Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е,
судей Беспаловой В.В, Решетниковой О.В,
при секретаре Чайка Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района, администрации сельского поселения Нижнесортымский о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
по апелляционной жалобе (ФИО)1 на решение Сургутского районного суда от (дата), которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований (ФИО)1 - отказать".
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В, объяснения истца (ФИО)1, ее представителя Салминой И.Н, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
истец обратилась в суд с указанным иском, требования мотивировала тем, что 11.01.2017 года Департаментом строительства ХМАО-Югры истцу отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, предусмотренного Федеральным законом N 125-фз от 25.10.2002 года "О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера".
Причиной отказа послужило отсутствие необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера.
Отказ мотивирован тем, что субсидия не предоставляется гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на постоянное место жительства после (дата) и вернувшихся в указанные районы. При подсчете трудового стажа был учтен период работы в районах Крайнего Севера ( (адрес)) на момент выезда в республику Узбекистан - 9 лет 7 месяцев 22 дня (запись в трудовой книжке (номер)).
Запись в трудовой книжке (номер) от (дата) свидетельствует о дальнейшем трудовом стаже в местности, приравненной к районом Крайнего Севера.
В декабре 1991 года истец приехала в (адрес)-Ях на постоянное место жительства. Временно трудоустроилась в Балыкский леспромхоз машинистом мостового крана 3 разряда вахтовым методом.
(дата) с истцом был заключен трудовой договор с внесением записи в трудовую книжку.
Согласно справке территориального органа Пенсионного фонда РФ от (дата) страховой стаж истца составляет 28 лет 10 месяцев 23 дня, из которых стаж МКС 11 лет 6 месяцев 26 дней, стаж в районах Крайнего Севера 18 лет 1 месяц 12 дней. Пенсия по старости назначена истцу с (дата).
Просила признать нарушенным право на получение государственного жилищного сертификата, восстановить нарушенное право путем восстановления в списках очередности граждан на получение социальной выплаты гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по состоянию на (дата), восстановить нарушенное право путем включения в список очередности граждан на получение жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по состоянию на (дата), обязать Департамент строительства ХМАО - Югры выдать ей государственный жилищный сертификат.
В судебном заседании представитель истца Салмина И.Н. иск поддержала.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района Вечтомов А.Ю. в судебном заседании иск не признал.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Нижнесортымский Волошина Е.А. в судебном заседании иск не признала.
Представитель ответчика Департамента строительства ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе (ФИО)1 просит решение суда отменить, принять новое решение, которым иск удовлетворить в полном объеме.
Указывает, что имеет необходимый стаж, что подтверждается справкой из пенсионного фонда, однако судом учтен только стаж по записям в трудовой книжке, в которой имеет место длящийся трудовой стаж с октября 1988 года по февраль 1992 года.
Отмечает, что законодателем определено наличие общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, непрерывность трудового стажа в данном случае не предусмотрена законом.
В письменных возражениях Глава сельского поселения Нижнесортымский выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии в судах технической возможности осуществления видеоконференц-связи лица, участвующие в деле, их представители, а также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом или по инициативе суда. Об участии указанных лиц в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи суд выносит определение.
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от (дата) по ходатайству истца (ФИО)1 дело назначено к рассмотрению посредством системы видеоконференц-связи.
(ФИО)1 и ее представитель Салмина И.Н, участвовавшие в судебном заседании посредством использования систем ВКС, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представители Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района, администрации сельского поселения Нижнесортымский, Департамента строительства ХМАО-Югры в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания по следующим основаниям.
Право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии предусмотрено Федеральным законом от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии со статьей 1 названного Закона, действующего на дату постановки истца, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879.
Таким образом, основанием для возникновения права граждан на получение государственного жилищного сертификата является не решение уполномоченного органа о его выдаче, а Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", который предусматривает такое право, а также условия его возникновения. Решение уполномоченного органа является не основанием для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата, а основанием для реализации права граждан на получения социальной выплаты.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что отсутствие хотя бы одного из условий, предусмотренных статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", необходимых для получения жилищных субсидий, влечет за собой и отсутствие права на получение жилищной субсидии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение).
В соответствии с пунктами 24,25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
В соответствии с пунктом 20 Положения, в редакции, действовавшей на момент постановки истца на учет, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Пунктом 21 Положения предусмотрены основания снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Из анализа изложенных правовых норм следует, сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности по дате подачи первоначального заявления.
С учетом характера и назначения рассматриваемых выплат факт наличия перерыва в стаже работы в районах Крайнего Севера не может повлечь утрату права на получение жилищного сертификата с первоначальной даты постановки на учет.
Общий стаж работы истца в районах Крайнего Севера, учтенный по 09 ноября 2004 года составил 18 лет 1 месяц 12 дней, что согласуется с положениями Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписке из протокола заседания общественно-бытовой комиссии по жилищным вопросам (номер) от 28 декабря 2006 года по вопросу включения в списки очередности граждан на получение жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, комиссия приняла решение о включении (ФИО)1 в указанный список (л.д.50).
11 января 2017 года Департамент строительства ХМАО-Югры отказал (ФИО)1 в выдаче государственного жилищного сертификата, предусмотренного Федеральным законом (номер)-фз от 25.10.2002 года "О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера".
Причиной отказа послужило отсутствие необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера, учтен период работы в районах Крайнего Севера ( (адрес)) на момент выезда из районов Крайнего Севера в республику Узбекистан - 9 лет 7 месяцев 22 дня.
Кроме того указано, что предоставление субсидии гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на постоянное место жительства после (дата) и вернувшихся в указанные районы, не предусмотрено. Федеральным законодательством не предусмотрен механизм учета стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до момента выезда и после повторного прибытия в указанные районы (л.д.20).
22 февраля 2017 года постановлением N55 администрации сельского поселения Нижнесортымский (ФИО)1 снята с учета в качестве имеющей право на получение социальной выплаты для приобретения жилья составом семьи - 1 человек, со дня подачи заявления (дата) по подпункту "г" пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от ЮЛ2.2002 N 879 "Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет (л.д.21,56).
Согласно записям в трудовой книжке (номер) период работы в районах Крайнего Севера ( (адрес)) (ФИО)1 на момент выезда в республику Узбекистан составил 9 лет 7 месяцев 22 дня (л.д. 11-13).
Согласно записей в трудовой книжке (ФИО)1 продолжила трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 19 марта 1992 года, 09 ноября 2004 года уволена в связи с выходом на пенсию (л.д. 14).
Согласно справке территориального органа Пенсионного фонда РФ от 21 января 2016 года страховой стаж истца составляет 28 лет 10 месяцев 23 дня, из которых стаж МКС 11 лет 6 месяцев 26 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера 18 лет 1 месяц 12 дней, учтенный по 09 ноября 2004 года (л.д.25).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия не согласна выводом суда, считает его неправильным, поскольку (ФИО)1 прибыла в районы Крайнего Севера не позднее 01 января 1992 года, имеет необходимый общий трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера, который может быть суммарным, независимо от перерыва. Сведений о наличии у истца жилья в других регионах Российской Федерации суду не представлено.
Суд не учел, что общий стаж работы истца в районах Крайнего Севера, учтенный по 09 ноября 2004 года составил 18 лет 1 месяц 12 дней, что согласуется с положениями Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Федеральный законодатель не установилобязательного условия о наличии у граждан, претендующих на получение жилищной субсидии ( сертификата), непрерывного стажа работы не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностями. При этом следует учитывать, что правом на получение жилищной субсидии могут обладать только граждане, которые на момент выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей имели общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере; это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Судом первой инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства, что привело к вынесению незаконного решения.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене, следует постановить новое решение об удовлетворении требований.
Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского районного суда от 13 сентября 2017 года отменить.
Постановить новое решение, которым иск (ФИО)1 к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района, администрации сельского поселения Нижнесортымский о признании права на получение государственного жилищного сертификата удовлетворить.
Восстановить (ФИО)1 в списке очередности граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по состоянию на 22.02.2017 года.
Обязать Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ФИО)1 выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Председательствующий Иванова И.Е.
Судьи Беспалова В.В.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.