Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Селютиной И.Ф,
судей областного суда Хакимовой О.В, Кудряшова В.К,
при секретаре Михалевой В.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кучаевой ФИО8 к Управлению по вопросам миграции УМВД РФ по Оренбургской области, УМВД РФ по Оренбургской области, Управлению по вопросам миграции МВД РФ по Курганской области, УМВД РФ по Курганской области о восстановлении срока на обжалование решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание
по апелляционной жалобе УМВД России по Курганской области на решение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 26 сентября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В, представителя УМВД России по Оренбургской области Бураченок Е.Г, административного истца Кучаеву М.А, судебная коллегия
установила:
Кучаева М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением указав, что 5 июля 2017 г. УМВД России по Оренбургской области вынесло в отношении нее решение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории России N. Считает данное решение незаконным, поскольку оно принято по формальным основаниям, без учета всех обстоятельств, данных о ее личности, её семейного положения.
Просит признать незаконным решение Управления по вопросам миграции УМВД РФ по Оренбургской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ от 5 июля 2017 г.
Определением суда от 21 августа 2017 г. заменен ненадлежащий административный ответчик Управление по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области на надлежащего - УМВД России по Оренбургской области.
В ходе рассмотрения дела Кучаева М.А. требования административного иска дополнила, указав, что 12 мая 2017 г. Управление по вопросам миграции УМВД России по Курганской области вынесло о неразрешении ей въезда в Российскую Федерацию. По мнению Кучаевой М.А. это решение незаконно, по формальным основаниям. Копия решения ей не была направлена.
На основании решение УМВД по Курганской области от 12 мая 2017 г. Управление по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области 5 июля 2017 г. вынесло решение об отказе в выдаче Кучаевой М.А. разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Кучаева М.А. просила восстановить срок для обжалования решения Управления по вопросам миграции МВД России по Курганской области от 12 мая 2017 г. и признать его незаконным. Также просила признать незаконным решение Управления по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области от 5 июля 2017 г. об отказе в выдаче ей разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Решением Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 26 сентября 2017 г. исковое заявление Кучаевой М.А. удовлетворено.
С таким решением не согласно УМВД России по Курганской области, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В, представителя УМВД России по Оренбургской области Бураченок Е.Г, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, административного истца Кучаеву М.А, просившую решение суда оставить без изменений, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г.) иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 12 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Кучаева М.А, (дата) года рождения, является гражданкой Республики Таджикистан.
Решением Управления по вопросам миграции МВД России по Курганской области от 12 мая 2017 г. на основании подпункта 12 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. Кучаевой М.А. не разрешён въезд в Российскую Федерацию до (дата) года в связи с тем, что она в период предыдущего пребывания на территории Российской Федерации превысила срок пребывания в 90 суток суммарно в течение периода в 180 суток.
Решением Управления по вопросам миграции УМВД РФ по Оренбургской области от 5 июля 2017 г. Кучаевой М.А. отказано в выдаче разрешения на временное проживание на основании п. 1.2 ст. 7 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Удовлетворяя заявленные требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение УФМС России по Курганской области представляет собой вмешательство в сферу личной и семейной жизни Кучаевой М.А, право на уважение, которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Такие меры могут быть применены уполномоченным органом исполнительной власти только в крайней необходимости в интересах национальной безопасности и общественного порядка, целями предотвращения беспорядков или преступлений, целями охраны здоровья или нравственности.
Учитывая сложившиеся устойчивые семейные связи на территории Российской Федерации, выводы суда первой инстанции о том, что принятие такой меры ограничения как запрет въезда в Российскую Федерацию не соответствует степени общественной опасности совершенного правонарушения, степени вины административного истца, соответствуют обстоятельствам, установленным по данному делу.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Кучаева М.А. с детского возраста проживает на территории Российской Федерации, имеет малолетнюю дочь, которая родилась в (адрес), является собственником жилого помещения (квартиры) расположенного в (адрес). Все близкие родственники Кучаевой М.А. проживают на территории России. Судом принято во внимание также то, что у административного истца утрачены связи с Республикой Таджикистан.
Судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административных ответчиков в суде первой инстанции, они были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного решения они не влияют.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вступившей в силу для России 5 мая 1998 г, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.
Кроме того, Европейский Суд по правам человека акцентировал внимание на том, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 26 сентября 2017 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу УМВД России по Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.