судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Федосовой Н.Н,
судей Поддымова А.В. и Демидкиной Е.А,
при секретаре Калининой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Чепурнова А.А. на решение Советского районного суда г.Липецка от 24 октября 2017 года, которым постановлено:
Взыскать с Чепурнова А.А, проживающего по адресу: "адрес", задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 10 859 руб. и пени в сумме 123 руб. 87 коп, а всего взыскать 10 982 руб. 87 коп, перечислив указанную сумму на расчетный счет УФК по Липецкой области для Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Липецкой области, р/сN 40101810200000010006в ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области г. Липецк, БИК044206001, КБК18210601020041000110(налог на имущество), КБК 18210601020042100110(пени).
Взыскать с Чепурнова А.А. в доход бюджета муниципального образования город Липецк государственную пошлину в сумме 400 руб..
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области (далее - МИФНС России N 6 по Липецкой области) обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом заявления об уточнении исковых требований, к Чепурнову А.А. о взыскании недоимки по налогу имущество физических лиц за 2015 год в размере 10 859 руб. и пени в сумме 123 руб. 87 коп, а всего - 10 982 руб. 87 коп, ссылаясь на то, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц. Ему на праве собственности принадлежат следующие объекты налогообложения: здание (строение, сооружение), расположенное по адресу: "адрес" "адрес"(кадастровый N); нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"(кадастровый N); здание (строение, сооружение), расположенное по адресу: "адрес" (кадастровый N); квартира, расположенная по адресу: "адрес"(кадастровый N). В отношении квартиры Чепурнову А.А. предоставлена налоговая льгота как ветерану боевых действий. За 2015 год административному ответчику исчислен налог за нежилое помещение и здание, расположенные в "адрес", в общей сумме 21859 руб... В адрес ответчика направлялись налоговое уведомление и требование об уплате налога в указанном размере и пени в сумме 123 руб. 87 коп, однако Чепурнов А.А. оплатил только 11000 руб... Административный истец обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ был выдан, однако в последующем в связи с поступлением от Чепурнова А.А. возражений относительно его исполнения, он был отменен.
В судебном заседании Чепурнов А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", является гаражом. Он как участник боевых действий имеет право на предоставление налоговой льготы в отношении данного объекта налогообложения.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе Чепурнов А.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на те же доводы, что и в суде первой инстанции.
Выслушав Чепурнова А.А, представителя МИФНС России N 6 по Липецкой области Мешкову А.А, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п.2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", в соответствии с которым раздел X Налогового кодекса Российской Федерации дополнен главой 32 "Налог на имущество физических лиц". С указанной даты признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Законом Липецкой области от 7 августа 2017 года N 87-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Липецкой области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" (принят Липецким областным Советом депутатов 27 июля 2017 года, вступил в силу с 1 января 2018 года) установлена единая дата начала применения на территории Липецкой области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2018 года.
Согласно п.2 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В силу ст.404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2014 года N 685 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год" на 2015 год установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,147.
Решением Липецкого городского Совета депутатов N948 от 6 ноября 2014 года "О Положении о налоге на имущество физических лиц на территории города Липецка" в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена налоговая ставка в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов).
При суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) свыше 1100 тыс. руб, налоговая ставка составляет 2 процента от нее.
Указанным нормативным правовым актом налоговые льготы не предусмотрены.
В соответствии с п.1 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов является пени (п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п.п.1,2,3,4,5,6 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент направления требования об уплате налога) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно п.1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
В соответствии с положениями п.4 ст.52, п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления налогового уведомления и требования об уплате налога по почте заказными письмами они считаются полученным по истечении шести дней с даты направления соответствующих заказных писем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в 2015 году за Чепурновым А.А. на праве собственности были зарегистрированы следующие объекты недвижимого имущества:
-нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"(кадастровый N), с налоговой базой 572 716 руб. (инвентаризационная стоимость 499 317 руб. Х 1,147);
-здание (строение, сооружение), расположенное по адресу: "адрес" (кадастровый N) с налоговой базой 520 227 руб. (инвентаризационная стоимость 453 555 руб. Х 1,147).
За указанные объекты недвижимости административному ответчику исчислен за 2015 год налог на имущество физических лиц в общей сумме 21859 руб. (11454 руб. (572716 (налоговая база) Х 2 (ставка налога) Х 1/100) + 10405 руб. (520227 (налоговая база) Х 2 (ставка налога) Х 1/100).
8 октября 2016 года в адрес налогоплательщика налоговым органом направлено налоговое уведомление Nот 29 сентября 2016 года об уплате налога по сроку уплаты не позднее 1 декабря 2016 года.
В связи с неуплатой налога в предусмотренный законом срок в адрес административного ответчика 23 декабря 2016 года направлено требование об уплате налога Nот 19 декабря 2016 года на сумму 21 859 руб. и пени на сумму 123 руб. 87 коп... В требовании налогоплательщику предлагалось уплатить указанные суммы в срок до 16 февраля 2017 года.
Факт направления заказными письмами налогового уведомления и требования об уплате налога на имущество физических лиц подтверждается списками заказной корреспонденции со штампами почтовой службы. Факт получения указанной почтовой корреспонденции также подтвержден объяснениями административного ответчика.
1 февраля 2017 года Чепурнов А.А. произвел оплату задолженности по налогу на имущество за 2015 год в сумме 11 000 руб..
В остальной части сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц (10859 руб.) и пени (123 руб. 87 коп.) Чепурновым А.А. оплачена не была.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 17 Советского судебного района г. Липецка от 5 мая 2017 года с Чепурнова А.А. взыскивались указанные суммы задолженности по налогу и пени.
Определением мирового судьи судебного участка N 17 Советского судебного района г. Липецка от 25 мая 2017 года указанный судебный приказ отменен по тем основаниям, что Чепурнов А.А. обратился к мировому судье с возражениями относительно его исполнения.
24 июля 2017 года МИФНС России N 6 по Липецкой области обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административным истцом соблюден установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе - направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога и пени.
Доказательств того, что на момент рассмотрения дела недоимку по налогу за 2015 год и пени административный ответчик уплатил в полном объеме, материалы дела не содержат.
Учитывая то, что административным истцом соблюдены порядок и сроки направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога и пени, обращения в суд, доказательств уплаты указанных сумм административным ответчиком не представлено, основания для предоставления льготы по уплате налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего налогоплательщику нежилого помещения и здания, расположенных в "адрес", у налогового органа отсутствовали, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления налогового органа.
Довод административного ответчика о том, что ему принадлежал в 2015 году по адресу: "адрес" гараж, в отношении которого подлежит предоставлению налоговая льгота, является несостоятельным.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлено право на налоговую льготу ветеранам боевых действий.
В силу пункта 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая льгота может быть предоставлена только в отношении следующих видов объектов налогообложения: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; 5) гараж или машино-место.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 23 октября 2017 года за Чепурновым А.А. в 2015 году был зарегистрирован на праве собственности следующий объект недвижимости: наименование - мастерская (сопряжение стен с лит. N), расположенное по адресу: "адрес", назначение - нежилое здание.
В представленном ответчиком свидетельстве о государственной регистрации права, выданном 13 марта 2012 года Управлением Росреестра по Липецкой области, указанный объект недвижимости поименован как здание мастерской.
Согласно частям 3 и 5 статьи 1 Федерального закона 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Налоговым органом исчисляется налог на имущество физических лиц в соответствии со сведениями об объектах недвижимости и зарегистрированных правах на имущество, предоставляемых в соответствии с п.4 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации органами, осуществляющими такую регистрацию.
Поскольку за Чепурновым А.А. в 2015 году был зарегистрирован на праве собственности объект недвижимости в виде здания "мастерская", поэтому правовых оснований считать его гаражом с предоставлением налоговой льготы не имелось.
Учитывая изложенное, довод Чепурнова А.А. о том, что согласно свидетельству о государственной регистрации права и данным технической инвентаризации назначение указанного объекта недвижимости - гараж-склад, не может повлечь отказ в удовлетворении иска.
При этом судебная коллегия также учитывает то, что согласно представленным Чепурновым А.А. свидетельству о праве собственности, техническому паспорту, выкопировкам из технических паспортов административным ответчиком приобреталась часть здания площадью 104,4 кв.м. (ранее - 116,1 кв.м.) под лит. " N", являвшаяся мастерской.
По данным технического паспорта по состоянию на 21 февраля 2003 года имелось единое здание с наименованием "гараж, склад", в состав которого входила одна часть, состоящая из 3-х нежилых помещений с наименованиями "мастерские" общей площадью 116,1 кв.м. (лит. " N"), в дальнейшем перешедшая в собственность административного ответчика. Все три мастерские вместе с воротами и окнами были расположены в передней части здания. Позади них располагалась другая часть здания, которая перешла в собственность иному лицу, состоявшая из одного помещения гаража (лит. " N") и двух помещений склада (лит. " N).
По данным выкопировки из технического паспорта по состоянию на 12 января 2010 года он был оформлен только на объект недвижимости под лит. " N" - "мастерская" (сопряжение стен с лит N), без указанной выше части здания, принадлежащей иному лицу. По данным названной выкопировки из технического паспорта мастерская была реконструирована путем демонтажа стен, разделявших три подсобных помещения, две мастерские и тамбур, с образованием единого помещения "мастерская" (лит. " N", ранее - лит. " N") и с установкой двух навесов (лит. N" и лит. " N).
Реконструкция указанной части здания согласно отметкам на выкопировках технических паспортов была узаконена лишь в 2017 году.
Из представленных выкопировок технических паспортов следует, что в 2015 году ответчику принадлежало здание, в составе которого официально помещения в виде гаража не имелось.
При таких обстоятельствах оснований считать, что административному ответчику в 2015 году принадлежал гараж, и он имеет право на предоставлении налоговой льготы в отношении данного объекта недвижимости, не имеется.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Сама по себе иная оценка Чепурновым А.А. представленных доказательств, не может служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Оснований, предусмотренных законом, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 и 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Липецка от 24 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чепурнова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно:
судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.