Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В,
судей Морозовой Л.В, Сенякина И.И,
при секретаре Гатченко О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Макулиной С.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, о включении периодов, о назначении пенсии, о компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области
на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 12 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения истца Макулиной С.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Макулина С.А. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области (УПФР в г. Орске) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, о назначении пенсии, указав, что 22 февраля 2017 года она обратилась в УПФР в г. Орске с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР в г. Орске в назначении пенсии ей отказано в связи с отсутствием необходимого льготного стажа, так как по расчетам ответчика её стаж составил 28 лет 7 месяцев 13 дней, при необходимом 30 лет. С указанным решением она не согласна.
Уточнив исковые требования, окончательно просила: признать решение ответчика N от 29 мая 2017 г. незаконным; обязать ответчика включить ей в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды: с 22 октября 2001г. по 31 декабря 2001 г. работы в должности фельдшера здравпункта аэропорт *** с 01 января 2002 г. по 10 октября 2002 г. - работы в должности фельдшера здравпункта медико-бытового комплекса ***; с 03 мая 1988 г. по 03 июля 1988 г, с 11 марта 2009 г. по 07 апреля 2009 г, с 15 апреля 2014 г. по 14 мая 2014 г. нахождения на курсах повышения квалификации; с 18 ноября 2011 г. по 24 июня 2012 г. - работы в должности медицинской сестры *** назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с 22 февраля 2017 г, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 руб, взыскать расходы по оплате государственной пошлины и расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.
Решением суда иск Макулиной С.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области удовлетворён частично.
Суд постановилобязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области включить Макулиной С.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды: с 22 октября 2001 г. по 31 декабря 2001г. работы в должности фельдшера здравпункта аэропорт *** с 18 ноября 2011 г. по 24 июня 2012г. работы в должности медицинской сестры ***, с 03 мая 1988 г. по 03 июля 1988 г, с 11 марта 2009 г. по 07 апреля 2009 г, с 15 апреля 2014 г. по 14 мая 2014 г. нахождения на курсах повышения квалификации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Макулиной С.А. - отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области в пользу Макулиной С.А. 300 руб. - расходы по оплате государственной пошлины, 3000 руб. - расходы на оплату услуг представителя.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Орске, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, просит данное решение отменить в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов с 22 октября 2001г. по 31 декабря 2001г. и с 18 ноября 2011г. по 24 июня 2012г, вынести в указанной части новое решение, которым в удовлетворении данных требований Макулиной С.А. отказать.
Представитель УПФР в г. Орске, надлежащим образом уведомлённый о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требования о включении в страховой стаж Макулиной С.А, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периода работы с 01 января 2002 г. по 10 октября 2002 г. фельдшером здравпункта медико-бытового комплекса ***", и удовлетворения требования о включении в указанный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 03 мая 1988 г. по 03 июля 1988 г, с 11 марта 2009 г. по 07 апреля 2009 г, с 15 апреля 2014 г. по 14 мая 2014 г, отказа в удовлетворении требования о назначении досрочной страховой пенсии и компенсации морального вреда, не обжалуется.
В соответствии с ч.2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет решение в обжалуемой части.
В соответствии с п. 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Для учёта периодов работы с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно также применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Макулина С.А. 22 февраля 2017 г. обратилась в УПФР в г. Орске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В соответствии с решением начальника Пенсионного фонда N от 29 мая 2017 г, ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа.
Рассчитанный Пенсионным фондом стаж составил 28 лет 7 месяцев 13 дней (требуется 30 лет).
В специальный стаж не были засчитаны спорные периоды.
Решением начальника Пенсионного фонда N от 22 августа 2017 г. в связи с обнаружением ошибки (опечатки) в указании периода работы внесены изменения в решение начальника УПФР в г. Орске от 29 мая 2017 г. N.
Разрешая требование о включении в специальный стаж истца для назначения пенсии периода работы с 22 октября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в должности фельдшера здравпункта аэропорта *** суд обоснованно исходил из того, что данные требования подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, где указано, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также во врачебных здравпунктах, в фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно - учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Согласно справке о переименовании предприятия от 15 августа 2017 г, в спорные периоды *** *** *** аэропорт *** переименован в *** авиапредприятие аэропорт *** на основании распоряжения комитета по управлению Госимуществом Оренбургской области от 12 июля 1993 г. N. Далее *** авиапредприятие аэропорт " *** переименовано в Государственное унитарное авиапредприятие " *** Федеральной авиационной службы России Приволжского регионального управления ФАС России. В последующем предприятие переименовано в Государственное унитарное авиапредприятие " *** Федеральной авиационной службы России Приволжского регионального управления ФАС России (приказ Государственного унитарного авиапредприятия " ***" от 29.12.1997 г. N). Приказом от 04 декабря 2001 г. N предприятие переименовано в Федеральное Государственное унитарное дочернее предприятие " ***" Приволжского окружного межрегионального территориального управления Минтранса России Государственной службы Гражданской авиации.
Из справки N от 25 января 2016 г. ГУП Оренбургской области " ***" следует, что Макулина С.А. работала в аэропорту " ***" Оренбургского объединенного авиаотряда Приволжского управления гражданской авиации в должности фельдшера врачебного здравпункта с 08 января 1991 г. по 31 декабря 2001 г.
В соответствии с изменениями в штатное расписание ГУАП " *** аэропорт " *** от 22 октября 2001 г. N, с 22 октября 2001 года из состава аэропорта " ***" исключен врачебный здравпункт, в который входили заведующий - врач, фельдшера, санитарка, и с 22 октября 2001 года здравпункт, в котором имелось 4 единицы фельдшера, включен в состав медико- бытового комплекса.
В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2002г. N 02-5-08/20-АР602 указано, что Министерство здравоохранения Российской Федерации поддерживает тенденцию к созданию и содержанию за счёт собственных средств здравпунктов на предприятиях и организациях, независимо от ведомственной принадлежности и организационно - правовой формы последних, в целях сохранения здоровья работников. Функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в их уставе медицинской деятельности.
Уставом Федерального государственного унитарного дочернего предприятия " ***" предусмотрены такие виды деятельности как оказание медико-санитарной помощи с функциями врачебно-летной экспертизы, оздоровительной и лечебной (п. 2.3.10 Устава).
В пункте 15 Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года N 395 (действовавшей до 03 июля 2003 года) было указано, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Учитывая, что упомянутым приказом здравпункты прямо обозначены в качестве структурных подразделений предприятий и организаций, в силу пункта 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, выводы суда являются верными, поскольку в спорный период истец работала в должности, предусмотренной Списком, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N 1066 и фельдшерский здравпункт, в котором она осуществляла лечебную деятельность, являлся структурным подразделением государственного предприятия.
С учетом вышеизложенных норм права, неубедительными являются доводы жалобы о том, что врачебный здравпункт и фельдшерский здравпункт должны относиться к поликлинике (амбулатории), так как они могли быть структурными подразделениями предприятий и организаций.
Вопреки доводам жалобы тот факт, что с 22 октября 2001г. здравпункт был включён в состав медико - бытового комплекса не является основанием для отказа в удовлетворении требования о включении спорного периода в специальный стаж истца, поскольку не исключает того обстоятельства, что здравпункт остался структурным подразделением Федерального Государственного унитарного дочернего предприятия " ***".
Доводы жалобы о том, что истица в указанный период работала в здравпункте, который не являлся ни врачебным, ни фельдшерским здравпунктом, несостоятельны, так как фактически истица в спорный период осуществляла деятельность в фельдшерском здравпункте, поскольку штатная единица врача в данном здравпункте отсутствовала. Это подтверждается тем, что с 22 октября 2001г. из штатного расписания аэропорта " ***" был исключён врачебный здравпункт и включен здравпункт, в котором имелось 4 единицы фельдшера.
Утверждение истицы и её работодателя о том, что она работала в указанный период во врачебном здравпункте, на существо принятого решения не влияет, а потому данный довод жалобы также не может являться основанием для отмены решения суда.
Ссылку подателя жалобы на то, что согласно всем нормативным правовым актам Минздрава СССР, Минздрава РФ врачебный здравпункт и фельдшерский здравпункт должен возглавлять врач, судебная коллегия отклоняет.
Так, в п.1.6.1 приказа Минздрава СССР от 11 октября 1982г. "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек" установлены штатные нормативы должностей медицинского персонала фельдшерских здравпунктов, согласно которым заведующим фельдшерского здравпункта являются фельдшер или медицинская сестра.
Штатные нормативы, предусмотренные п. 1.6.1, применяются при расчете штатов здравпунктов, в том числе, при промышленных предприятиях и предприятиях связи с численностью работников не менее 500 на каждом из них.
Удовлетворяя исковые требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы истца с 18 ноября 2011 г. по 24 июня 2012 г. медицинской сестрой *** суд указал, что Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. N 781, предусмотрены учреждения социального обслуживания - дома-интернаты для престарелых и инвалидов, специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов (позиция N 31). Список предусматривает должности - медицинская сестра, медицинская сестра палатная (постовая).
С выводами суда судебная коллегия соглашается на основании следующего.
Согласно записям в трудовой книжке, 11 октября 2002 г. истец принята медсестрой в отделение ***. 29 августа 2011 г. ГСУСО " ***" переименовано в ГАУСО " *** 06 декабря 2012 г. Макулина С.А. переведена в общее отделение на должность медицинской сестры.
В соответствии со справкой, уточняющей льготный характер труда, ГАУСО " ***" от 22 февраля 2017 г. N в период с 11 октября 2002 г. по 17 ноября 2011г. Макулина С.А. работала в должности медицинской сестры в отделении " ***" ГСУСО " ***" на 1 ставку. С 18 ноября 2011 г. по 24 июня 2012 г. в должности медицинской сестры отделения " ***" на 1 ставку. С 25 июня 2012 г. по 01 апреля 2015 г. в должности медицинской сестры в социально-медицинском отделении ГАУСО " ***" на 1 ставку. С 02 апреля 2015 г. по настоящее время работает старшей медицинской сестрой в отделении активного долголетия в ГАУСО " ***" на 1 ставку. Учреждение подтверждает, что данная работа дает истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 г.
29 августа 2011г. Правительством Оренбургской области принято постановление N-п о создании государственного автономного учреждения социального обслуживания Оренбургской области " *** путём изменения типа существующего государственного стационарного учреждения социального обслуживания " ***".
Приказом Министерства социального развития Оренбургской области от 09 сентября 2011г. N утверждён Устав государственного автономного учреждения социального обслуживания Оренбургской области " *** Установлено, что государственное автономное учреждение социального обслуживания Оренбургской области " *** является правопреемником государственного стационарного учреждения социального обслуживания " ***
В соответствии с Уставом ГАУСО Оренбургской области " *** учреждение осуществляет свою деятельность путём выполнения работ, оказания услуг в сфере реализации социально-оздоровительных и профилактических мероприятий для отдельных категорий населения, путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса. Предметом деятельности учреждения является создание и обеспечение для граждан пожилого возраста и инвалидов частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и (или) передвижению, и вследствие этого нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении, наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности. В учреждение принимаются граждане, не способные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющие родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход.
23 апреля 2012г. утверждены изменения N к уставу государственного автономного учреждения социального обслуживания Оренбургской области " *** в соответствии с пунктом 1 которого титульный лист в части наименования учреждения следует читать в следующей редакции: "государственного автономного учреждения социального обслуживания Оренбургской области " ***".
Как следует из Устава ГАУСО системы социальной защиты населения " ***" в редакции от 11 марта 1999г, 09 сентября 2011 г. с изменениями от 23 апреля 2012г, 25 июня 2012 г, от 09 октября 2012 г, 25 декабря 2012 г, от 15 октября 2014 г, от 10 июля 2015 г. основными целями и видами деятельности учреждения являлись и являются оказание услуг в сфере реализации социально-оздоровительных и профилактических мероприятий для отдельных категорий населения, путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса. Предмет деятельности - создание и обеспечение для граждан пожилого возраста и инвалидов частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и (или) передвижению, и вследствие этого нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении, наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни.
Таким образом, с момента трудоустройства Макулиной С.А. характер её работы и деятельности учреждения не изменялись.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку при решении вопроса о назначении досрочной пенсии по старости юридическое значение имеет характер выполняемой работы и обязанностей. Отказ в реализации гражданином конституционного права на пенсию по одним лишь формальным основаниям недопустим. Формальное толкование нормативных положений ведет к умалению установленного Конституцией Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, не отвечает условиям пенсионного обеспечения, установленных федеральным законом.
Доводы жалобы о том, что выводы суда об изменении только наименования учреждения являются неверными не соответствуют обстоятельствам дела, так как ГАУСО " *** был создан на основании постановления Правительства Оренбургской области от 29 августа 2011г. N-п и путём изменения типа существующего государственного стационарного учреждения социального обслуживания, из наименования учреждения были исключены слова "стационарного обслуживания", не опровергают выводов суда, поскольку фактически, как следует из Устава учреждения, цели, предмет и виды деятельности учреждения не менялись.
Кроме того в спорный период учреждение оставалось стационарным. Так в пункте 15 Устава указано, что для достижения установленных настоящим Уставом целей учреждение принимает и размещает граждан в соответствии с профилем Учреждения и учётом состояния их здоровья; предоставляет обслуживаемым гражданам, в соответствии с установленными нормативами, койко-места с мебелью и инвентарём, обеспечивает граждан, в соответствии с утверждёнными нормативами, постельными принадлежностями, предметами личной гигиены, нательным бельём, одежной и обувью.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального законам "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливает тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Довод жалобы о том, что суд не вправе устанавливать тождественность наименований учреждений не влекут отмену решения, так как суд данное тождество не устанавливал.
Между тем согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 05 января 2003г. N-ГК "О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов рекомендовано использовать номенклатуру учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в котором в п.1.1. "Стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе, указан: "дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов", что также подтверждает обоснованность выводов суда.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 12 октября 2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.