Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Панасенко Г.В. и Кутлановой Л.М,
при секретаре Клиповой Д.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Убушаевой Л.У. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Калмыкия" о признании незаконным отказа в выдаче справки на проведение ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, по апелляционной жалобе представителя ответчика Цебековой Л.В. на решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 23 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Кутлановой Л.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ФКУ "Военный комиссариат Республики Калмыкия" Цебековой Л.В, поддержавшей доводы жалобы, возражения Убушаевой Л.У, судебная коллегия
установила:
Убушаева Л.У. - мать военнослужащего ФИО, погибшего в августе 1996г. при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики, обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. 17 августа 2017 года Убушаева Л.У. обратилась с заявлением в военный комиссариат г. Лагань, Лаганского и Черноземельского районов Республики Калмыкия о выдаче ей справки на проведение ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявших кормильца. Отказывая в выдаче справки, военный комиссариат в письме от 21 августа 2017 года сослался на то, что в свидетельстве о регистрации права на жилой дом, расположенный по адресу: "Данные изъяты", в строке "объект права" указана квартира, а не жилой дом. С данным отказом не согласна. Просила признать отказ военного комиссариата г. Лагань, Лаганского и Черноземельского районов Республики Калмыкия в выдаче ей справки на проведение ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, незаконным и возложить на ответчика обязанность выдать такую справку.
Определением Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2017 года произведена замена ненадлежащего ответчика - военного комиссариата г. Лагани, Лаганского и Черноземельского районов Республики Калмыкия на надлежащего - Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Калмыкия".
Решением Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 23 ноября 2017 года действия ФКУ "Военный комиссариат Республики Калмыкия", выразившиеся в отказеУбушаевой Л.У.в выдаче справки на проведение ремонта индивидуального жилого дома, принадлежащего члену семьи военнослужащего, потерявшему кормильца, расположенного по адресу: "Данные изъяты", признаны незаконными. На ФКУ "Военный комиссариат Республики Калмыкия" возложена обязанность не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу выдатьУбушаевой Л.У.справку на проведение ремонта индивидуального жилого дома и сообщить об этом в Лаганский районный суд Республики Калмыкия.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "Военный комиссариат Республики Калмыкия" Цебекова Л.В. просит решение суда отменить. Указывает, что жилое помещение, принадлежащее Убушаевой Л.У, не относится к индивидуальному жилому дому, так как содержит в себе элементы общего имущества: несущие конструкции, стены, крышу, фундамент. В жилом доме расположено более двух квартир, следовательно, дом является многоквартирным. В абзаце 2 пункта 1 Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313 определено, что их действие не распространяется на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения административного истца, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия находит решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что квартира Убушаевой Л.У. в виде 1/2 части жилого дома является индивидуальным жилым помещением и не относится к квартире в многоквартирном доме. Следовательно, действия военкомата Республики Калмыкия, выразившиеся в отказе Убушаевой Л.У. в выдаче справки на проведение ремонта индивидуального жилого дома, принадлежащего члену семьи военнослужащего, потерявшему кормильца, являются незаконными.
С указанными выводами суда согласиться нельзя.
В статье 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017), регламентирующей социальную защиту членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, предусмотрено, что ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации (абзац 3 пункта 2).
Пунктом 2 Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313 (далее - Правила), установлено, что право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов, имеют члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы).
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются установленные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено этим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил к членам семей погибших (умерших) военнослужащих относятся, в том числе, лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.
Следовательно, при определении круга лиц, имеющих в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" право на ремонт индивидуальных жилых домов за счет средств федерального бюджета, необходимо исходить из состава членов семей военнослужащих, указанного в пункте 5 статьи 2 данного Закона.
Из указанных правовых норм следует, что родители военнослужащего, не состоящие на его иждивении, не отнесены к числу членов семей военнослужащих, на которых распространяются установленные социальные гарантии и компенсации, если иное не предусмотрено федеральными законами применительно к конкретным социальным льготам.
Таким образом, в настоящее время в Законе "О статусе военнослужащих", как и в других федеральных законах, отсутствуют нормы, распространяющие социальную льготу по ремонту индивидуальных жилых домов на родителей, не находившихся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.
Как следует из объяснений Убушаевой Л.У. в суде апелляционной инстанции и материалов дела, на момент гибели сына в августе 1996 года истец, "Данные изъяты" года рождения, не находилась на его иждивении. Следовательно, на нее не распространяются установленные Правилами социальные гарантии и компенсации.
Указанное не было учтено судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.
Доказательств нахождения истца на иждивении сына, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, и соответственно наличия у нее права на получение оспариваемых выплат в судебное заседание представлено не было.
При таких обстоятельствах, выводы суда о незаконности действий военкомата Республики Калмыкия, выразившихся в отказе Убушаевой Л.У. в выдаче справки на проведение ремонта индивидуального жилого дома, принадлежащего члену семьи военнослужащего, потерявшему кормильца, являются неправомерными.
Судебное решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с отказом в удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 23 ноября 2017 года отменить.
В удовлетворении административного искового заявления Убушаевой Л.У. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Калмыкия" о признании незаконным отказа в выдаче справки на проведение ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, отказать.
Председательствующий Л.Л.Лиджеева
Судьи Г.В.Панасенко
Л.М.Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.