2. Финансовому управлению администрации края (Савченко), департаменту сельского хозяйства и продовольствия администрации края (Морочек) обеспечить приоритетное финансирование мероприятий, связанных с выполнением Программы.
3. Рабочей группе по разработке региональной целевой программы "Развитие сельскохозяйственного производства Приморского края на период до 2010 года" (Кадышева) в своей деятельности руководствоваться Программой кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Приморского края на 2001-2005 гг.
4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
И.о. Губернатора края |
В.С. Дубинин |
Утверждено
Губернатора Приморского края
от 30 марта 2001 г. N 245
Программа
кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Приморского края
на 2001-2005 годы
Паспорт программы
Наименование Программы - "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Приморского края на 2001 - 2005 годы" (далее - Программа).
Основание для принятия Программы - постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса".
Государственный заказчик Программы - департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации края.
Основные разработчики Программы - отдел кадров и правовой работы департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации края, Приморская государственная сельскохозяйственная академия.
Цель и задачи Программы - формирование кадрового потенциала агропромышленного комплекса (далее - АПК), укомплектование сельскохозяйственных предприятий руководителями и специалистами с высоким уровнем компетентности, способных обеспечить эффективную работу отрасли в новых рыночных условиях. Обеспечение адекватности кадрового сопровождения основным направлениям развития АПК.
Основные мероприятия Программы - управление кадровым формированием, отбор перспективных специалистов и формирование кадрового резерва руководителей, их переподготовка, мероприятия по работе с руководящими кадрами и специалистами АПК, их подготовка и повышение квалификации, аттестация руководителей государственных предприятий АПК, развитие информационно консультационной службы, обобщение и распространение передового опыта.
Исполнители и соисполнители - департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации края, управления (отделы) сельского хозяйства муниципальных образований края. Приморская государственная сельскохозяйственная академия, аграрный техникум "Уссурийский", Дальневосточный гидромелиоративный техникум.
Объемы и источники финансирования - развитие и содержание учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования финансируется федеральным бюджетом, целевая подготовка кадров и повышение их квалификации - краевым, муниципальными бюджетами, средствами предприятий АПК.
Ожидаемые конечные результаты - обеспечение агропромышленного комплекса края квалифицированными кадрами, совершенствование кадрового потенциала предприятии АПК. Расширение перечня образовательных и консультационных услуг учебными заведениями, готовящими кадры для АПК; значительное повышение качества подготовки кадров, их конкурентной способности на рынке труда; соответствие механизма подготовки кадров АПК условиям функционирования рынка труда. Система организации контроля и исполнения - департамент сельского хозяйства я продовольствия администрации края ежегодно собирает сведения о численности и должностном передвижении руководителей, специалистов и рабочих кадров, уровне их профессионального образования, о подготовке молодых специалистов и их трудоустройстве. Оказывает образовательным учреждениям правовую, техническую и финансовую помощь в организации и проведении целевого набора студентов из выпускников сельских школ. Способствует своевременному проведению аттестации учебных заведений, готовящих кадры для АПК. Принимает участие в оценке качества подготовки кадров. Принимает отчетность от учебных заведений и проводит проверки целевого использования выделенных из краевого бюджета денежных средств.
1. Анализ обеспеченности кадрами АПК Приморского края
В крае проведена определенная работа по разработке и осуществлению государственной политики кадрового обеспечения АПК применительно к условиям формирующихся рыночных отношений. В агропромышленном комплексе края функционирует система непрерывного аграрного образования, включающая в себя Приморскую государственную сельскохозяйственную академию (ПГСХА), входящий в нее Институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, аграрный техникум "Уссурийский", Дальневосточный гидромелиоративный техникум.
В ПГСХА ведется подготовка по 22 специальностям, за последние 3 года введены новые дисциплины, в том числе по менеджменту, маркетингу, коммерции, налогообложению, финансовому менеджменту, переработке сельскохозяйственной продукции и др.
В техникумах ведется подготовка по 14 специальностям, в том числе новым:
коммерция, страховое дело, техническое обслуживание и ремонт автомобилей и др.
Ежегодно учреждения аграрного образования выпускают более 600 специалистов с высшим и до 800 со средним профессиональным образованием, институт повышения квалификации осуществляет профессиональную переподготовку и повышение квалификации около 700 специалистов.
В сельской местности края всего проживает 476,5 тыс. человек, из них трудоспособное сельское население составляет 283,9 тыс. человек. В сельскохозяйственных организациях в должности руководителей и специалистов работают 3217 человек, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности - соответственно 1697; из них 220 непосредственно руководителями сельскохозяйственных предприятий и 113 руководителями предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Анализ качественного состава представлен в таблицах 1,2,3.
Кадровый потенциал формируется в крае в сложной социально-демографической обстановке, при этом доля трудоспособного населения и молодежи в сельской местности снижается (источник данных - статистический бюллетень "Население Приморского края в 1999 году", Владивосток, 2000 г.).
В сельской местности проживает 21,7 процента жителей края, при этом 59,6 процента из них относится к категории трудоспособного населения. В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся в последнее время социальных проблем наметилась устойчивая тенденция старения сельского населения. В настоящее время жители пенсионного возраста на селе составляют около 20 процентов, и этот процесс (по прогнозу) в ближайшие годы будет прогрессировать. Ускоряются темпы естественной убыли сельского населения. За последние 10 лет численность работающих в АПК уменьшилась на 36,2 тысячи человек.
Таблица 1
Динамика сельского населения Приморского края
Годы | Всего тыс. чел. |
в том числе в возрасте | |||
0-15 лет | Трудоспособном | ||||
тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | ||
1999 (ст. от.) | 476,5 | 116,3 | 24,4 | 283,9 | 59,6 |
2000 (прогн.) | 472,1 | 111 | 23,3 | 281,4 | 60,5 |
2003 (прогн.) | 467,7 | 96,4 | 20,7 | 283 | 60,4 |
2005 (прогн.) | 459,7 | 87,1 | 19,3 | 282 | 60,2 |
Таблица 2
Состав руководящих работников и специалистов сельскохозяйственных
предприятий по состоянию на 1 января 2000 г.
Должности | Всего штатных должностей |
Замещено чел. |
в том числе | |||||
с высшим образованием |
со средним профессиональным образованием |
практики | ||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | |||
Руководящие работники и специалисты всего |
3569 | 3217 | 1056 | 32,8 | 1557 | 48,4 | 604 | 18,8 |
В т.ч. руководители с/х предприятий |
238 | 220 | 177 | 80,5 | 30 | 13,6 | 13 | 5,9 |
главные специалисты |
874 | 757 | 409 | 54 | 283 | 37,4 | 65 | 8.6 |
Из них: агрономы | 139 | 115 | 67 | 58,3 | 42 | 36,5 | 6 | 5,2 |
зоотехники | 97 | 79 | 49 | 62 | 24 | 30,3 | 6 | 7,7 |
ветврачи | 102 | 89 | 44 | 49,4 | 40 | 44,9 | 5 | 5,7 |
инженеры | 167 | 144 | 71 | 49,3 | 55 | 38,2 | 18 | 12,5 |
экономисты | 123 | 101 | 82 | 81,2 | 18 | 17,8 | 1 | 1.0 |
бухгалтеры | 173 | 157 | 72 | 43,1 | 79 | 47,3 | 16 | 9,6 |
Др. гл. спец. | 73 | 62 | 26 | 41,2 | 25 | 40,3 | 11 | 18,5 |
Спец. всех специальностей, кроме главных |
1462 | 1321 | 305 | 23,1 | 820 | 62,1 | 196 | 14,8 |
Из них: агрономы | 77 | 62 | 36 | 58,1 | 26 | 41,9 | ||
зоотехники | 64 | 50 | 25 | 50,0 | 24 | 49,9 | 1 | 0,01 |
ветврачи | 129 | 113 | 37 | 32,7 | 76 | 67.2 | - | - |
инженеры | 239 | 212 | 49 | 23,1 | 140 | 66,0 | 23 | 10,9 |
экономисты | 28 | 24 | 15 | 62,5 | 9 | 37,5 | - | - |
бухгалтеры | 639 | 599 | 87 | 14,5 | 419 | 69,9 | 93 | 15,6 |
строитель-инженер | 95 | 85 | 19 | 22,3 | 40 | 47,1 | 26 | 30,6 |
юрисконсульты | 18 | 13 | 6 | 46,1 | 6 | 46,1 | 1 | 7,8 |
коммерческая деятельность |
30 | 25 | 9 | 36,0 | 9 | 36,0 | 7 | 28,0 |
другие специальности ----------------- Руководители среднего звена |
143 | 138 | 22 | 15,9 | 74 | 53,6 | 42 | 30,5 |
769 | 695 | 102 | 14,7 | 318 | 45,6 | 275 | 39,7 | |
Работники кадровых служб |
143 | 140 | 33 | 23,6 | 75 | 53,6 | 32 | 22,8 |
Др. руководит., занима-ющ. долж. |
57 | 50 | 12 | 24,0 | 24 | 48,0 | 14 | 28,0 |
Таблица 3
Состав руководителей и специалистов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности по
состоянию на 1 января 2000 г.
Наименование должности |
Всего по штату |
Замещено чел. |
В том числе | |||||
специалистами | практиками | |||||||
с высшим образован. |
со средним профессион. |
|||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | |||
Руководящие работники и специалисты |
1751 | 1697 | 905 | 53,3 | 634 | 37,4 | 158 | 9,3 |
В том числе: | ||||||||
Руководители предприятий |
114 | 113 | 90 | 79,7 | 21 | 18,6 | 2 | 1,7 |
Главные специалисты |
221 | 216 | 145 | 67,1 | 59 | 27,3 | 12 | 5,6 |
Специалисты всех специальностей, кроме главных |
1026 | 988 | 484 | 49,0 | 404 | 40,9 | 100 | 10,1 |
Руководители среднего звена |
338 | 328 | 165 | 50,3 | 133 | 40,5 | 30 | 9,2 |
Руководители кадровых служб |
52 | 52 | 21 | 40,4 | 17 | 32,7 | 14 | 26,9 |
Непосредственно в сельскохозяйственном производстве по состоянию на 1 января 2000 года работало 281,4 тыс. человек, или 12,9 процента ко всему населению края. По причине обострившихся социальных проблем, низкого уровня заработной платы в последние годы росли темпы выбытия и сменяемости руководителей и специалистов, ухудшился их качественный состав. В сельхозпредприятиях на эту дату насчитывалось 350 вакантных мест, из них 18 руководителей и 117 главных специалистов. Обострилась проблема закрепления на селе молодых специалистов. В настоящее время численность специалистов в возрасте до 30 лет в сельских предприятиях составляет 10 процентов от их общего числа.
Несмотря на спад производства не снижается острота проблемы обеспеченности производственных подразделений хозяйств кадрами массовых профессий. На закреплении работников в аграрном секторе края крайне отрицательно сказывается отсутствие в большинстве хозяйств жилья и других объектов социальной сферы.
Не осуществляется строительство и реконструкция производственных помещений, дорог, катастрофически мало приобретается новой техники и оборудования. Комплексная механизация животноводческих помещений, к примеру, составляет на сегодняшний день лишь 23 процента.
Основным дестабилизирующим фактором является социально-экономическая нестабильность в стране, острейший финансовый дефицит. Практически за последние 5 лет не выделялись средства на кадровое обеспечение, заработная плата работникам в хозяйствах выплачивается на 65 процентов в виде натуроплаты. Выделяемые бюджетные средства на образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля не обеспечивают затрат на содержание зданий и сооружений, оплату коммунальных услуг. Не выделяются средства на укрепление материально - технической базы, создание нормальных условий для проведения учебного процесса, организацию производственной практики. В сложившихся условиях департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации края предпринял ряд мер, направленных на ликвидацию части негативных тенденций в решении кадровых проблем. Проведены мероприятия по целевой подготовке специалистов в ПГСХА, решены вопросы их финансирования, намечена работа с резервом кадров, с помощью преподавателей ПГСХА ведется работа по созданию информационно-консультационной службы для 81 сельхозтоваропроизводителей. Однако совокупность нерешенных проблем и факторов пока еще не позволяет обеспечить стабильный приток в аграрный сектор профессионально подготовленных работников, обладающих созидательной активностью и творческим подходом к делу. Импульсом для проведения более целенаправленной работы явилось постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса", в котором в качестве приоритетных определены программные методы регулирования кадровых вопросов.
2. Кадровая политика
Развитие агропромышленного комплекса Приморского края имеет свои региональные особенности и сложности. Одним из факторов, определяющих успех или падение сельскохозяйственного производства, является кадровый потенциал. В условиях многообразия форм собственности меняется структура кадров, роль и значение отдельных категорий работников. Руководители и специалисты различного профиля создают основу социально-экономического развития села, вместе с тем новые социально-экономические реалии предъявляют иные требования к работнику, его квалификации. Поэтому проведение государственной кадровой политики нуждается в новых подходах.
Основными направлениями ее реализации являются:
формирование и совершенствование единого образовательного комплекса АПК, обеспечивающего универсальное, непрерывное образование с учетом преемственности, гибкости всех форм обучения, сбалансированного с социальной потребностью;
формирование и реализация социального заказа АПК края на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
активизация организаторской работы, обеспечивающая соответствующий этому заказу контингент абитуриентов, направленных для обучения по целевому набору;
улучшение работы по профессиональной ориентации учащихся сельских общеобразовательных школ и направлению их на учебу в аграрные образовательные учреждения;
создание условий для значительного повышения качества подготовки кадров, обеспечение их конкурентной способности на рынке труда;
создание постоянно действующей школы резерва руководителей сельскохозяйственных предприятий АПК;
подготовка и переподготовка специалистов высшей и средней квалификации;
создание условий для корпоративных связей научных, учебных, производственных коллективов аграрного сектора;
организация переподготовки и повышения квалификации руководителей предприятий АПК;
развитие системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих массовых профессий;
проведение социально-экономических мероприятий по сдерживанию роста безработицы.
3. Цели и задачи Программы
Главной целью Программы являются обеспечение сельскохозяйственной отрасли агропромышленного комплекса края управленческими кадрами и специалистами, уровень которых соответствует современным требованиям, предъявляемым к производству.
Задачи Программы:
дальнейшее совершенствование и развитие целевой, контрактной подготовки специалистов сельского хозяйства высшей и средней квалификации из числа сельской молодежи;
развитие дополнительного образования, совершенствование системы непрерывного профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации сельских товаропроизводителей и работников перерабатывающих отраслей в течение всей трудовой деятельности;
продолжение работы по созданию краевого резерва высококвалифицированных профессионалов, способных возглавить сельхозпредприятия, и их подготовке;
завершение организации и развитие информационно-консультационной службы АПК (региональной и районных);повышение уровня мотивации труда работников АПК, формирование у них высокого уровня профессиональной компетентности, инновационного мышления, управленческой культуры, технологической устойчивости для работы в новых условиях.
Помимо основных задач Программа направлена на достижение вспомогательных целей. К ним относятся:
дальнейшее совершенствование оценки кадрового потенциала АПК;
создание более эффективной системы отбора специалистов, перспективных с точки зрения дальнейшей работы руководителями сельскохозяйственных предприятий;
развитие учебной, научной, методической и материальной базы всех учебных заведений АПК края и информационно-консультационных центров;
создание социальных условий для закрепления руководителей и специалистов в сельскохозяйственном производстве;
разработка и реализация комплекса мер по повышению статуса служб управления персоналом и расширению их функций.
Основные мероприятия
департамента сельского хозяйства и
продовольствия администрации Приморского края в рамках Программы
/-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
|N п/п |Содержание |Срок |Ответственные |Сумма затрат (тыс. руб.) |Источники |
| |мероприятий |исполнения |исполнители | |финансирова- |
| | | | | |ния |
| | | | | | |
| | | | |-------------------------------------------------/ |
| | | | |2001 |2002 |2003 |2004 |2005 | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+--------+----------+-------+---------+----------+--------------|
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |
| | | | | | | | | | |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Управление кадровым обеспечением |
| |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1. |Направить в|до 1 января|отдел кадров и| | | | | | |
| |сельскохозяйственные|ежегодно |правовой работы| | | | | | |
| |органы администраций| |департамента | | | | | | |
| |муниципальных | |сельского | | | | | | |
| |образований формы| |хозяйства и| | | | | | |
| |оперативной | |продовольствия | | | | | | |
| |отчетности о| |администрации | | | | | | |
| |численности, | |края (далее| | | | | | |
| |составе, | |-департамент) | | | | | | |
| |специалистов и| | | | | | | | |
| |рабочих кадров | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+--------+----------+-------+---------+----------+--------------|
|2. |Изготовить бланки|2001 г. |администра-тивно|2 | | | | |целевой фонд|
| |оперативной | |-хозяйственный | | | | | |поддержки АПК |
| |статистической | |отдел | | | | | | |
| |отчетности для| |департамента | | | | | | |
| |обеспечения ими всех| | | | | | | | |
| |организаций | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+--------+----------+-------+---------+----------+--------------|
|3. |Провести |2001 г. |отдел кадров и| | | | | | |
| |семинар-совещание со| |правовой работы | | | | | | |
| |специалистами | | | | | | | | |
| |кадровых служб по| | | | | | | | |
| |вопросу заполнения| | | | | | | | |
| |бланков оперативной| | | | | | | | |
| |отчетности | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+--------+----------+-------+---------+----------+--------------|
|4. |Разработать методику|1 квартал|институт |10 |10 |10 |10 |10 |целевой фонд|
| |оценки специалистов,|2001 г. |повышения ква- | | | | | |поддержки АПК |
| |рекомендованных в| | | | | | | | |
| |резерв | |----------------+--------+----------+-------+---------+----------+--------------|
| |руководителей, и| |лификации | | | | | | |
| |провести их отбор | |Приморской | | | | | | |
| | | |сельскохозяй | | | | | | |
| | | |ственной ака | | | | | | |
| | | |демии (ИПК| | | | | | |
|-------+--------------------+-----------|ЛГСХА) |--------+----------+-------+---------+----------+--------------|
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+--------+----------+-------+---------+----------+--------------|
|5. |Организовать |1 полугодие|отдел кадров и| | | | | | |
| |консультирование |2001 г. |правовой работы| | | | | | |
| |специалистов | |депармента | | | | | | |
| |кадровых служб| |ПГСХА | | | | | | |
| |муниципальных | | | | | | | | |
| |органов управления| | | | | | | | |
| |АПК по разработке| | | | | | | | |
| |собственных кадровых| | | | | | | | |
| |программ, подобрать| | | | | | | | |
| |пакет | | | | | | | | |
| |нормативных | | | | | | | | |
| |документов | | | | | | | | |
| |по вопросам создания| | | | | | | | |
| |фонда финансирования| | | | | | | | |
| |профессиональной | | | | | | | | |
| |переподготовки и| | | | | | | | |
| |повышения | | | | | | | | |
| |квалификации | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+--------+----------+-------+---------+----------+--------------|
|6. |Провести |2 квартал|отдел аграрной| | | | | | |
| |семинар-совещание |2001 г. |политики | | | | | | |
| |руководителей и| |и маркетинга | | | | | | |
| |экономистов хозяйств| | | | | | | | |
| |по вопросу гарантий| | | | | | | | |
| |и льгот для| | | | | | | | |
| |руководителей и| | | | | | | | |
| |специалистов - по| | | | | | | | |
| |оплате труда и| | | | | | | | |
| |молодых специалистов| | | | | | | | |
| |при поступлении на| | | | | | | | |
| |работу | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+--------+----------+-------+---------+----------+--------------|
|7. |Реализовать |2001 -|отделы | | | | | | |
| |мероприятия по|2005г |департамента и | | | | | | |
| |совершенствованию | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|----------------------------+-----------+----------------+--------+----------+-------+---------+----------+--------------|
| |сельскохозяйственного| |управления | | | | | | |
| |производства | |сельского | | | | | | |
| | | |хозяйства | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|2. Формирование резерва кадров руководителей сельскохозяйственных предприятий и работа с ним |
| |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|8. |Создать банк данных|3 квартал|отдел кадров и| | | | | | |
| |о руководителях и|2000 г. |правовой работы| | | | | | |
| |специалистах | |департамента, | | | | | | |
| |сельскохозяйственных| |муниципальные | | | | | | |
| |предприятий | |образования | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+---------+---------+-------+---------+-----------+-------------|
|9. |Создать банк данных|2001-2005 |отдел кадров и| | | | | | |
| |о выпускниках ПГСХА |г. |правовой работы,| | | | | | |
| | | |ИПК ПГСХА | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+---------+---------+-------+---------+-----------+-------------|
|10. |Сформировать учебные|--//-- |муниципальные |42 |55 |69 |86,3 |103.5 |целевой фонд|
| |группы резерва| |образ., отдел| | | | | |поддержки АПК|
| |руководителей и| |кадров, ИПК| | | | | |и муницип.|
| |организовать их| |ПГСХА | | | | | |бюджет |
| |ежегодное обучение| | | | | | | | |
| |(30 чел. в год) | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+---------+---------+-------+---------+-----------+-------------|
|11. |Внести в Думу|2001 год |финансовый | | | | | | |
| |Приморского края| |отдел, отдел| | | | | | |
| |предложение о| |кадров и| | | | | | |
| |целевом | |правовой работы| | | | | | |
| |финансировании | |департамента | | | | | | |
| |подготовки резерва| | | | | | | | |
| |руководителей | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+---------+---------+-------+---------+-----------+-------------|
|12. |Изучить возможность|2002 г.|отделы | | | | | | |
| |и внести предложение|проект |департамента | | | | | | |
| |в Думу Приморского| | | | | | | | |
| |края проект закона| | | | | | | | |
| |"О доплате к пенсии| | | | | | | | |
| |директорам сельских| | | | | | | | |
| |предприятий", | | | | | | | | |
| |проработавшим более| | | | | | | | |
| |15 лет в должности | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+---------+---------+-------+---------+-----------+-------------|
|13. |Определить базовые|январь |отделы | | | | | | |
| |сель-хозпредприятия |2001-2005 |управления | | | | | | |
| |для про |г. | | | | | | | |
| |хождения стажировок| | | | | | | | |
| |и | | | | | | | | |
| |проведения выездных| |сельского хо | | | | | | |
| |за | | | | | | | | |
| |нятии, студенческих| | | | | | | | |
| |практик | |зяйства | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|3. Подготовка кадров и повышение квалификации |
| |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|14. |Ежегодная подготовка|2001-2005 |муниципальные |115,5 |156 |203 |253,5 |304 |муниципальный|
| |группы антикризисных|г. |органы | | | | | |бюджет, |
| |управляющих из числа| |управления АПК,| | | | | |средства |
| |специалистов | |отдел кадров| | | | | |предприятий |
| |сельского | |департамента, | | | | | | |
| |хозяйства в кол. 15| |ИПК ПГСХА | | | | | | |
| |чел. в год | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+---------+---------+----------+--------+---------+-------------|
|15. |Целевая подготовка|2000-2005 |департа-мент,ор-|1800 |2700 |3600 |4500 |4500 |целевой фонд|
| |специалистов с|г. |ганы упр. АПК,| | | | | |поддержки |
| |высшим образованием| |муниц. образ., | | | | | |АПК, средства|
| |из числа выпускников| |ПГСХА | | | | | |предприятий |
| |сельских школ (60| | | | | | | | |
| |чел. в год) | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+---------+---------+----------+--------+---------+-------------|
|16. |Целевая подготовка|2001-2005 |департамент, |150 |300 |450 |600 |600 |--//-- |
| |специалистов со|г. |органы упр.| | | | | | |
| |средним | |муниц. обр., | | | | | | |
| |профессиональным | |техникумы | | | | | | |
| |образованием из| | | | | | | | |
| |числа выпускников| | | | | | | | |
| |сельских школ | | | | | | | | |
| |(25 чел. в год) | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+---------+---------+----------+--------+---------+-------------|
|17. |Повышение |--//-- |департамент, |70 |94,5 |123 |153.5 |184,3 |--//-- |
| |квалификации | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |руководителей | |муницип. образ. | | | | | | |
| |органов управления| | | | | | | | |
| |АПК муници- | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+---------+---------+----------+--------+---------+-------------|
| |пальных образований| |ИПК ПГСХА | | | | | | |
| |и | | | | | | | | |
| |сельхозпредприятий | | | | | | | | |
| |(50 чел.) | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+---------+---------+----------+--------+---------+-------------|
|18. |Повышение |--//-- |департамент |628 |847,8 |1102,2 |137707 |1653,2 |целевой фонд|
| |квалификации | |муниципаль-ных | | | | | |поддержки |
| |специалистов органов| |образования, ИПК| | | | | |АПК, средства|
| |управления АПК| |ПГСХА | | | | | |предприятий |
| |муниципальных | | | | | | | | |
| |образований и| | | | | | | | |
| |сельхозпредприя-тий | | | | | | | | |
| |(500 чел.) | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+---------+---------+----------+--------+---------+-------------|
|19. |Координация |--//-- |отдел кадров| | | | |--//-- | |
| |подготовки рабочих| |правовой работы | | | | | | |
| |кадров по заявкам| | | | | | | | |
| |работодателей в| | | | | | | | |
| |сельских проф.| | | | | | | | |
| |училищах | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+---------------------------------------------------------------------+----------+--------+---------+-------------|
| |4. Аттестация, стажировки, конкурсы | | | | |
| | | | | | |
|-------+---------------------------------------------------------------------+----------+--------+---------+-------------|
|20. |Участие в проведении|согласно |отдел кадров и| | | | | | |
| |аттестации средних|графику |правовой работы | | | | | | |
| |профессиональных |Министерст-| | | | | | | |
| |учебных заведений |ва | | | | | | | |
| | |сельского | | | | | | | |
| | |хозяйства | | | | | | | |
| | |РФ | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+---------+---------+----------+--------+---------+-------------|
|21. |Участие в проведении|2000-2005Г.| | | | | | | |
| |аттестации | | | | | | | | |
| |преподавателей | | | | | | | | |
| |среднего | | | | | | | | |
| |профессионального | | | | | | | | |
| |образования | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+---------+---------+----------+--------+---------+-------------|
|22. |Участие в проведении|2001-2005 |специалисты | | | | | | |
| |квалификационных |г. |отделов | | | | | | |
| |экзаменов в учебных| |департамента | | | | | | |
| |заведениях | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+---------+---------+----------+--------+---------+-------------|
|23. |Проведение |--//-- |аттестационная | | | | | | |
| |аттестации | |комиссия | | | | | | |
| |руководителей | | | | | | | | |
| |краевых унитарных| | | | | | | | |
| |предприятий | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|-------+--------------------+-----------+----------------+---------+---------+----------+--------+---------+-------------|
|24. |Проведение |--//-- |департамент, | | | | | | |
| |стажировок | |руково | | | | | | |
| |специалистов | | | | | | | | |
| |кадрового | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
7-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
резерва | дители органов упр. АПК муниц. образ. |
||||||||||||
25. | Проведение краевых конкурсов профес. мастерства раб. массовых профес. |
--//-- | департамент | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | целевой фонд поддержки АПК |
||||
5. Развитие информационно-консультационной службы | |||||||||||||
26. | Организовать на базе ПГСХА информационно -консультационную службу |
2001 год | департамент, ПГСХА |
||||||||||
27. | Завершить организацию информацион.- консульт. службы товаропроизводителей, используя потенциал преподавателей ПГСХА |
2001-2002 г. |
департамент, админ. муниц. образований |
||||||||||
28. | Подготовить на базе ИПК ПГСХА группу специалистов для работы в информационно-консу- льтационных центрах (28 чел.) |
35,2 | 35,2 | 35,2 | 35,2 | 35,2 | целевой фонд поддержки АПК и муниципальный бюджет |
||||||
6. Обобщение и распространение передового опыта | |||||||||||||
29. | Проведение семинаров руководителей и специалистов по вопросам выращивания растениеводческой продукции по новым технологиям |
2001-2005 г. |
отдел растениеводст- ва |
||||||||||
30. | Проведение семинаров-совещаний руководителей инженерных служб по вопросам |
--//-- | отдел механизации |
||||||||||
31. | Проведение семинаров-совещаний по вопросам развития животноводства |
--//-- | отдел животноводства |
||||||||||
32. | Обобщение опыта работы по переходу на международные стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности |
--//-- | отдел бухучета и отчетности |
||||||||||
33. | Отработать методику определения будущей продуктивности коров по крови нарождающегося молодняка |
--//-- | отдел ветери-нариии |
||||||||||
34. | Внедрить в практику лабораторной работы определение диоксина в кормах, сырье и продуктах питания |
2002-2003 г. |
--//-- |
По имеющимся в структурных подразделениях данным и на основе тенденций развития производства АПК составлены таблицы, в которых отражены сведения о требуемом количестве кадров.
Требуется к замещению работников сельскохозяйственных предприятий
Наименование должностей | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
прогноз | ||||||
Главных специалистов | 117 | 111 | 119 | 120 | 123 | 130 |
Специалистов среднего звена | 141 | 126 | 150 | 152 | 157 | 165 |
Работников животноводства | 275 | 287 | 254 | 250 | 247 | 270 |
В т.ч. доярок | 110 | 116 | 108 | 113 | 116 | 127 |
Механизаторов | 235 | 220 | 210 | 181 | 189 | 194 |
Требуется к замещению работников предприятий пищевой и
перерабатывающей промышленности
/----------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
|N п/п |Наименование должностей |2001 г. |2002 г. |2003 г. |2004 г. |2005 г. |
| | | | | | | |
|------+------------------------------------------+-----------+------------+-----------+------------+------------|
|1. |Руководителей предприятий |3 |4 |4 |3 |3 |
| | | | | | | |
|------+------------------------------------------+-----------+------------+-----------+------------+------------|
|2. |Главных специалистов |4 |5 |4 |3 |4 |
| | | | | | | |
|------+------------------------------------------+-----------+------------+-----------+------------+------------|
|3. |Специалистов всех специальностей, кроме|6 |4 |4 |6 |5 |
| |главных | | | | | |
| | | | | | | |
|------+------------------------------------------+-----------+------------+-----------+------------+------------/
|4. |Руководителей среднего звена |4 |3 |4 |4 |5
| | | | | | |
\-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В настоящее время подготовку специалистов по специальностям для сельскохозяйственных предприятий осуществляют Приморская государственная сельскохозяйственная академия. Аграрный техникум "Уссурийский", Дальневосточный гидромелиоративный техникум. Для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности недостающие специалисты пополняются из числа выпускников Дальневосточного государственного рыбохозяйственного университета. Дальневосточной академии экономики и управления. Благовещенского техникума пищевой промышленности.
Высшее сельскохозяйственное образование
Прием абитуриентов и выпуск специалистов в ПГСХА в 1995-1999 гг.
Специальности | 1995г. | 1996г. прием | |||
прием | выпуск | ||||
очно | заочно | очно | заочно | очно | |
060500 Бухгалтерский учет и аудит | - | - | 5 | 22 | - |
060900 Экономика и управление аграрным производством |
105 | 128 | 45 | 14 | Ill |
260400 Лесное и лесопарковое хозяйство | 100 | 34 | 71 | 18 | 106 |
270200 Технология хранения и переработки растениеводческой продукции |
|||||
310200 Агрономия | 75 | 23 | 26 | 17 | 82 |
310700 Зоотехния | 75 | 20 | 48 | 5 | 80 |
310800 Ветеринария | 100 | - | 61 | - | 115 |
310900 Землеустройство | 51 | - | - | - | 50 |
311300 Механизация сельского хозяйства | 100 | 42 | 66 | 19 | 104 |
311500 Механизация переработки с/х продукции |
- | - | - | - | |
311600 Инженерные системы с/х водоснабжения, обводнения, во" доотведения |
24 | ||||
320400 Агроэкология | - | - | - | - | - |
320500 Мелиорация, рекультивация, охрана земель |
50 | - | 24 | 17 | 23 |
Итого по академии | 656 | 247 | 393 | 112 | 695 |
Состояние и прогноз материально-технического обеспечения ПГСХА
Наличие | 1999 г. (факт) | 2000 г. (факт) | 2005 г. (проект) |
Учебно-научно-лабораторного оборудования, млн. руб. |
8,607 | 9,862 | 13,627 |
Учебно-научно-лабораторного оборудования на 1 студента, тыс. руб. |
2,973 | 3,287 | 4,482 |
Прогнозируемые показатели выхода специалистов в ПГСХА (чел.)
Специальности | 2000 год | 2003 год | 2005 год | ||
всего | в т.ч. очное об. |
всего | в т.ч. очное об. |
всего | |
Экономические | 206 | 95 | 260 | 96 | 240 |
Агроэкономические | 56 | 40 | 35 | 18 | 55 |
Зоотехнические | 42 | 40 | 50 | 35 | 50 |
Ветеринарные | 68 | 68 | 70 | 70 | 110 |
Агроинженерные | 75 | 50 | 90 | 60 | 85 |
Землеустроительные | 40 | 40 | 48 | 40 | 50 |
Природоустроительные и строительные |
21 | 21 | 30 | 25 | 40 |
Технические (переработка) | - | - | 20 | 20 | 20 |
Другие (лесное хозяйство) | 83 | 53 | 96 | 60 | 90 |
(Безопасность жизнедеятельности) | - | - | - | - | - |
ИТОГО | 591 | 407 | 699 | 424 | 740 |
Характеристика учебно-опытного хозяйства ПГСХА
Характеристика | 1998 год | 1999 год |
Всего сельхозугодий, га | 5766 | 5924 |
В том числе пашни | 4669 | 4989 |
Поголовье крупного рогатого скота, голов | 463 | 467 |
Стоимость валовой продукции, тыс. руб. | 1130000 | 1529000 |
В том числе продукции: растениеводства | 671 | 978 |
животноводства | 459 | 551 |
Урожайность зерновых, ц/га | 19 | 21 |
Урожайность сои, ц/га | 7 | 11 |
Надой на одну корову, кг | 1847 | 2124 |
Рентабельность, % | ^ | 8,4 |
Энерговооруженность, л.с. | 12938 | 19102 |
Энергообеспеченность, л.с. | 46,7 | 73,5 |
Прибыль, тыс. руб. | - | 2370000 |
Прогноз развития сельскохозяйственной науки в ПГСХА
Показатели | 2000 год | 2005 год |
Количество научных подразделений в вузе, шт. | 4 | 7 |
НИИ в составе вуза | - | - |
Научно-исследовательские части | 1 | 1 |
Научно-исследовательские сектора | - | - |
Проблемные научно-исследовательские лаборатории | 2 | 4 |
Опытные станции | 1 | 1 |
Научно-производственные центры | - | 1 |
Численность научных работников, чел. | 131 | 220 |
Объем финансирования, млн. руб. | 160 | 5,7 |
Расчетная потребность в капитальных вложениях на развитие
учебно-материальной базы
Показатели | Потребность по нормативам |
Наличие | Обеспечен- ность в% |
В стадии строительст- ва |
Потребность в кап. влож. |
завершение строящихся объектов в 1998-2000г. |
|||||
Учебно-лабораторные площади, кв. м |
44024,4 | 35566 | 80,7 | 8458,4 | 175 |
Общежития, мест | 2500 | 2500 | 100 | - | - |
Столовые, мест | 500 | 500 | 100 | - | - |
Прочие объекты | 6 | 6 | 100 | - | - |
Жилье, ед. | - | - | 70 | - | |
Итого | 8458,4 | 175 |
Прогнозируемые показатели приема в ПГСХА (чел.)
Специальности | 2000 г. | 2003 г. | 2005 г. | ||
всего | в т.ч. очное обучение |
всего | в т.ч. очное обучение |
всего | |
Экономические | 200 | 100 | 225 | 125 | 225 |
Агроэкономические | 100 | 75 | 100 | 75 | 100 |
Зоотехнические | 75 | 50 | 75 | 50 | 75 |
Ветеринарные | 100 | 100 | 150 | 100 | 150 |
Агроинженерные | 150 | 125 | 175 | 125 | 175 |
Землеустроительные | 75 | 50 | 75 | 50 | 75 |
Природоустроитель -ные и строительные |
75 | 50 | 75 | 50 | 75 |
Технические (переработка) |
25 | 25 | 50 | 50 | 75 |
Лесное дело | 125 | 100 | 150 | 100 | 150 |
Безопасность жизнедеятельности |
- | - | 25 | 25 | 25 |
Среднее профессиональное образование
Прогнозируемые показатели выпуска специалистов в Уссурийском
аграрном техникуме
Группа специальностей | 2001-20 05гг. | |
всего | в т.ч. очное обучение | |
0601 Экономика, бухгалтерский учет и контроль | 650 | 320 |
3106 Механизация с/х | 213 | 131 |
1705 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта |
- | - |
3104 Ветеринария | 170 | 170 |
3201 Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов |
125 | 125 |
0608 Коммерция | 125 | 125 |
3102 Агрономия | 45 | 45 |
0606 Страховое дело | 125 | 125 |
0602 Менеджмент | 125 | 195 |
Характеристика учебно-производственных хозяйств Уссурийского
аграрного техникума
Показатели | 1998г. | 1999г. |
Всего учхозов | 1 | 1 |
Всего сельхозугодий, га | 3297 | 3297 |
В том числе пашни, га | 1777 | 1777 |
Поголовье крупно-рогатого скота, голов | 760 | 755 |
Валовое производство продукции растениеводства, тыс. руб. | 730 | 815,4 |
Валовое производство продукции животноводства, тыс. руб. | 222 | 273,5 |
Урожайность зерновых, ц/га | 14,8 | 23 |
Надой на одну корову, кг | 1666 | 1900 |
Уровень рентабельности, | 14,7 | 14,5 |
Энерговооруженность, л.с. | 62,1 | 51,1 |
Энергообеспеченность, л.с. | 246,3 | 275,2 |
Расчетная потребность капитальных вложений на развитие
учебно-материальной базы Уссурийского аграрного техникума
Показатели | Потребность по нормам |
Наличие | Обеспечен- ность в% |
Находятся в стадии строительства |
Потребность в капвл., млн. руб. (цены 1999 г.) |
|
завершение строящих. объектов в 98-00 г. |
на создание учебно-материаль- ной базы до 2005 г. |
|||||
Учебно-лабораторные площади, кв. м |
9513 | 9513 | 100 | 1.0 | ||
Общежития, мест | 840 | 840 | 100 | - | - | 1,0 |
Столовые, мест | 150 | 150 | 100 | - | - | 0,5 |
Прочие объекты и жилье, ед. |
- | - | - | - | - | 0,5 |
Состояние и прогноз материально-технического обеспечения
Уссурийского аграрного техникума
Наличие | 1999г. факт |
2000 г. факт | 2005 г. факт |
Учебно-научно-лабораторного оборудования, млн. руб. |
1,91 | 2,02 | 2,4 |
Учебно-научно-лабораторного оборудования на 1 студента, тыс. руб. |
1610 | 1801 | 1890 |
Прогноз финансирования Уссурийского аграрного техникума
Показатели | 1999г. факт | Прогноз | |
2000 г. | 2005 г. | ||
Студентов - всего, чел. | 1633 | 1536 | 1540 |
В т.ч.: очного обучения | 1240 | 1160 | 1160 |
Затраты (потребные) на 1 студента, руб. | 2000 | 16000 | 21000 |
Общий объем затрат (потребный), тыс. руб. | 6080 | 24576 | 32340 |
Дальневосточный гидромелиоративный техникум
Прогнозируемые показатели выпуска специалистов Дальневосточного
гидромелиоративного техникума
Группа специальностей | 2001-2005 гг. | |
всего | в т.ч. очн. отд. |
|
1705 ТОРА | 170 | 170 |
3106 Механизация с/х | 316 | 230 |
2902 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений | 170 | 110 |
3202 Мелиорация и охрана земель | 100 | 100 |
0601 Экономика, бухгалтерский учет и контроль | 725 | 450 |
0602 Менеджмент | 150 | 150 |
0201 Правоведение | 458 | 340 |
Всего | 2089 | 1550 |
В том числе вновь открываемые | - | - |
Сводный расчет потребности средств на реализацию "Программы кадрового
обеспечения агропромышленного комплекса Приморского края на 2001 - 2005
годы" (в тыс. руб.)
Раздел программы | 2001г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | всего |
Мероприятия департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации края |
4280,7 | 5603,4 | 6969,4 | 8367,2 | 8705,9 | 33926,6 |
в т.ч. подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием |
1800 | 2700 | 3600 | 4500 | 4500 | 17700 |
подготовка специалистов со средним профессиональным образованием |
150 | 300 | 450 | 600 | 600 | 2100 |
дополнительное профессиональное образование | 900,7 | 1198,5 | 1542,4 | 1916 | 2290,2 | 7847,8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Приморского края от 30 марта 2001 г. N 245 "Об утверждении Программы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Приморского края на 2001-2005 годы"
Текст Постановления опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов администрации Приморского края" от 30 марта 2001 г. N 4