Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующегоЛиджеевой Л.Л,
судейВасляева В.С, Панасенко Г.В,
при секретаре Кикеевой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коклданова Анатолия Владимировича к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе представителя ответчиков Федоренко С.И. на решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 20 ноября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя административных ответчиков Федоренко С.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Коклданов А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что со ** ххх **** г. по настоящее время он проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы. Общая продолжительность его службы в этих органах составляет более 10 лет в календарном исчислении. 26 февраля 2014 г. он обратился в Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия (далее по тексту - УФСИН России по РК) с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к нему необходимые для этого документы. 7 марта 2014 г. на заседании подкомиссии УФСИН России по РК было принято решение о направлении его рапорта и документов на рассмотрение в комиссию ФСИН России для принятия по нему решения. Решением комиссии ФСИН России от 24 декабря 2015 г. (выписка из протокола N88) ему отказано в постановке на такой учет в связи с непредставлением документов о регистрации детей по месту жительства за предшествующие пять лет, в частности, до 22 декабря 2011 г. Данный отказ считает незаконным, поскольку жилых помещений на праве собственности или договору социального найма он и члены его семьи не имеют и им представлены все необходимые документы для принятия решения о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Просил признать незаконным указанное решение комиссии ФСИН России от 24 декабря 2015 г. и обязать ФСИН России поставить его с составом семьи 5 человек на учет для получения названной социальной выплаты, с даты подачи им рапорта - 26 февраля 2014 г.
В судебном заседании Коклданов А.В. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по РК Федоренко С.И. в судебном заседании исковые требования не признал, просил прекратить производство по делу на основании п.1 ч.1 ст.194 КАС РФ, поскольку требования заявителя не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства и разрешаются в ином судебном порядке, в частности, в порядке гражданского судопроизводства.
Решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 20 ноября 2017 г. административные исковые требования Коклданова А.В. удовлетворены. На Федеральную службу исполнения наказаний России возложена обязанность поставить Коклданова А.В, ** ххх **** года рождения, с членами его семьи - К.В.В, ** ххх **** года рождения, К.М.А, ** ххх **** года рождения, К.С.А, ** ххх **** года рождения, К.Х.А, ** ххх **** года рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты подачи рапорта - 26 февраля 2014 г.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков Федоренко С.И. просит решение суда отменить как незаконное ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам по делу и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает необоснованным вывод суда о незаконности отказа комиссии ФСИН России в постановке на учет получения единовременной социальной выплаты, поскольку к рапорту истцом не были приложены документы о месте регистрации его детей по месту жительства за последние 5 лет до подачи рапорта, предусмотренные подп. "з" п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, в частности, до 22 декабря 2011 г.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда требованиям материального закона и обстоятельствам дела.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Коклданова А.В, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренные в оспариваемом решении комиссии ФСИН России основания для отказа в постановке Коклданова А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты, применительно к конкретным обстоятельствам дела, являются формальными и не могут повлечь за собой отказ последнему в реализации его права.
С такими выводами суда нельзя согласиться.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 1 ст. 1 указанного закона в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подп. "б" п. 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в п. 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (п. 6 Правил).
На основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).
В соответствии с абз. 2 п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. N 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок).
В приложении N 1 к Порядку утвержден рекомендуемый образец заявления (рапорта) для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов.
При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как видно из материалов дела, Коклданов А.В. с 2 февраля 1998 г. по настоящее время проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы.
26 февраля 2014 г. он обратился в УФСИН России по Республике Калмыкия с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением письменных документов, в том числе о совместно проживающих с ним членах семьи: супруги- К.В.В, ** ххх **** года рождения, детей: сына К.М, ** ххх **** года рождения, дочери - К.С, ** ххх **** года рождения, сына - К.Х, ** ххх **** года рождения.
7 марта 2014 г. на заседании подкомиссии УФСИН России по РК было принято решение о направлении рапорта Коклданова А.В. и документов на рассмотрение в комиссию ФСИН России для принятия по нему решения.
Решением комиссии ФСИН России от 24 декабря 2015 г. последнему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании подп. "з" п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с непредоставлением необходимых документов, а именно - о регистрации детей по месту жительства до 22 декабря 2011 г.
Таким образом, основанием для отказа комиссией ФСИН России в постановке Коклданова А.В. с составом семьи из пяти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило то обстоятельство, что последним не были предоставлены предусмотренные действующим законодательством документы с места жительства его детей за последние пять лет до подачи рапорта, и, в частности, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов.
В учетном деле Коклданова А.В. для получения единовременной социальной выплаты, представленном ФСИН России по запросу суда первой инстанции, имеются: копии паспортов, свидетельств о регистрации брака и рождении детей, справка администрации Яшкульского сельского муниципального образования о составе семьи, выписка из похозяйственной книги, из которых следует, что Коклданов А.В. постоянно проживает и зарегистрирован по адресу: "... " с 21 апреля 2001 года, его супруга зарегистрирована по этому же адресу, как месту постоянного проживания, с 1 апреля 2004 года, а их дети - с 22 декабря 2011 года.
Дубликаты свидетельств о регистрации детей заявителя по месту жительства, выданные руководителем органа регистрационного учета в Яшкульском районе Республики Калмыкия, также имеющиеся в учетном деле, не содержат данных о том, по какому адресу, как месту жительства, дети были зарегистрированы, указано лишь следующее - "... ". Не содержат эти документы и данных о датах регистрации.
Какие-либо иные документы, кроме вышеперечисленных, подтверждающие место жительства или место пребывания детей Коклданова А.В. - К.М, ** ххх **** года рождения, К.С, ** ххх **** года рождения, в период с 25 февраля 2009 года, а К.Х, ** ххх **** года рождения, после этой даты до 22 декабря 2011 года, в представленном ФСИН России учетном деле Коклданова А.В. отсутствуют.
Таким образом, поскольку Коклдановым А.В. в нарушение требований п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не был представлен полный пакет надлежащих документов, в частности, о месте регистрации его несовершеннолетних детей по месту жительства за последние пять лет - до 22 декабря 2011 г, то комиссия ФСИН России правомерно отказала истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Имеющиеся в материалах административного дела незаверенные надлежащим образом светокопии справки на детей истца из школы, сообщения Управления образованием Администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия, заявлений о принятии детей в школу, приказов по детскому саду "Искра", а также свидетельств о регистрации детей - К.М. и К.С. по месту жительства по адресу: "... " с 9 июля 2001 года и 2 февраля 2004 года соответственно, лицевых счетов похозяйственных книг, домовой книги, представленные в судебном заседании суда первой инстанции, не свидетельствуют о том, что данные документы были представлены истцом в комиссию ФСИН России с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в постановке Коклданова А.В. на учет с составом семьи из пяти человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, а именно представления Кокладновым А.В. полного пакета необходимых документов для постановки его на указанный учет.
Ссылка истца на то, что его несовершеннолетние дети фактически проживали с ним по месту его жительства и регистрации до 22 декабря 2011 года, не может быть принята во внимание, поскольку каких-либо документов, предусмотренных вышеназванными Правилами, свидетельствующих об этом, в подкомиссию УФСИН России по Республике Калмыкия и комиссию ФСИН России вместе с рапортом о постановке на учет представлено не было.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным обжалуемого решения ФСИН России являются неправомерными, а принятое им решение подлежит отмене как незаконное, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 20 ноября 2017 г. отменить.
В удовлетворении административных исковых требований Коклданова А.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи В.С. Васляев
Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.