Тульский областной суд в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В,
при секретаре Щепотине П.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-56/2018 (N3а-1017/2017) по административному исковому заявлению Белуха С.Б, Белуха И.А. к правительству Тульской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
установил:
Белуха С.Б, Белуха И.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к правительству Тульской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, указав в обоснование заявленных требований на то, что являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами:
- N, площадью 3 960 кв.м, расположенного по адресу: "адрес";
- N, площадью 218 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Белуха И.А. является также арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 502 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Полагают, что утвержденная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N по состоянию на 01.01.2016 года в размере 13 515 559,2 рублей, 758 694,5 рублей, 1 903 202,48 рублей соответственно, является необоснованно завышенной, что затрагивает их права и обязанности при уплате земельного налога, арендной платы.
С целью определения рыночной стоимости земельных участков административные истцы обратились в ООО " ". В соответствии с отчетом об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО " ", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 4 974 000 рублей, с кадастровым номером N - 286 000 рублей, с кадастровым номером N - 660 000 рублей.
На основании изложенного, просили установить кадастровую стоимость названных выше объектов недвижимости, равную их рыночной стоимости в соответствии с отчетом ООО " " N от ДД.ММ.ГГГГ.
Административные истцы Белуха С.Б, Белуха И.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном ранее суду письменном ходатайстве ссылался на то, что Управление Росреестра по Тульской области не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном ранее суду письменном ходатайстве ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области не оспаривает заявленные административным истцом требования и просит вынести решение на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Кимовский район в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Исходя из положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. до 01.01.2017 года) кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносились органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости, в числе иных сведений, вносились сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков с 01.01.2017 года осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно статье 7 указанного Закона сведения в Единый государственный реестр недвижимости вносятся органом регистрации прав на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом 1 части 5 статьи 8 данного Закона предусмотрено, что в кадастр недвижимости в числе дополнительных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Белуха С.Б, Белуха И.А. являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами:
- N, площадью 3 960 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения предпринимательской деятельности, расположенного по адресу: "адрес";
- N, площадью 218 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, расположенного по адресу: "адрес".
Данные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14.09.2017 года, и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административные истцы, как собственники вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности.
С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Как следует из материалов дела и установлено судом, Белуха И.А. в соответствии с договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N и дополнительных соглашений к нему, является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 502 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N и дополнительных соглашений к нему размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Указанные обстоятельства позволяют прийти к выводу, что определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N затрагивает права и обязанности административных истцов.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года N 546 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области по состоянию на 01.01.2016 года, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере 13 515 559,2 рублей, с кадастровым номером N - в размере 758 694,5 рублей, с кадастровым номером N - в размере 1 903 202,48 рублей. Вышеуказанная стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 18.12.2016 года.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С целью определения рыночной стоимости указанного земельного участка административные истцы обратились в ООО ".
В соответствии с отчетом об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО " ", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 4 974 000 рублей, с кадастровым номером N - 286 000 рублей, с кадастровым номером N - 660 000 рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
По смыслу положений статей 17.1, 24.16, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.06.2015 N 145-ФЗ) отчет об определении кадастровой (рыночной) стоимости подлежит обязательной экспертной оценке экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (оценщики), составивший отчет, на предмет соответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
По ходатайству административных истцов в целях подтверждения рыночной стоимости принадлежащих административным истцам объектов недвижимости судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО " А".
Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении ООО " А" N от ДД.ММ.ГГГГ, отчет ООО " " N от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, определенная в отчете ООО " " N от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается.
Данное экспертное заключение суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в сфере оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Как следует из постановления правительства Тульской области от 30.11.2016 года N 546 кадастровая стоимость находящихся в собственности и пользовании административных истцов земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N определена по состоянию на 01.01.2016 года.
На ту же дату установлена и рыночная стоимость указанных объектов в отчете ООО " " N от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденном экспертным заключением ООО " А" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельных участков, рыночная стоимость находящихся в собственности и пользовании административных истцов земельных участков являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 59 КАС РФ, в материалы дела не представлено.
Таким образом, анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в отчете ООО " " N от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденном экспертным заключением ООО " А" N от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, что затрагивает права и обязанности административных истцов как плательщиков земельного налога.
То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке, не свидетельствует о его недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете ООО " " N от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденном экспертным заключением ООО " А" N от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 4 статьи 38 КАС РФ по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов в размере рыночной административным ответчиком является государственный орган или орган местного самоуправления, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, в связи с чем, требования Белуха С.Б, Белуха И.А. подлежат удовлетворению к правительству Тульской области.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Белуха С.Б, Белуха И.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3 960 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения предпринимательской деятельности, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 4 974 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 218 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 286 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 502 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 01.01.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 660 000 рублей.
В целях налогообложения и внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости датой подачи Белуха С.Б, Белуха И.А. административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости является день обращения указанных лиц в суд - 15 ноября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 15 января 2018 года.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.