Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н,
судей Негласона А.А, Бартенева Ю.И,
при секретаре Дагаевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чуриковой Т.А. к Министерству образования Саратовской области о начислении ежемесячных денежных средств на содержание несовершеннолетнего, по апелляционной жалобе администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области на заочное решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 08 ноября 2017 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Негласона А.А, объяснения представителя ответчика Министерства образования Саратовской области Богатовой Н.Н, считавшей доводы жалобы обоснованными, а решение подлежащим отмене, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Чурикова Т.А. (до брака Корнева Т.А.) обратилась в суд с исковыми требованиями (с учетом их уточнений) к администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, Министерству образования Саратовской области о начислении ежемесячных денежных средств на содержание несовершеннолетнего. В обоснование заявленных требований указала, что является ребенком сирой, так как ее мать - ФИО4 умерла "дата", а отца у нее никогда не было. Постановлением администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области от 11 февраля 2013 года N 42 над ней было установлено попечительство, попечителем назначен Корнев М.А. Постановлением администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области N 41 от 11 февраля 2013 года в ее пользу с 15 января 2013 года назначены выплаты ежемесячных денежных средств на ее содержание, распоряжение денежными средствами было разрешено Корневу М.А, на открытый на ее имя лицевой счет N.
Решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 24 ноября 2015 года, вступившим в законную силу, из актовой записи о ее рождении за N от "дата" исключены сведения об отце Корневе А.И... На основании названного решения Чуриковой (Корневой) Т.А. выдано свидетельство о рождении N, в котором сведения об отце были исключены. В июне 2017 года Чуриковой Т.А. стало известно, что ежемесячные денежные выплаты, назначенные постановлением администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области N 41 от 11 февраля 2013 года с 15 января 2013 года по 01 января 2014 года на открытый на ее имя счет Министерством образования Саратовской области не перечислялись.
Определением Новоузенского районного суда Саратовской области от
07 ноября 2017 года администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области была исключена из числа ответчиков, ответчиком указано Министерство образования Саратовской области (л. д. 105).
Полагая, что бездействием ответчика нарушены ее права, Корнева Т.А. обратилась в суд и просила обязать ответчика произвести начисление и перечисление назначенных постановлением администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области N 41 от 11 февраля 2013 года ежемесячных денежных средств на ее содержание, на открытый на ее имя лицевой счет N в дополнительном офисе N в Сбербанке России в период с 15 января 2013 года по 01 января 2014 года.
Заочным решением Новоузенского районного суда Саратовской области от
08 ноября 2017 г. постановлено:
- обязать Министерство образования Саратовской области произвести начисление и перечисление назначенных постановлением администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области N 41 от 11 февраля 2013 года ежемесячных денежных средств на содержание Чуриковой (Корневой) Т.А. на открытый на ее имя лицевой счет N в дополнительном офисе N в Сбербанке России в период с 15 января 2013 года по 01 января 2014 года.
В апелляционной жалобе представитель администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. В доводах жалобы ссылается на то, что истец не могла иметь статус ребенка сироты, поскольку была рождена в браке, соответственно отец у нее имелся, что исключает возможность начисления денежных средств на ее содержание.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили. При указанных обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
На основании ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом, то есть, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также вопросы социальной защиты являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В целях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующее законодательство предусматривает различные формы устройства таких детей.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронажную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 СК РФ).
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон "Об опеке и попечительстве"), Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 1 ст. 36 ГК РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"). Вместе с тем на основании ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.
Согласно п. 3 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Указанное право подопечного ребенка на обеспечение ему содержания корреспондируется с установленной п. 3 ст. 36 ГК РФ обязанностью опекуна или попечителя заботиться о содержании своего подопечного.
Государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, создавая тем самым необходимые условия для их содержания опекунами (попечителями). При этом федеральным законодательством регламентированы вопросы, касающиеся прав подопечных, а также опекунов (попечителей) на суммы пособий и иных выплат, представляющие собой установленную федеральным и региональным законодательством государственную поддержку подопечных и опекунов (попечителей), а также установлен порядок распоряжения этими средствами.
Так, в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом; суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.
Указанные правила вытекают из ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", согласно которой подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.
Так, согласно п. 1 ст. 37 ГК РФ опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 данного Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".
На основании ст. 12.1 Федерального закона N 81-ФЗ опекуны и попечители, в частности, имеют право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, размер которого установлен статьей 12.2 данного Федерального закона. Выплата указанного государственного пособия производится за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации (ст.ст. 4, 4.1 Федерального закона N 81-ФЗ).
К числу государственных пособий, предоставляемых опекунам и попечителям детей, относится также ежемесячное пособие на ребенка (статья 3 Федерального закона N 81-ФЗ). При этом за субъектами Российской Федерации закреплено право самостоятельно устанавливать размер, порядок назначения, индексации и выплаты данного пособия (ст. 16 Федерального закона N 81-ФЗ). В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 81-ФЗ выплата этого пособия производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Целый ряд социальных льгот и гарантий находящимся под опекой (попечительством) детям предоставляет Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствие со ст. 5 названного Федерального закона предусмотрено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этой же нормой закреплено, что предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, а дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, - расходными обязательствами Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п. 1 ст. 145 СК РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Из содержания приведенных норм во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 31 ГК РФ, ч. 3 ст. 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" следует, что основаниями, позволяющими отнести ребенка к категории детей, оставшихся без попечения родителей, служат такие обстоятельства, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость в связи с этим осуществления государством защиты его прав и интересов, в том числе путем предоставления дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела "дата" между ФИО3, "дата" года рождения и ФИО4, "дата" года рождения был заключен брак, при этом, ФИО4 переменила фамилию на ФИО19, что подтверждается актовой записью N (л. д. 107).
"дата" родилась Корнева Т.А, при этом в графе сведения об отце был указан ФИО6, что подтверждается записью акта о рождении N (л. д. 106).
"дата" брак между ФИО7 и ФИО8 был расторгнут, что подтверждается записью о расторжении брака N (л. д. 107). После расторжения брака мать истца переменила фамилию на добрачную - ФИО18.
Таким образом, Чурикова (Корнева) Т.А. родилась в период зарегистрированного брака между ФИО3 и ФИО8
ФИО4 - мать истицы умерла "дата", что подтверждается свидетельством о смерти серии N (л. д. 14).
Постановлением администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области от 11 февраля 2013 года N 42 над Корневой Т.А. было установлено попечительство, попечителем назначен Корнев М.А.
Постановлением администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области N 41 от 11 февраля 2013 года в пользу Корневой Т.А. с 15 января 2013 года назначены выплаты ежемесячных денежных средств на ее содержание, распоряжение денежными средствами было разрешено Корневу М.А. на лицевой счет N, открытый на имя Корневой Т.А.
В ходе судебного заседания в суде первой инстанции было установлено, что сведений о ежемесячных выплатах денежных средств, выплачиваемых попечителю, на Чурикову (Корневу) Т.А. не имеется, поскольку личного дела опекаемого не заводилось.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в оспариваемый период отец ребенка был лишен возможности содержать дочь Чурикову (Корневу) Т.А, а также того, что имелись основания, предусмотренные законодательством для назначения в пользу истца опекунских выплат.
Каких-либо доказательств наличия обстоятельств, дающих основания для назначения указанных выплат на опекаемую Чурикову (Корневу) Т.А, суду не представлено, равно как и представлено документов, подтверждающих факт обращения опекуна в орган опеки и попечительства в указанный период времени с заявлением о назначении выплат, а также размер данных выплат.
Кроме того, в решении суда об удовлетворении требования, связанного с невыплатой денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), должно быть указано, за счет казны какого публично-правового образования производится взыскание задолженности. Вместе с тем, суд возложил обязанность произвести начисление и перечисление назначенных постановлением администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области N 41 от 11 февраля 2013 года ежемесячных денежных средств на содержание Чуриковой (Корневой) Т.А. на Министерство образования Саратовской области, которое в силу Положения о Министерстве образования Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 10 июля 2007 года N 267-П) является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции управления в сфере образования, осуществляющим взаимодействие по указанным направлениям с иными органами исполнительной власти Саратовской области, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, а также с органами местного самоуправления Саратовской области. Министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета главного распорядителя и получателя бюджетных средств, открываемые в установленном порядке, печать с изображением герба Саратовской области и своим наименованием, а также соответствующие печати, бланки и штампы. Финансирование расходов по содержанию и обеспечению деятельности Министерства, а также по реализации возложенных на него полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета и за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в сфере образования (п. 1 Положения).
Согласно п. 34 названного Положения, в полномочия Министерства образования Саратовской области входит предоставление мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в подведомственных учреждениях, детей-инвалидов, детей из многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении, детей из малоимущих семей в рамках установленных полномочий. При этом, министр, а также другие должностные лица Министерства несут персональную ответственность за целевое использование выделенных в распоряжение Министерства бюджетных средств.
Таким образом, финансовым органом, Министерство образования Саратовской области не является, соответственно не может быть надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В судебном заседании также установлено, что постановление администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области N 41 от 11 февраля 2013 года о назначении выплаты ежемесячных денежных средств на содержание несовершеннолетней Чуриковой Т.А. и постановление администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области от 11 февраля 2013 года N 42, которым над Корневой Т.А. было установлено попечительство в адрес Министерства образования Саратовской области не поступали, доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), а также неправильное применение норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) повлекло за собой ошибочный вывод суда об удовлетворении исковых требований Чуриковой Т.А.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
заочное решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 08 ноября 2017 года о возложении обязанности на Министерство образования Саратовской области произвести начисление и перечисление назначенных постановлением администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области N 41 от 11 февраля 2013 года ежемесячных денежных средств на содержание Чуриковой (Корневой) Т.А. на открытый на ее имя лицевой счет N в дополнительном офисе N в Сбербанке России в период с 15 января 2013 года по 01 января 2014 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Чуриковой (Корневой) Татьяны Анатольевны к Министерству образования Саратовской области о возложении обязанности области произвести начисление и перечисление назначенных постановлением администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области N 41 от 11 февраля 2013 года ежемесячных денежных средств на содержание Чуриковой (Корневой) Т.А. на открытый на ее имя лицевой счет N в дополнительном офисе N в Сбербанке России в период с 15 января 2013 года по 01 января 2014 года отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.