Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М,
судей Гудковой Г.В, Мишеневой М.А.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 26 октября 2017 г. по иску Макуха Л. И. к администрации Сортавальского муниципального района о включении периодов работы в стаж муниципальной службы, взыскании ежемесячной выплаты.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась в суд с иском по тем основаниям, что является получателем трудовой пенсии по старости. Решением ответчика от 24.09.2009 ей отказано в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальный службы. Истец с таким решением не согласна, уточнив заявленные требования, просила признать его незаконным, включить в стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия периоды ее трудовой деятельности в (... ) с 19.09.1974 по 01.04.1976, с 02.04.1976 по 02.05.1983, с 03.05.1983 по 14.01.1988, с 15.01.1988 по 18.04.1988, с 19.04.1988 по 31.12.1991; обязать ответчика с 22.07.2009 и до вступления решения суда в законную силу осуществить выплату ежемесячных доплат; осуществлять выплату причитающихся ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости.
Определением суда от 12.10.2017 производство по делу в части требования о признании незаконным решения администрации Сортавальского муниципального района от 24.09.2009 прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С данным решением не согласна истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что при вынесении решения суд не принял во внимание положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного 13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова, в соответствии с ч. 2 п. 6 которого для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, в связи с чем спорные периоды подлежат включению в стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия для установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости.
В письменных возражениях ответчик указывает на несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В суд апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включались периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 25 Закона).
В силу п. 2 ст. 25 Закона порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (в редакции по состоянию на 22.07.2009).
Согласно ст. 12 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 N 1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" (действовавшей на 22.07.2009) в стаж муниципальной службы муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо работы, указанной в ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", периоды муниципальной службы, указанные в п. 2 названной статьи.
Поименованный в п. 2 ст. 12 Закона Республики Карелия N 1107-ЗРК перечень видов муниципальной службы являлся закрытым и расширительному толкованию не подлежал. Зачет работы на муниципальных должностях в союзных республиках СССР в стаж муниципальной службы Законом Республики Карелия не предусмотрен.
В силу ст. 11 Закона Республики Карелия муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Согласно п. 3 ст. 11 Закона Республики Карелия уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 01.01.1997 и проживающим на территории Республики Карелия.
Из п. 6 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим администрации Сортавальского муниципального района и отраслевых органов администрации Сортавальского муниципального района, утвержденного решением XXX сессии 1 созыва Совета Сортавальского муниципального района от 10.04.2008, следует, что в стаж муниципальной службы муниципального служащего включаются периоды работы на должностях, предусмотренных п. 1 ст. 25 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также на иных должностях в соответствии с законодательством Республики Карелия.
Судом установлено, что с 26.05.2009 Макуха Л.И. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости.
22.07.2009 истец обратилась в администрацию Сортавальского муниципального района с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальный службы, решением которого от 24.09.2009 N в установлении такой доплаты было отказано по причине недостаточности стажа муниципальной службы.
В стаж муниципальной службы в Республике Карелия не был включен стаж работы Макуха Л.И. с 19.09.1974 по 21.12.1993 при городской администрации (... ), поскольку зачет периодов работы на муниципальных должностях в союзных республиках СССР в стаж муниципальной службы Законом Республики Карелия от 24.07.2007 N 1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" не предусмотрен.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Макуха Л.И. требований, поскольку включение периодов работы на муниципальных должностях в союзных республиках бывшего СССР в муниципальный стаж, дающий право на дополнительные гарантии в Республике Карелия, нормативными правовыми актами не предусмотрено.
В связи с недостаточностью у истца стажа муниципальной службы, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Макуха Л.И. права на дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к указанным выводам, подробно изложены в оспариваемом судебном акте. Оснований не согласиться ними у судебной коллегии не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием к отмене судебного постановления, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
Ссылка истца на Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" несостоятельна, поскольку данное соглашение регулирует вопросы пенсионного обеспечения, а не вопросы дополнительного социального обеспечения муниципальных служащих бывшего Союза ССР, получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 26 октября 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.