судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе
председательствующего Жуковой Н.Н,
судей Букреева Д.Ю, Демидкиной Е.А,
при секретаре Склядневе О.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления дорог и транспорта Липецкой области на решение Советского районного суда г.Липецка от 25 октября 2017 года,
которым постановлено
Взыскать с Управления дорог и транспорта Липецкой области в пользу Кулешовой Светланы Федоровны денежные средства в сумме 178658 рублей, в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда отказать.
В удовлетворении исковых требований Кулешовой Светланы Федоровны к ОГУП "Липецкдоравтоцентр" о взыскании причиненного ущерба, компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.
Взыскать с Управления дорог и транспорта Липецкой области в бюджет г.Липецка государственную пошлину в сумме 260 рублей.
Заслушав доклад судьи Букреева Д.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кулешова С.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению дорог и транспорта Липецкой области, ОГУП "Липецкдоравтоцентр" о возмещении ущерба. Истец указала, что 30 января 2017 года в 16 час. 40 мин. на 9 км.+500 м. автодороги регионального значения Восточный обход Грязинского района Липецкой области, управляя собственным автомобилем "Рено Меган" рег.знак N, она допустила наезд на яму в дорожном покрытии проезжей части, размеры которой превышали нормативные. В результате автомобиль потерял управление, ударился об отбойник, и был поврежден.
По изложенным основаниям Кулешова С.Ф. просила взыскать с ответчиков стоимость восстановительного ремонта автомобиля в размере 109.751 руб, расходы на оценку 15.000 руб, почтовые расходы 595 руб, и компенсацию морального вреда в размере 20.000 руб.
В судебном заседании Кулешова С.Ф. иск поддержала, и просила взыскать стоимость восстановительного ремонта автомобиля в размере 138.356 руб, с учетом заключения судебной экспертизы.
Представитель Управления дорог и транспорта Липецкой области Шпрыкова Е.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, считая надлежащим ответчиком подрядную организацию ОГУП "Липецкдоравтоцентр", на которую в соответствии с государственным контрактом возложена ответственность за причинение ущерба перед третьими лицами.
Представитель ОГУП "Липецкдоравтоцентр" Порядин С.Ю. просил отказать в удовлетворении иска, считая причиной ДТП нарушение истцом пункта 10.1 Правил дорожного движения РФ, и оспаривая стоимость восстановительного ремонта автомобиля, как определенную истцом без учета износа.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Управление дорог и транспорта Липецкой области просит об отмене решения, настаивая на прежних доводах.
Выслушав представителя Управления дорог и транспорта Липецкой области Шпрыкову Е.В, поддержавшую жалобу, возражения Кулешовой С.Ф. и ее представителя Незнаенко В.Л, изучив материалы дела, обсудив доводы апеллянта, проверив законность решения в пределах этих доводов, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно части 1 статьи 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимости по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
На основании представленных доказательств, которым в решении дана оценка, по делу правильно установлено, и не оспаривается, что принадлежащий Кулешовой С.Ф. автомобиль "Рено Меган" рег.знак N был поврежден 30 января 2017 года вследствие потери управления в результате наезда на выбоину на 9 км +500 м. автодороги регионального значения Восточный обход Грязинского района Липецкой области.
Доказательства иной причины ДТП ответчиками не представлены.
Согласно схеме места ДТП размеры выбоины составили 1,7 м. (длина) х 0,7 м. (ширина) х 7 см. (глубина), что существенно превышает нормативные пределы.
Постановлением должностного лица ОГИБДД ОМВД России по Грязинскому району Липецкой области от 2 февраля 2017 года дорожный мастер ОГУП "Липецкдоравтоцентр" Скребунов А.Е. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, выразившегося в допущении наличия на дорожном покрытии вышеуказанной выбоины.
В соответствии с заключением судебной экспертизы, которая апеллянтом не оспаривается, стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца без учета износа составляет 138.356 рублей.
При установленных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о доказанности причинной связи между повреждением автомобиля истца и ненадлежащим содержанием указанного участка дороги регионального значения.
Разрешая вопрос о надлежащем ответчике, суд правильно признал таковым Управление дорог и транспорта Липецкой области.
В соответствии с частью 6 статьи 3 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также Закон) дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 12 статьи 3 Закона, содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно части 2 статьи 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 13 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из содержания вышеприведенных норм возмещение вреда, причиненного в результате ненадлежащего содержания дорог, осуществляется лицами, ответственными за содержание дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 15 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 26.11 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Закона Липецкой области "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью в Липецкой области" в целях осуществления полномочий органов государственной власти Липецкой области на основе (с использованием) объектов областной собственности в соответствии с действующим законодательством создаются, в частности, областные государственные унитарные предприятия, областные государственные учреждения.
Таким образом, создание областных государственных унитарных предприятий не равнозначно передаче соответствующих полномочий, и само по себе не погашает ответственность органов государственной власти за исполнение своих обязанностей, в том числе, в сфере дорожной деятельности.
Иное возможно лишь при создании областных государственных учреждений, наделяемых органом государственной власти полномочиями заказчика в сфере дорожной деятельности.
В соответствии с "Положением об Управлении дорог и транспорта Липецкой области", утвержденным распоряжением Администрации Липецкой области N267-р от 20 июня 2012 года, к функциям Управления, в частности, относятся:
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
- осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения безопасности дорожного движения.
В деле имеется государственный контракт от 26 декабря 2016 года между Управлением дорог и транспорта Липецкой области и ОГУП "Липецкдоравтоцентр".
По условиям контракта заказчик Управление дорог и транспорта Липецкой области поручает, а подрядчик ОГУП "Липецкдоравтоцентр" принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, и обязуется обеспечить круглосуточное бесперебойное и безопасное движения транспортных средств.
В соответствии с приложением к указанному контракту "Техническое задание" в перечень основных видов работ входит заделка выбоин на проезжей части автодорог.
Согласно пункту 5.4.19 контракта подрядчик обязан компенсировать третьим лицам и заказчику убытки за ущерб, включая судебные издержки, связанные с травмами или ущербом, в том числе в результате ДТП, возникшими вследствие ненадлежащего выполнения подрядчиком работ в соответствии с контрактом или вследствие нарушения имущественных или иных прав, охраняющих интеллектуальную собственность.
Вместе с тем, наличие данного контракта не освобождает Управление дорог и транспорта Липецкой области от осуществления собственных титульных функций в сфере содержания дорог, а равно от обязанности осуществлять надлежащий контроль подрядчика.
Согласно Уставу ОГУП "Липецкдоравтоцентр" предприятие создано в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, то есть в качестве подрядчика для более эффективной реализации полномочий Управления дорог и транспорта Липецкой области.
В соответствии же с вышеприведенными нормами закона ответственность за содержание дорог возложена на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Осуществление содержания автомобильных дорог охватывает контроль заказчиком подрядных организаций, созданных для обеспечения исполнения данного полномочия.
Соответственно, указание в государственном контракте об ответственности подрядчика ОГУР "Липецкдоравтоцентр" перед третьими лицами за вред, причиненный в результате ненадлежащего выполнения подрядных работ, не отменяет обязанность Управления дорог и транспорта Липецкой области возместить такой вред в силу закона, как заказчика подрядных работ, ответственного за содержание автомобильных дорог регионального значения.
В этой связи, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по государственному контракту, Управление дорог и транспорта Липецкой области вправе обратиться с требованиями о возмещении ущерба в порядке регресса.
Суду апелляционной инстанции представлены сведения о создании областного казенного учреждения "Дорожное агентство Липецкой области" постановлением администрации Липецкой области от 14 декабря 2016 года N495, которому переданы полномочия государственного заказчика в сфере содержания и эксплуатации автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Указанное обстоятельство не влияет на исход данного дела, поскольку лимиты бюджетных обязательств на содержание автомобильных дорог переданы ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области" 5 апреля 2017 года, что подтверждено копией справки об изменении росписи расходов и лимитов бюджетных обязательств, в то время как рассматриваемый случай имел место 30 января 2017 года.
В части размера присужденных сумм решение не обжалуется, и с учетом его обоснования в данной части оно не вызывает сомнений, позволяющих выйти за пределы доводов жалобы.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам, нормам права, и оснований считать их ошибочными не имеется.
Доводы апеллянта, направленные на иное толкование закона, не могут повлечь отмену судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Липецка от 25 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления дорог и транспорта Липецкой области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.