Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области А.Ю.Б ... на вступившее в законную силу решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 04 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз",
установил:
постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 01 августа 2017 года N *** производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз" прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решением судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 04 сентября 2017 года постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 01 августа 2017 года N *** отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области А.Ю.Б. просит об отмене решения судьи районного суда и принятии по делу нового решения об оставлении постановления должностного лица без изменения.
ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз" в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ направлены копия жалобы должностного лица административного органа на указанное судебное решение и извещение о подаче этой жалобы. В установленный срок возражения на жалобу в Оренбургский областной суд не поступили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ административным правонарушением признается выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Советского района г. Орска Оренбургской области в период с 21 ноября 2016 года по 21 февраля 2017 года проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности в отношении ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз", расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, пер. Парковый, д. 9.
В ходе проведения проверки выявлено, что находящиеся на балансе предприятия 12 единиц автотранспортных средств являются передвижными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ. В результате работы двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств оказывается негативное воздействие на окружающую среду (выбрасывается диоксид азот, углерод оксид, углерод черный (сажа), диоксид серы, оксид углерода, бензин нефтяной, керосин). Стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является гараж.
Прокуратурой при проведении проверки сделан вывод о том, что предприятием нарушены требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляются без специального разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти.
По результатам проверки был составлен акт проверки от 21 февраля 2017 года, в отношении ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области исходил из того, что в материалах дела нет достаточных и допустимых доказательств того, что гараж является стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, поскольку отсутствуют доказательства факта выброса вредных (загрязняющих) веществ через ворота и вентиляционные отверстия гаража. Находящаяся на балансе предприятия автотранспортная техника арестована ОСП Советского района г. Орска Оренбургской области, доказательств ее эксплуатации не представлено, из чего сделан вывод о том, что выбросы от работы названной техники не осуществлялись.
Отменяя постановление о прекращении производства по делу, судья районного суда исходил из того, что юридическая оценка всем доказательствам не дана, что повлияло на выводы должностного лица. Судья указал, что наложение ареста на транспортные средства не свидетельствует о невозможности их эксплуатации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух необходимо при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств (ч. 2 ст. 14 Закона N 96-ФЗ).
Исходя из положений данной нормы, а также ч. 2 ст. 30 Закона N 96-ФЗ при эксплуатации транспортных средств обязанности по получению разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и соблюдению установленных технических нормативов выбросов лежат на лицах их эксплуатирующих (собственниках, арендаторах и т.д.).
Таким образом, по делу необходимо установить, использует (эксплуатирует) ли ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз" при осуществлении своей деятельности неорганизованный стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - гараж, а также находящиеся на балансе предприятия единицы автотранспортных средств, эксплуатация которых неразрывно связана с выбросом и концентрацией вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе.
Однако эти обстоятельства должностным лицом в нарушение требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ не проверялись.
Располагая сведениями о том, что принадлежащие ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз" транспортные средства арестованы, должностное лицо в нарушение требований названных норм КоАП РФ не истребовал постановление о наложении ареста на имущество. По делу не установлено, ограничил ли судебный пристав - исполнитель право предприятия владеть и пользоваться автотранспортными средствами, либо ограничил только право распоряжаться этим имуществом; нарушает ли предприятие данные ограничения. Кроме того, не установлены места хранения автотранспортных средств.
Информационное письмо ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз" от 05 декабря 2016 года содержит сведения об использовании предприятием наемной техники, однако должностным лицом не установлено количество привлеченного автотранспорта, места его отстоя, прогрева и рейсирования.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Исходя из положений ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в п. 2 ст. 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Допущенные должностным лицом процессуальные нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 01 августа 2017 года N *** обоснованно отменено.
С учетом того, что на момент рассмотрения протеста прокурора в Советском районном суде г. Орска Оренбургской области срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело в соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ правильно было направлено на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Исходя из изложенного, оснований для отмены или изменения решения судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 04 сентября 2017 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 04 сентября 2017 года, вынесенное в отношении ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области А.Ю.Б. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.