Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.
судей Гудковой Г.В, Глушенко Н.О.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17 ноября 2017 г. по иску Себина Ю. В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, перерасчете пенсии, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск заявлен по тем основаниям, что истец является получателем досрочной трудовой пенсии по старости. При назначении указанной пенсии в общий трудовой стаж и страховой стаж истца не были включены периоды его работы на территории Украины с 01.01.2002 по 15.07.2002, с 16.07.2002 по 05.04.2004, с 08.04.2004 по 13.11.2012, с 14.11.2012 по 13.11.2013, с 14.11.2013 по 08.08.2014; размер пенсии установлен без учета положений Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников стран СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992. На основании изложенного, истец просил обязать ответчика включить спорные периоды в его общий трудовой стаж и страховой стаж, произвести перерасчет размера пенсии с учетом положений указанного Соглашения с 01.09.2014 (исходя из страховых взносов, уплаченных за него в спорный период в Пенсионный фонд Украины), истребовать в Пенсионном фонде Украины сведения о суммах страховых взносов, уплаченных работодателями за спорный период.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С данным решением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что спорные периоды работы подлежат включению в общий трудовой стаж, страховой стаж на основании Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления ПФР от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"). Указывает, что сведения о размере заработка и страховых взносов представлены ответчику компетентными органами Украины и должны быть учтены при расчете размера пенсии, при этом требование об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ работодателями Украины не основано на законе.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик указывает на несогласие с ее доводами, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика Хроменкова О.А, действующая по доверенности, полагала решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что истец Себин Ю.В. являлся получателем трудовой пенсии на территории Украины с 26.12.2000.
16.03.2015 Себин Ю.В. обратился в ГУ - Управление ПФР в г. Питкяранта РК с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Решением ответчика от 15.04.2015 N пенсия истцу была назначена с 01.03.2015.
26.10.2016 решением ГУ - Управление ПФР в г. Питкяранта РК ранее принятое решение о назначении Себину Ю.В. страховой пенсии по старости было отменено в связи с поступлением из Украины пенсионного дела последнего.
29.10.2015 решением ГУ - Управление ПФР в г. Питкяранта РК N Себину Ю.В. страховая пенсия по старости назначена с 01.09.2014.
Себин Ю.В. застрахован в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации с 23.10.2014.
При определении права Себина Ю.В. на пенсионное обеспечение периоды его работы до 01.01.2002, протекавшие на территории Украины, были учтены в стаж, приобретенный на территории указанного государства.
01.10.2017 Себин Ю.В. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера его пенсии с учетом периодов работы на территории Украины с 01.01.2002 по 15.07.2002, с 16.07.2002 по 05.04.2004, с 08.04.2004 по 13.11.2012, с 14.11.2012 по 13.11.2013, с 14.11.2013 по 08.08.2014 и произведенных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Украины.
Решением ответчика от 11.10.2017 N 349 в перерасчете пенсии истцу отказано, поскольку индивидуальные сведения за указанные периоды работодателями не сдавались, после 01.01.2002 страховые взносы не начислялись и не уплачивались в Пенсионный фонд РФ.
Разрешая настоящий спор и отказывая истцу в удовлетворении требований о включении спорных периодов работы на территории Украины с 2002 г. в страховой (общий трудовой) стаж истца, суд первой инстанции исходил из того, что в силу ст. 29.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при расчете размера пенсии учитываются страховые взносы и иные поступления в Пенсионный фонд РФ, а возможность учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников Соглашения, за период после 13.03.1992 не предусмотрен.
Между тем, с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Трудовые пенсии в Российской Федерации до 01.01.2015 устанавливались и выплачивались на основании ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 3 ст. 2 ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), ст. 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан, в том числе, Украины.
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Из буквального толкования указанного положения Соглашения и письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 (зарегистрировано в МЮ РФ 21.02.1994 N 497) следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР") (далее - Рекомендации), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Учитывая изложенное, а также наличие справок компетентных органов, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность истца об уплате работодателями (страхователями) в отношении Себина Ю.В. страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение за спорные периоды, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорные периоды работы истца в Украине с 2002 г. подлежат включению в страховой (общий трудовой) стаж истца для определения его права на пенсию в Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы истца в указанной части заслуживают внимания, а решение суда первой инстанции в силу п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит в данной в части отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований истца о включении спорных периодов ей в страховой (общий трудовой) стаж.
Между тем, ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", после вступления в силу ФЗ "О страховых пенсиях", применим только в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых (страховых) пенсий исходя из величины расчетного пенсионного капитала.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названного выше Соглашения до 01.01.2002.
В силу положений ст. ст. 29.1, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" размер страховой части трудовой пенсии зависит: от количества календарного общего трудового стажа пенсионера, имеющегося по состоянию на 01.01.2002; среднемесячного заработка за 2000-2001 годы или за любые 60 месяцев подряд по 01.01.2002; суммы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица с 01.01.2002.
Таким образом, стаж работы после 01.01.2002 на размер трудовой (страховой) пенсии не влияет, а влияет сумма страховых взносов, начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд РФ и учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Поскольку стаж работы после 01.01.2002 на размер трудовой пенсии не влияет, то у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований Себина Ю.В. о перерасчете размера пенсии с учетом страховых взносов, начисленных и уплаченных за истца в спорный период в Пенсионный фонд Украины и истребовании сведений о суммах страховых взносов из базы данных Пенсионного фонда Украины.
Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы в указанной части основанными на неверном толковании норм материального права, что не является основанием для отмены решения суда в данной части.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330
ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 17 ноября 2017 г. по настоящему делу отменить в части отказа во включении в страховой (общий трудовой) стаж Себина Ю.В. периодов его работы на территории Украины, приняв в указанной части новое решение об удовлетворении иска.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции.
"Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) включить Себину Ю. В. в страховой (общий трудовой) стаж периоды работы на территории Украины с 01.01.2002 по 15.07.2002, с 16.07.2002 по 05.04.2004, с 08.04.2004 по 13.11.2012, с 14.11.2012 по 13.11.2013, с 14.11.2013 по 08.08.2014.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.