Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К,
судей Булгаковой М.В, Султанова Р.А,
при секретаре Гатченко О.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бочкаревой Ольги Алексеевны к обществу с ограниченной ответственностью "НИКО", некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства" Оренбургской области" о возмещении ущерба, компенсации морального вреда, взыскании штрафа,
по апелляционной жалобе некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 октября 2017 года,
установила:
Бочкарева О.А. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав в его обоснование, что 28.01.2016 года Советом депутатов муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в п.Первомайский Оренбургского района Оренбургской области. Капитальный ремонт кровли многоквартирного (адрес) в (адрес), в котором расположена принадлежащая истцу квартира N, осуществлялся с лета 2016 года ООО "НИКО". 02 сентября 2016 года произошел залив дождевыми водами принадлежащей ей квартиры через раскрытую кровлю крыши, что подтверждается актом осмотра квартиры. До настоящего времени добровольно ей ущерб ответчиками не возмещен.
Просила суд взыскать с ООО "НИКО" в возмещение ущерба стоимость восстановительного ремонта квартиры по представленному отчету специалиста в размере 61 700 рублей; стоимость работы оценщика по оценке ущерба в сумме 6 000 рублей; компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей; рассмотреть вопрос о наложении на ответчиков штрафа, предусмотренного п.6 ст.13 Закона "О защите прав потребителей".
Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц Правительство Оренбургской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
Решением Оренбургского районного суда от 16 октября 2017 года исковые требования Бочкаревой О.А. к некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" удовлетворены частично.
Взысканы с некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в пользу Бочкаревой О.А. сумма ущерба в размере 45 152 рублей, расходы за составление оценки ущерба в размере 4 390 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Взысканы с некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в бюджет расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 686,26 рублей.
В апелляционной жалобе НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" просит отменить решение суда в полном объеме, принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное определение судом надлежащего ответчика по иску и незаконные выводы суда по существу заявленных истцом требований.
В суд апелляционной инстанции представители ответчиков, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились.
Судебная коллегия в порядке, предусмотренном статьей 167 Гражданского процессуального кодекса, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К, выслушав пояснения Бочкаревой Л.А, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы.
Решение суда проверяется в апелляционном порядке по доводам жалобы только в части удовлетворения иска к НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" о возмещении ущерба, поскольку в другой части истцом оно не обжалуется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО6 является собственником квартиры N, расположенной по адресу: (адрес).
Согласно договору подряда N 30/2016 от 19.05.2016 года НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в качестве заказчика поручил, а ООО "НИКО" в качестве подрядчика принял на себя обязательство по выполнению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту МКД, в том числе, ремонт крыши в многоквартирном доме по адресу: (адрес). Работы были приняты заказчиком по акту приемки выполненных работ от 20.12.2016 года.
В сентябре 2016 года, в ходе проведения работ по капитальному ремонту крыши, произошло затопление квартиры, принадлежащей Бочкаревой Л.А, что подтверждается актом осмотра квартиры от (дата) представителями Фонда, актом от (дата), составленным комиссией: заместитель директора ООО "Техносервис" ФИО7, начальник ПТО ООО "Техносервис" ФИО8, согласно которым произошло залитие квартиры со стороны кровли дома при проведении капитального ремонта. Объем повреждений зал - потолок на площади 16 кв.м, стены площадью 32 кв.м, кухня - потолок 6 кв.м, стены 11 кв.м, прихожая- потолок 8 кв.м, стены 16 кв.м, полны 6 кв.м, кладовая - стены 6 кв.м, замыкание электропроводки 26 м.
Согласно заключению эксперта ФИО9 от 09.10.2017 года причиной затопления квартиры, расположенной по адресу: (адрес), послужило проведение ремонтных работ кровли, наличие дефектов (или отсутствие) водоизоляционного ковра на крыше жилого дома в месте расположения квартиры.
Дефекты строительных конструкций в помещении кухни квартиры носят эксплуатационный характер и не связаны с затоплением.
Стоимость ущерба от залития квартиры, расположенной по адресу: (адрес), составляет 45 152 руб.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с ч.2 ст.1064 ГК РФ законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со статьями 22, 23 Закона Оренбургской области 12.09.2013 года N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Оренбургской области создается один региональный оператор на основании постановления Правительства Оренбургской области.
На территории Оренбургской области для выполнения указанных целей, в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 г. N 562-п создана некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области".
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) выполненных работ требованиям проектной документации, осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3,4,5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации
Согласно п. 5 ст. 178 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение, как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором ( часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Разрешая спор и удовлетворяя иск Бочкаревой Л.А. в части возмещения убытков, причиненных в результате залива квартиры при проведении капитального ремонта кровли МКД, суд первой инстанции пришел с учетом установленных обстоятельств дела и применив указанные выше нормы права, к обоснованному выводу о том, что ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, перед собственниками помещений в силу закона несет региональный оператор - Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области, в связи с чем взыскал с Фонда в пользу истца в счет возмещения причиненного подрядчиком материального ущерба стоимость восстановительного ремонта поврежденного жилого помещения в соответствии с заключением эксперта.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о необходимости установления вины Фонда в причинении ущерба истцу в качестве обязательного условия для его возмещения несостоятельны, поскольку противоречат требованиям п.6 статьи 182 ЖК РФ, устанавливающей ответственность регионального оператора за убытки, причиненные подрядными организациями собственникам помещений в результате капитального ремонта общего имущества МКД, без установления вины регионального оператора.
По аналогичным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что надлежащим ответчиком по данному спору должна выступать подрядная организация ООО "НИКО" - причинитель вреда. Условие договора подряда о возложении ответственности за убытки, причиненные собственникам помещений в МКД, на подрядчика, в силу прямого указания закона на ответственность регионального оператора в данном случае, имеет значение для спора между сторонами такого договора, заключенного без участия собственников помещений МКД.
Что касается ссылки в жалобе на определение объема ответственности регионального оператора при применении к спорным правоотношениям части 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, основанием для изменения решения суда она служить не может, поскольку в данном случае следует исходить из общих правил ответственности должника по обязательствам, установленным главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 15, 393, 400 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки должны возмещаться в полном объеме, если право на полное возмещение убытков не ограничено законом или договором (ограниченная ответственность).
Частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничение ответственности регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, не установлено, региональный оператор отвечает за действия подрядной организации перед собственниками в соответствии с принципом полного возмещения убытков.
Кроме того в части 5 статьи 178 ЖК РФ отсутствует указание на ограничение ответственности регионального оператора внесенными взносами на капитальный ремонт одного собственника, перед которым у регионального оператора возникает обязанность по возмещению убытков.
Согласно части 1 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации имущество регионального оператора формируется за счет взносов учредителей, платежей собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, других не запрещенных законом источников.
Поскольку имущество регионального оператора формируется из различных источников частью 5 статьи 178 ЖК РФ конкретизируется вид имущества (внесенные взносы на капитальный ремонт, т.е. платежи всех собственников помещений в многоквартирных домах в фонд капитального ремонта), за счет и в пределах которого исполняется обязанность регионального оператора по возмещению убытков при неисполнении им своих обязательств перед собственниками.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Фонда судебная коллегия не усматривает.
Судом правильно установлен характер спорных правоотношений, верно применены нормы материального права при разрешении дела по существу и не допущено нарушения норм гражданского процессуального права при правовой оценке представленных доказательств, постановлено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.