правовое значение по нормам этих законов имеет период не увольнения с военной службы (до 01.01.2005), как настаивает ответчик, а период постановки на учет в органе местного самоуправления (до 01.01.2005). В рассматриваемом случае истец поставлен на учет позднее названной даты, а именно - 02.12.2005, что не исключает право истца состоять на учете нуждающихся в жилье по последнему месту службы и быть обеспеченным жильем или субсидией за счет средств федерального бюджета.
Право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащими, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80 и утверждением приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, ссылаясь на вышеприведенные нормы, указал, что право военнослужащих на обеспечение жилым помещением носит заявительный порядок, для его реализации истец обязан был не более, чем за три года до увольнения с военной службы обратиться к командиру войсковой части с рапортом, в котором он ходатайствует перед органами местного самоуправления о включении в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или списки членов жилищно-строительных кооперативов; такое заявление истец до момента своего увольнения не подавал; постановка истца на учет в 2005 году Администрацией ЗАТО Локомотивный городской округ в качестве гражданина (на общих основаниях), подлежащего отселению из закрытого военного городка, указанные обстоятельства не подтверждает.
Указанный вывод суда основан на неверном толковании положений пункта 13 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на дату прекращения истцом военной службы в связи с увольнением), поскольку данной нормой не запрещено военнослужащему, увольняемому с военной службой в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющему выслугу лет 10 лет и более, не обеспеченному жильем в период прохождения службы, состоять на учете нуждающихся в жилье по последнему месту службы, напротив, норма содержит императивное требование о том, что такие лица не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы. Кроме того, вывод суда первой инстанции о том, что истец до момента своего увольнения не подавал заявление о постановке его на учет нуждающихся в жилье, не соответствует обстоятельствам дела, сделан без должной оценки факта выдачи истцу в 2004 г. государственного жилищного сертификата, который не был реализован истцом.
В силу п. 3 подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 N 700, в случае если владелец сертификата по какой-либо причине не смог решить своей жилищной проблемы в установленный подпрограммой срок действия сертификата и не воспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе и на дальнейшее участие в подпрограмме в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов, и не подлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Аналогичный вывод (о том, что военнослужащий, получивший государственный жилищный сертификат, но не реализовавший его, не может быть признан обеспеченным жилым помещением и снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий), указан и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 N 436-О-О.
Департамент жилищной политики Министерства обороны Российской Федерации в ответе на судебный запрос подтвердил, что 17.02.2005 в Департамент поступили сведения о возврате сертификата, Астапенко О.А. свое право на жилищный сертификат не реализовал. Судебной коллегией (до получения ответа на запрос) истребованы сведения из ЕГРН о наличии зарегистрированных за истцом и его бывшей супругой прав на недвижимое имущество за период с 06.12.2004 по 10.01.2017 в г. Москве и Московской области (учитывая, что сертификат выдавался 06.12.2004 для приобретения жилья в г. Москве). В ответе на судебный запрос от 17.01.2018 указано, что нет информации о таких правах названных лицу за указанный период. В справке БТИ, представленной истцом, также указано на отсутствие у него жилья. Орган местного самоуправления (3 лицо по делу) подтвердил тот факт, что истец не обеспечивался им жильем.
С учетом изложенного, поскольку истец не воспользовался правом на получение жилищной субсидии по сертификату, выданному 06.12.2004, до увольнения с военной службы состоял на учете нуждающихся в жилье по месту прохождения службы, он сохраняет право состоять на учете нуждающихся в жилье, быть обеспеченным жильем в том же порядке, что и военнослужащие (п.п. 13, 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
По приведенным мотивам требования истца о признании за собой права состоять на учете нуждающихся в получении жилья, возложении на ответчика обязанности внести сведения об истец в реестр военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий (с учетом того, что постановка истца на учет имела место не позднее даты увольнения истца с военной службы - 28.08.2002) подлежали удовлетворению судом. Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении названных требований отменяется судебной коллегией по п.п. 3, 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением нового решения об удовлетворении этих требований.
В остальной части не имеется оснований для удовлетворения иска. Истец просит обязать ответчика принять решение о предоставлении ему жилищной субсидии для приобретения или строительства жилья. Вместе с тем, в силу п. п. 13, 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилищной субсидией или жилыми помещениями производится в порядке, определяемом настоящим законом и Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (далее по тексту - Правила), обеспечение жилищной субсидией, в т.ч. и той категории лиц, к которой относится истец (подп. "а" п. 5 названных правил), производится при условии подачи гражданином заявления об участии в подпрограмме и представления им перечня документов.
Данных о подаче такого заявления и представления перечня необходимых документов истец суду не представил.
Изложенное исключает возможность возложить на ответчика обязанность по принятию решения о предоставлении истцу жилищной субсидии (при том, что в силу п.п. 21, 24, 25, 28, 31-33 Правил необходимо признание гражданина участником подпрограммы, составление списков граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, принятие решения о выдаче сертификата с учетом очередности, финансирования подпрограммы, а также необходимо и предоставление гражданином на момент принятия решения о выдаче сертификата необходимых документов, названных в п. 44 Правил).
Истец не лишен права реализовать свое право на участие в подпрограмме в порядке, указанном в названных Правилах. Нарушения прав истца на участие в этой подпрограмме (при том, что истец не подавал заявления о таком участии, ответчик не принимал решение об отказе во включении истца в состав участников подпрограммы) не имеется, соответственно, нет оснований и для судебной защиты ненарушенных прав истца (ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 26.12.2016 в части отказа истцу в иске о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилья, возложении обязанности внести сведения об истце в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий отменить.
Принять в этой части новое решение, которым указанные требования истца удовлетворить.
Признать за Астапенко Олегом Александровичем право состоять на учете нуждающихся в получении жилья.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации внести сведения об Астапенко Олеге Александровиче в реестр военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий (с учетом того, что постановка истца на учет имела место не позднее 28.08.2002).
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 26.12.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий Я.Ю. Волкова
Судья А.Е. Зонова
Судья С.В. Сорокина
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.